Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Университет имени Стуса вернется только в украинский Донбасс»

Ректор ДонНУ Роман Гринюк — об ориентире великого имени и перспективах вуза
17 июня, 12:34

Довольно символично, что именно на винницкой земле, малой родине известного поэта и диссидента Василя Стуса, Донецкий национальный университет окончательно решил взять себе его имя. Первая попытка присвоения имени, как известно, была инициирована в 2008-2009 учебном году. Однако она не нашла надлежащей поддержки. Еще тогда «День» сразу поддержал эту идею и до сих пор на сайте газеты есть рубрика «Донецкому университету — имя Стуса», где собраны тысячи подписей. Присвоение имени Василя Стуса стало определенного рода индикатором процессов в вузе — проверкой его на украинскость.

Будучи в экзиле, в непростые времена, ДонНУ вернул долг чести. 10 июня 2016 года за предоставление имени Василя Стуса Донецкому национальному университету проголосовали две трети членов конференции трудового коллектива. Голосованию предшествовали два месяца общественных обсуждений, круглых столов и дискуссий. Теперь университет готовит обращение к семье поэта относительно использования его имени в названии заведения, а еще пакет документов в Министерство образования и науки Украины. Но это уже формальные вопросы, с которыми проблем не должно быть, убежден ректор вуза Роман Гринюк.

«УКРАИНСКОГО В ДОНБАССЕ БЫЛО МАЛО»

Роман Федорович, вы приняли университет в весьма драматичное время. Какие процессы происходили в вузе накануне событий 2014 года?

— Я возглавил Донецкий национальный университет в 2012 году. Первые проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться, имели кадровый характер. Сразу после назначения тогдашний министр образования и науки Дмитрий Табачник «попросил» не осуществлять кадровых перестановок: фактически я не мог набирать в свою команду новых людей, руки были связаны и особой свободы действий у меня не было. И все же я и мои единомышленники пытались работать во имя университета, Украины и ее будущего. Мы открыли информационный центр Европейского Союза в Донецке, к нам приезжал Святослав Вакарчук, другие общественные и политические деятели с четкой гражданской позицией. Никто даже не подозревал, что летом 2014-го ситуация может в корне измениться.

...Переезд университета в Винницу был нелегким. Но другого пути у нас просто не было. Мы оказались в ситуации, когда вооруженные боевики так называемой «ДНР» захватили университет и начали устанавливать свои правила. Тогда еще никто не понимал, что такое «правительство ДНР», но автоматы были настоящими. Разговаривать с этими людьми было практически невозможно и даже опасно, как и убеждать их в нашем праве на собственную позицию. Инициаторами переезда выступила инициативная группа студентов, преподавателей, выпускников ДонНУ «Врятуй Alma Mater!». Были ли угрозы? Были. Было ли страшно? Было. Рисковали ли мы? Невероятно.

«ИМЕННО ЭКОНОМИКА СИЛЬНО ВЛИЯЛА НА ИДЕОЛОГИЮ»

По мнению главного редактора «Дня», Донбасс в свое время был отдан в «лизинг», что стало одной из причин беды в регионе. С вашей точки зрения, почему эту землю и университет как ее часть постигла такая трагедия?

— Донбасс — не как территория, а как определенное общество — объединяет много людей разных национальностей, призванных разными мотивациями к его заселению. Единого общества с сознательными национальными ценностями не было. Приоритетной была территориальная идентификация. И местная власть ничего не делала для исправления этой ситуации. Наоборот, все украинское блокировалось. Вспомним хотя бы нашу историю с присвоением имени Василя Стуса. Тогда местная власть во главе с губернатором Владимиром Логвиненко критически отнеслась к этой инициативе. Даже когда мы проводили традиционную научно-практическую конференцию, посвященную Василю Стусу, приглашали многих ученых и культурологов, зарубежных гостей, отношение местной власти было совершенно безразличным. Никто даже не посетил это мероприятие.

Не секрет, что местная власть всегда хотела определенной автономии для Донецкой области. И это, прежде всего, связано с экономикой. Я убежден, что на Донбассе была серьезная монополизация бизнеса, особенно крупного: это и строительная отрасль, и угольная, и металлургическая. Именно экономика сильно влияла на идеологию. Так, например, в Луганской области и в самом Луганске большая часть крупного капитала принадлежала российским бизнес-элитам. Как и в Крыму, кстати. Этот процесс захвата восточного украинского рынка российским бизнесом продолжался годами. А предприятия — это люди. Бизнес подтягивал к себе или, скорее, под себя общество. И таким образом оказывалось влияние на людей. Нивелировались национальные ценности, воспитывалась так называемая «особенность» Донбасса.

«ВАСИЛЬ СТУС ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЙ УНИВЕРСИТЕТ НАВСЕГДА»

— Сейчас, когда так сказать рейтинг ДонНУ «обнулился» и началась новая история, новая ступень развития, какие риски возникают перед университетом? А какие преимущества?

— Риски формальные, и их можно преодолеть. Преимуществ значительно больше. Мы избавимся от той псевдополовинки, которая осталась в Донецке. Мы подтверждаем, что ДонНУ — это украинский вуз не только с патриотической позицией, но и с умением возродить на подольской земле дух украинского Донбасса. А главное — Василь Стус вернулся в родной университет навсегда. Его имя — не панацея, а ориентир, который необходимо подтверждать неутомимым трудом всего коллектива университета, высота, к которой стоит стремиться, чтобы не раствориться в образовательно-научном и культурном пространстве Украины и мира. Убежден, что присвоение ДонНУ имени Василя Стуса будет способствовать подъему его престижа прежде всего как заведения нового типа, которое смело освобождается от советских стереотипов.

Заведение получило имя Василя Стуса со второй попытки и в экзиле, но символично, что произошло это событие на малой родине Стуса. Когда Донбасс станет украинским, готовы ли вернуться с новым лицом?

— Некоторые коллеги называли эти риски. Спрашивали: «А что будет, когда мы вернемся?», «Как нас будут воспринимать?». Я сказал: «Если там будет украинская власть, то нас будут и воспринимать, и поддерживать». Университет имени Василя Стуса вернется только в украинский Донецк. Если власть останется пророссийской, Донбасс получит особый статус или автономию без изменения ориентиров развития в сторону украинского государства, дороги назад не будет.

«ДЕЛАЕМ СТАВКУ НА НОВАЦИИ И УМНЫХ СТУДЕНТОВ»

Какие сейчас самые болезненные проблемы остаются в университете в Виннице?

— Социальные. Самое болезненное — жилье. Для студентов мы частично решили эту проблему, обратились к местным вузам — они пошли нам навстречу, и мы поселили наших студентов в общежития. Но около тысячи студентов вынуждены снимать жилье, преимущественно в частном секторе. Из трех тысяч студентов дневной формы 60% нуждаются в жилье. Государство решить этот вопрос не может. Но я удивляюсь: почему не по-государственнически оно распоряжается своим имуществом? Возьмем хотя бы недостаток учебных корпусов и общежитий для преподавателей и студентов — ВПО. Неужели так трудно провести аудит имущества и выяснить, какие помещения и общежития не используются в полном объеме? Мы не можем этого сделать, а вот Министерство образования и науки имеет на это все полномочия.

Мы готовы решать эти проблемы более глобально. Городской совет предложил нам несколько вариантов расположения земельного участка под строительство. Сейчас определяемся с местом расположения земельного участка под застройку площадью в 30 гектаров. Там планируем построить академгородок, где преподаватели и студенты будут жить, учиться и саморазвиваться. Понятно, университет самостоятельно не потянет такой проект. Ищем меценатов или же будем реализовывать этот проект на основе государственно-частного партнерства.

Что касается преподавателей, то их зарплата фактически полностью идет на арендную плату за жилье и коммунальные услуги. Совет ректоров перемещенных учебных заведений разработал законопроект, в котором прописаны варианты компенсации для преподавателей из числа внутренне перемещенных лиц на оплату жилья, но на каком-то этапе эту норму заблокировали, объяснили так: «Ваши преподаватели такие же, как все, а не какие-то особенные люди». Профильное министерство также не может выделить средства, потому что таких расходов, как компенсация на аренду жилья для преподавателей, не предусмотрено статьями расходов бюджетных организаций.

Каким вы видите развитие Донецкого национального университета имени Василя Стуса?

— Делаем ставку на новации и студентов. С помощью правильно выстроенной системы фандрейзинга мы создадим, возможно, самую современную в Украине образовательную платформу. Если все пойдет так, как мы задумали, через несколько лет ДонНУ станет передовым европейским вузом. Закон «О высшем образовании» прописал много новаций, но механизмы их внедрения — это неотложная проблема. МОН должен стать мудрым координатором и методическим консультантом относительно реформирований и внедрений возможностей закона. Министерство заняло такую позицию: автономию — вузам. Вперед! Поэтому если говорить о нашей основной деятельности — образовательной, то мы будем расширять дополнительные платные услуги и увеличивать количество специализаций, сертификатных программ. Что касается развития науки, то наконец вузу удалось зарегистрировать научный парк «ДонНУ — Подолье». Теперь наша задача привлечь партнеров, мощных в материальном плане участников, чтобы можно было вести речь о коммерциализации этого проекта. Научный парк призван развивать местный бизнес. Уже есть первые заказчики.

«НЕ БУДЕТ КАЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ СРЕДНЕЕ БУДЕТ ХРОМАТЬ»

И шире — каким видите развитие в целом украинского высшего образования. Какие для этого есть предпосылки?

— Украинское высшее образование должно базироваться на качественном среднем образовании. Это — аксиома. Не будет качественного высшего образования, если среднее будет хромать. Досадно признавать, но в последнее время мы вынуждены все учебное время на первом курсе тратить на то, чтобы дать студентам те азы, которые они должны были получить в школе. Особенно это касается дисциплин естественного направления.

Большую угрозу вижу в том, что государство позволяет детям получать образование за рубежом. Если говорить о качестве образования, то наше — лучше в разы, но дети выезжают и, как правило, не возвращаются. Власть должна реагировать на недобросовестные коммерческие структуры, которые «перепродают», «переманивают», «переправляют» наших детей в Польшу, Чехию, Германию, Грузию. Даже рекламу крутят: «Не сдал ВНО — едь в Польшу». Государство может и должно повлиять на этот процесс. Учитель школы должен на своем ответственном уровне воспитывать и хранить национальные ценности и перспективы. А не ориентировать учеников на зарубежный рынок образования и труда. Пока наши умные молодые люди будут выезжать за границу, получать там образование и будут работать на благо других стран, о высоком уровне и перспективах национального образования говорить не приходится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать