Уникальный лицей в Кременце
Высшей школе на Волыни исполняется 200 лет
Научно-педагогические и культурно-образовательные традиции Кременецкой гуманитарно-педагогической академии им. Тараса Шевченко берут свои истоки от Братской школы — филиала Киево-Могилянской академии с 1636 года, идут через Иезуитский коллегиум (1756 — 1773) до Волынской гимназии (1805 — 1819) и Волынского лицея (1819 — 1833), а далее — к Волынской духовной семинарии (1836 — 1902), Волынскому епархиальному женскому училищу (1902 — 1920), Кременецкому лицею (1920 — 1939) и Кременецкому учительскому (1940 — 1950) и педагогическому (1950 — 1969) институтам, Кременецкому педагогическому училищу им. Тараса Шевченко (1969 — 1991), Кременецкому педагогическому колледжу им. Тараса Шевченко (1991 — 2002) и Кременецкому гуманитарно-педагогическому институту им. Тараса Шевченко (2002 — 2012) и нынешней Кременецкой гуманитарно-педагогической академии им. Тараса Шевченко (с 2012 года).
Первый общий и характерный признак названных учебных заведений: все они функционировали в области национальной духовной культуры, готовили интеллектуальные кадры для светского и духовного образования, работали на распространение грамотности среди населения Волынского региона и повышение культурно-художественного уровня общественной жизни.
Вторая особенность — их поликультурный и межнациональный характер: хотя играли свою негативную роль попытки определенных сил использовать учебные заведения как инструмент полонизации, а затем и русификации украинского общества, — национальная духовная культура получала мощный импульс для своего обновления и развития именно в точке пересечения с духовной культурой иного народа (польского, русского или еврейского). Творчество классиков мировой культуры Адама Мицкевича, Александра Пушкина, Джорджа Байрона, Тараса Шевченко не может быть орудием духовного порабощения, потому что оно строится на общечеловеческих духовных ценностях, без которых к классике не относилось бы.
В этом контексте светские и духовные учебные заведения, которые функционировали в корпусах историко-архитектурного комплекса Лицея, оказали весомое положительное влияние на культурно-образовательный уровень, динамику общественного сознания и формирование социально-общественной активности населения именно благодаря взаимной трансформации через образовательный процесс и усвоение национально-культурных достижений. Тем более, для культурных взаимовлияний характерно явление селекции: субъект национальной культуры воспринимает и усваивает из культуры другого народа ее элементы, к которым относится организационная структура, содержание, формы, методы и материально-техническое обеспечение учебного процесса в учебных заведениях прошлого, прежде всего в Волынском лицее г. Кременца, реорганизованном из Волынской гимназии в 1819 году.
ФОТО МИХАИЛА УРБАНСКОГО
ПРОГРАММЫ СТАРШИХ КУРСОВ — КАК В ЕВРОПЕЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Учебные программы старших курсов Лицея по смысловым наполнениям и научности структурирования материала приравнивались к учебным планам и программам тогдашних европейских университетов и даже имели свои организационно-методические дополнения. Так, с целью обеспечения высокого уровня преподавания были созданы три методических участка: литературный — в составе преподавателей гуманитарных дисциплин (литературы, языков, истории, географии, археологии дипломатии), моральный, в который входили преподаватели дисциплин этического направления, права и логики, а также префект и ксендз; естественный, к которому относились преподаватели естественных наук, механики, математики, астрономии. Руководил отделением старший по возрасту преподаватель. На своих заседаниях члены отделения решали научно-творческие и методические вопросы. Участки Волынского лицея фактически функционировали как современные кафедры высших учебных заведений и заслуживают внимания в аспекте изучения форм и методов их научной и учебной работы.
Благодаря такому организационно-методическому подходу почти каждый из профессоров Лицея имел собственный авторский учебник, подготовленный по индивидуальной методике, которая учитывала особенности учебной дисциплины и опиралась на собственный практический опыт преподавателя. Теоретический и методический уровень преподавателей стимулировался и тем, что каждый учебный год они произносили перед воспитанниками «инаугурационные речи», где определяли программные принципы, особенности и значение своего учебного предмета. Подобное применяется и сейчас, через 200 лет, в процессе определения учебных предметов по свободному выбору студентов.
ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Уникальной и, без сомнения, эффективной была организация учебного процесса. На начальных курсах доминировало изучение иностранных языков и таких учебных дисциплин, усвоение которых в основном связывалось с использованием памяти. На старших курсах преобладали предметы, которые требовали не простого запоминания, а мышления и аналитического подхода к программному содержанию конкретного учебного материала. Содержательное и методическое наполнение учебного процесса определялось задачами учебного заведения: дать воспитанникам научные знания, воспитать любовь к Родине и потребность в труде на ее благо.
Иностранные языки (польский, латинский, русский, французский, греческий, немецкий) изучали в течение четырех лет по 2 — 5 часов в неделю каждый. Значительное внимание уделялось истории и географии. В изучении этих предметов применяли концепцию тогдашнего историка, бывшего преподавателя Волынской гимназии Иоахима Лелевеля, согласно которой история страны — это история возникновения, развития, упадка и возрождения народа. Читался курс права и политической экономии; в учебные планы вошли точные науки: геометрия, математика, физика, технология; изучалась религия и так называемые «сверхобязательные» (ныне — факультативные) предметы: библиография, архитектура, минералология, военное строительство. Воспитанники Лицея могли дополнительно заниматься музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, рисованием.
В общем итоге, такая система учебной подготовки вооружала слушателей не только знаниями определенного профиля, но и навыками социализации как готовности к участию в общественной и культурно-массовой деятельности. Воспитательная работа с молодежью осуществлялась прежде всего в рамках учебного процесса в формате четкого, даже несколько жесткого распорядка дня для воспитанников, а также при их участии в культурно-общественной жизни Кременца, во время экскурсий, дискуссий, товарищеских встреч, карнавалов и баллов, посещения концертов и театральных спектаклей, а также в деятельности ученических обществ и самоуправляемых организаций («Общество учеников Волынского лицея», «Общество благотворительности», ученические суды и т.д.).
БЕСЦЕННАЯ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
Для выполнения своих программных целей Волынский лицей владел необходимой материальной базой, методическими средствами и кадровым потенциалом. Здания архитектурного ансамбля Иезуитского коллегиума создавали уникальные возможности для размещения и использования элементов учебной инфраструктуры, прежде всего учебных аудиторий, лабораторий, мастерских, библиотеки и необходимого для них оборудования. Комплекс дополняли хозяйственные помещения, ботанический сад. Последний насчитывал 8350 различных видов и образцов флоры, более 12000 парниковых растений, 3500 отечественных и 2000 зарубежных растений.
Бесценным богатством Лицея стала его библиотека, она выросла до 80 000 томов и ныне хранится как фонд Волынского лицея Национальной библиотеки НАН Украины им. В.И.Вернадского. Здесь находятся уникальные издания XV века — с начала книгопечатания. Коллекция минерального кабинета Лицея насчитывала 15 500 предметов. В физическом кабинете было 259 приборов — количество астрономическое по тем временам. Имел Лицей уникальную коллекцию хирургического инструментария — 291 единицу. В химической лаборатории было 540 препаратов и 660 элементов соответствующей посуды. В зоологическом кабинете — 2300 чучел различных видов животных в 7700 экземплярах. Действовала астрономическая обсерватория. Лицейная школа механиков имела 334 модели машин и механизмов и 1700 их чертежей. Нумизматическая коллекция Лицея насчитывала 17900 монет, из которых более половины — монеты Древней и Средневековой эпохи. В художественном кабинете, где работал известный художник Юзеф Пичман, даже находились отдельные работы кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса.
Преподаватели Волынского лицея в Кременце были известными специалистами в своих областях знания и интересными фигурами не только на Волыни, но и за ее пределами. Их воспитанники стали известными деятелями национальной науки, культуры и образования, а некоторые из них — активными участниками социально-исторических событий в Украине, Польше, России и других европейских странах.
Заслуживает внимания научно-педагогическая концепция, которую исповедовали и которой придерживались в своей практической деятельности учредители, организаторы и деятели Волынской гимназии и лицея. Они исходили из того, что обществу необходима единая общенациональная система образования, направленная на его консолидацию по принципу «одна Родина — равные права — единая образовательная власть». Педагоги лицея развивали систему мониторинга образования, который видели средством определения путей совершенствования учебного процесса и в котором акцентировали важность участия общества в обучении и воспитании молодежи. Они отмечали роль образования в сохранении и укреплении государственности.
Юбилей ученого заведения — это не только уважение нашим историческим предшественникам за их весомый педагогический подвиг, но и признание того факта, что мы используем их опыт, принимаем от них своеобразную научно-педагогическую эстафету и на заложенном ими фундаменте определяем перспективы, структурные контуры и векторы развития нашей академии, о чем в полной мере свидетельствует программа юбилейных мероприятий.
Празднование 200-летнего юбилея становления высшего образования в нашем крае через образование Волынского лицея в. Кременце — знаковое явление в культурно-образовательном пространстве Украины, дополнительный импульс в популяризации высшего педагогического образования и расширении положительных перспектив для одаренной молодежи края.
Выпуск газеты №:
№42-43, (2019)Section
Общество