Умение услышать
Как Вологда становится центром молодого европейского киноВ Вологде завершился II Международный фестиваль европейского молодого кино «VOICES». Эмблема фестиваля «VOICES», представляющая собой выходящие лучом из кинопроектора, увеличивающиеся буквы, составляющие собственно его имя, оказалась более чем символичной. Ведь «VOICES» в переводе — «голоса», а голоса, т.е. работы молодых кинематографистов Европы, слились в стройный хор, поющий современное видение мира дебютантами из всех европейских стран.
Команда, сложившаяся в прошлом году, во главе с президентом фестиваля Игорем Лысенко и генеральным продюсером Павлом Морозовым, работала слаженно и четко. Как и во всяком большом деле, наверное, были «подводные течения», но этого не знали и не видели ни гости, ни участники фестиваля, ни многочисленные зрители. А их в этом году было значительно больше, чем в прошлом. Залы двух вологодских и одного череповецкого кинотеатра были полны, как на утренних, так и на вечерних сеансах. А на ночных концертах и показах на площади перед Кремлем негде было яблоку упасть. Все программы фестиваля, по предварительным подсчетам, посмотрело более 20 тысяч зрителей. Если сравнить эту цифру с официальными данными самого «весомого», московского, которая больше лишь в три раза, то проведенная на Вологодчине работа говорит сама за себя. И было бы несправедливо не упомянуть здесь около 100 ребят-волонтеров, которые самозабвенно, забыв о сне и отдыхе, работали на «VOICES».
Вологодская земля, со своими сорока сороками церквей, ладным Кремлем и воспетыми в известной песне «резными палисадами», бережно хранит традиции и, одновременно, является абсолютно современным городом с новыми гостиницами, уютными кафе и ресторанами, музеями, театрами и торговыми центрами. Внутри и вокруг города такое количество истинных памятников, (достаточно вспомнить Кирилло-Белозерский монастырь или Ферапонтовский монастырь — хранитель фресок несравненного Дионисия), что становится жаль тех, кто еще не видел этого. Руководство края — губернатор Вологодчины В. Позгалев, его команда, мэры Вологды и Череповца — активно и заинтересованно поддерживают фестиваль. И не только из любви и уважения к кино. Как хорошие хозяева, они понимают, что представительный европейский кинофорум — отличный PR мирового масштаба для области и стимул для увеличения потока туристов. И поток этот действительно увеличился, что и показал второй фестивальный год.
— Активно интегрируясь в мировое культурное пространство, — сказал на церемонии открытия г-н Позгалев, — кинофестиваль «VOICES» формирует свои традиции и завоевывает авторитет в профессиональном сообществе. Всецело способствуя популяризации европейского кино, он дает возможность молодым режиссерам, сценаристам, актерам представить широкой публике свои новые работы, получить оценку отечественных и зарубежных мастеров кино, а зрителям — быть в курсе последних тенденций мировой киноиндустрии. Мы всегда рады гостям.
Не знаю, удалось ли господину Позгалеву познакомиться с фестивальной программой, так как он уехал в командировку в столицу, но его зам, Иван Поздняков, несмотря на плотный рабочий график, нашел время присутствовать на большом количестве конкурсных и внеконкурсных показов, как рядовой и заинтересованный зритель. Здесь с сожалением остается заметить, что ни на всемирно известном фестивале «Молодость», который проходит в Киеве уже не один десяток лет, ни на проходящем во второй раз Одесском Международном, высоких государственных мужей в кинозалах не замечено. Разве что на протокольных мероприятиях, где по бокам красной дорожки выстроены ряды камер и фоторепортеров.
А посмотреть, право, было что. Это прямая заслуга директора программ Игоря Гуськова, сверставшего интересную и разнообразную программу. Он успевал представлять фильмы и вести пресс-конференции, быть модератором на мастер-классах и просто найти доброе слово буквально для каждого участника и гостя.
В конкурсе было 10 картин: от российской ленты «Безразличие» Олега Флянгольца (обладателя Гран-при «Кинотавра» этого года) до английского «Тиранозавра», получившего главный приз «VOICES-2011». Что жюри в Вологде судит по гамбургскому счету, было понятно еще в прошлом году, когда Гран-при досталось украинскому дебюту «Счастье мое» Сергея Лозницы. Обладатель приза традиционно стал членом жюри. Его коллегами были Стефан Китанов, президент Софийского фестиваля; итальянская актриса, очаровательная Катерина Мурино, известная нашим зрителям по фильмам «Казино «Рояль» и «Корсиканец»; обладатель многих международных наград, сербский режиссер Горан Паскалевич и недавно вновь ставшая мамой, невероятная Ксения Раппопорт, которую в Италии любят ничуть не меньше, чем в Питере или Одессе. Главой жюри был четырежды «оскароносный» (за фильм, «внесший оживление в киноиндустрию Объединенного Королевства», — «Огненные колесницы») Хью Хадсон. Он и сейчас в строю — снимает фильм по произведению Джорджа Оруэлла «В память о Каталонии» — воспоминания автора о войне в Испании. Бескомпромиссность г-на Хадсона в качестве члена жюри известна по его противостоянию давлению небезызвестного г-на Суркова и его столичных апологетов в борьбе за приз фильму «Россия 88» на Ханты-Мансийском фестивале.
— Считаю, — подчеркнул мэтр в приватном разговоре, — что нужно низко поклониться отборщикам фестиваля «VOICES» и программному директору. Я часто выступаю в качестве участника жюри, но программа этого фестиваля составлена очень грамотно и интересно. У нее, как в хорошей драматургии, есть сюжет и его развитие. Мы много общались с коллегами, но были единодушны в принятии решений.
Главный призер — «Тиранозавр» — довольно жесткая история о двух немолодых одиночествах. Кстати, в этом году приз за лучшую женскую роль был поделен между двумя актрисами — Оливией Кольман, — героиней «Тиранозавра» и героиней шведской ленты Лизы Лангсет «К чему-то прекрасному» — Алисией Викандер. Здесь речь идет о том, можно ли, стремясь к прекрасному, сменить среду обитания, используя при этом любые средства. У этой картины тоже несколько призов. Француженка Бриджит Си получила приз за лучший сценарий, дебютировав также как режиссер в очень личной истории «Свободные руки».
Арт-директор фестиваля Карина Даньелу обеспечила не только «итальянский сегмент», который был обусловлен прохождением года Италии в России, пригласив на фестиваль мегазвезду Клаудию Кардинале и живого классика итальянского кинематографа Паоло Тавиани. Под ее «неусыпным оком» очень бурно прошел также круглый стол, посвященный проблемам совместного кинопроизводства.
Яркие пазлы никогда не сложились бы в идиллическую картину набирающего сил фестиваля «VOICES», не сложись там профессиональной команды, поддержанной местными властями, и гиганту «Северсталь», уделяющему большое внимание не только собственному техническому развитию, но и культуре.
P.S. В ближайших номерах «Дня» читайте интервью с Клаудией Кардинале и Ксенией Раппопорт.