Укротить «Шторм»
Журналисты «Дня» посетили военных 79-й бригады, которые строят линию обороны на побережье МариуполяОтправляясь на съемку окопов на пляже, мы и не надеялись, что кого-то там застанем. Ночью был ливень, а утро началось сильным ветром. Погода не способствовала работе над оборонными сооружениями, и большинство военных были в части. Тем не менее, пройдясь по пляжу, мы увидели небольшую палатку: несколько деревянных кольев, обтянутых маскировочной сеткой и защитной клеенкой. Маловероятно, что кто-то в такую погоду может прятаться в таком ненадежном укрытии. Но как только мы подошли, нам навстречу из палатки выбежал немолодой человек в военной форме и пригласил на импровизированную экскурсию.
«Меня зовут «Дед», — представился мужчина, — Я самый молодой в бригаде. Всего 61 год. (Смеется). Меня брать сначала не хотели, говорили: слишком старый. Два месяца военкома доставал, чтобы разрешение получить».
Как оказалось, «Дед» — бывший председатель поселкового совета городка Кочетка Чугуевского района Харьковской области, а по совместительству — давний и верный читатель «Дня».
«Каждый день вашу газету покупаю. У нас дома она везде — и в киосках, и на раскладках. Здесь, правда, не часто имею возможность в город поехать, поэтому читаю в Интернете. Со смартфона в сеть выхожу. С меня ребята даже смеются иногда: почти ни у кого из них страниц в соцсетях нет, а у меня — есть. Это же так удобно: и новости узнаешь, и с людьми пообщаться можно», — улыбается мужчина.
Работу над окопами военные начали неделю назад. Сейчас оборонные рвы тянутся на несколько сотен метров, но солдаты уверяют — это лишь начало. Правда, работать на пляже не так просто, как кажется.
«Сложность в том, что мы работаем в песке, — делится «Дед». — Здесь трудно выкопать нормальную яму, поскольку ее края постоянно осыпаются. Кроме того, все нужно сразу закреплять, потому что если оставишь, то придется копать снова».
Пляж военные охраняют на протяжении суток. Пока особой работы нет: один стоит на страже, а другие отдыхают в палатке.
В НЕПОГОДУ РЕБЯТ СПАСАЕТ ОТ ХОЛОДА ХОРОШО НАТОПЛЕННАЯ «БУРЖУЙКА». ВОЕННЫЙ С ПОЗЫВНЫМ «МОЦАРТ» КОЛЕТ ДРОВА. «НЕМНОЖКО КОМФОРТА ЕСТЬ, А МНОГО И НЕ НАДО», — ГОВОРИТ ОН
«Как только рассветало, приехал командир роты. Сразу пришел на пляж, чтобы спросить, как мы пережили шторм. Сказал, что не завидует нам, потому что караул в такую погоду — не самое лучшее. Все, конечно, не так страшно, но было очень приятно, что руководство о нас думает», — рассказывает парень с позывным «Заяц».
«ОСТОРОЖНО — РЕБЕНОК СПИТ»
Хотя дождя нет уже несколько часов, но погода прогулкам не способствует.
«Пойдемте — спрячетесь, — зовет нас в палатку «Дед». — В такой ветер на улице долго не посидишь».
В палатке в это время кипит жизнь. Ребята готовят обед, а нас приглашают присесть на импровизированную постель.
«Садитесь здесь, — говорит военный с позывным «Моцарт». — Но осторожно, у нас там ребенок спит!»
ПОКА ЛИНИЯ ОБОРОНЫ ТЯНЕТСЯ ЛИШЬ НА НЕСКОЛЬКО СОТЕН МЕТРОВ, НО СОЛДАТЫ УВЕРЯЮТ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО. КОПАТЬ СТАРАЮТСЯ АККУРАТНО, В ОБХОД МОЛОДЫХ ДЕРЕВЬЕВ И БЕСЕДОК, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ ПЛЯЖУ
Сначала мы удивились, что может делать ребенок на пляже в шторм, но когда этот «ребенок» высунул черную мохнатую мордочку из-под одеяла, удивление прошло. Как оказалось, «ребенком» ребята дружно называют собачку Альфу. Ее солдатам подарили местные два месяца назад, во время визита на передовую. С тех пор она и несет службу вместе с бригадой.
ДВА МЕСЯЦА НАЗАД МЕСТНЫЕ ПОДАРИЛИ РЕБЯТАМ ПЕСИКА АЛЬФУ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТОТ СТАЛ НАСТОЯЩЕЙ ЗВЕЗДОЙ: С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОЗИРУЕТ НА КАМЕРУ И ДАЖЕ ПОДАЕТ ГОЛОС. НО ГЛАДИТЬ ЕГО РЕБЯТА ЗАПРЕЩАЮТ — ЧТОБЫ ВОЕННЫЙ ПЕС К РУКАМ НЕ ПРИВЫКАЛ
На камеру Альфа позирует с удовольствием, даже голос подает. Но гладить ее ребята запрещают, чтобы военный пес к рукам не привыкал.
«НА ДЕЖУРСТВО ПОПРОСИЛСЯ САМ — РОМАНТИКА»
После дождя парни уже успели просушиться и начинали чистить оружие. Палатка — защита не слишком надежная. При сильном ветре дождь затекает внутрь, только «буржуйка» спасает от холода и позволяет подсохнуть.
«Немножко комфорта есть, а много и не нужно, — делится «Моцарт». — Если бы мы впервые так попали, то могли бы что-то почувствовать, а так — даже и не поняли, что погода не такая, как всегда. Вообще я сегодня не должен был идти на дежурство. Люблю волны, поэтому попросился сам. Романтика...»
Как оказалось впоследствии, «Моцартом» бойца прозвали неспроста. До войны он преподавал детям вокал, кроме того, мужчина играет на клавишных, ударных, пишет песни. А теперь по вечерам часто аккомпанирует сослуживцам на гитаре. На войну «Моцарт» пошел по собственному желанию.
«Моя жена — военнообязанная, ее должны были призвать еще в прошлом году. Поскольку нельзя брать на службу двух человек из одной семьи, я решил пойти добровольцем, а ее оставить с детьми. Так будет правильно. Хотя это не единственная причина моего решения. Я не хочу, чтобы моя жена и дети жили в рабстве, чтобы ходили в магазин по талонам, чтобы моим родным рассказывали какие-то глупости с экранов телевизоров. Хочу, чтобы моя семья была счастлива, а Россия им в этом точно не поспособствует», — подытоживает «Моцарт».
НАЛОВИЛ БЫЧКОВ НА... АНТЕННУ ОТ БТР
В палатке внимание привлекает огромное количество сушеных бычков, висящих на стенах. Как оказалось, это недавний улов «Деда».
«Здесь так клюет, что за четыре часа можно мешок натаскать, — рассказывает он. — Сейчас уже на удочку ловлю, а когда не было, то на антенну от БТРа. Откручу — и так клюет. В погожий день на пляже сотни рыбаков — не протолкнешься, но если имею возможность — ловлю, это мне отдых».
Ребята же, шутя, жалуются: «Да сколько нужно той рыбы? Уже и жарим, и сушим, и уху варим — сил нет ее есть!».
К слову, на обеспечение продовольствием бойцы не жалуются. Рассказывают, что и в часть привозят достаточно продуктов, и местные подкармливают. На прошлой неделе одна из жительниц частных домов целый ящик домашней выпечки принесла — всем хватило.
Правда, не все местные настроены дружелюбно, но «Дед» отмечает приятную закономерность: чем дольше украинская армия находится в Мариуполе, тем больше людей начинают понимать, кто им друг, а кто враг.
«Местные с нами не конфликтуют. Когда мы стали копать на пляже, конечно, удивились. Не понимали, что происходит, выходили, смотрели, но протестов не было. Мы знаем, что сначала многие мариупольцы были против Украины, но теперь, когда увидели, что несет с собой Россия, ситуация улучшилась», — говорит мужчина.
Как только пляж просохнет, военные снова возьмутся за работу. Местные помогать физически пока не спешат, но бойцы подчеркивают: лишним рабочим рукам они всегда рады.
Выпуск газеты №:
№57, (2015)Section
Общество