Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Унизительный «престиж»

26 июля, 00:00

Приняв предложение «Дня» высказать мнение относительно путей повышения престижа учительской профессии, считаю нужным начать с небольшого исторического обзора роли учителей в обществе.

Учителя как отдельная профессия появились в Украине в эпоху Киевской Руси, после принятия христианства. Первые школы учреждали при монастырях, поэтому учителями сначала были люди духовные (часто — иностранцы). Профессия педагога в те времена носила определенный величественный, даже — сакральный характер.

Во времена козаччины (XVI — XVIII вв.) педагоги — это уважаемые, авторитетные, влиятельные люди — воспитатели славной Киево- Могилянской коллегии.

Российская империя, «проглотив» Украину, создает здесь систему образования, в которой школы заняли самое низкое место в иерархии учебных заведений. Однако — учителя в те времена имели статус государственных служащих и соответствующее обеспечение и льготы.

Советская власть, как многим сейчас кажется, подняла престиж учительского труда до невиданных высот. Но этот «престиж» был в большей мере искусственен, а по большому счету — унизителен. Учитель в советское время — наиболее распространенная профессия интеллигенции. Однако вспомните, как трактовала коммунистическая пропаганда понятия «интеллигенция» — «временная межклассовая прослойка». То есть впереди — рабочий с молотом, рядом — хлебороб с серпом, а где-то позади (и то — временно) — интелигент-учитель с книжкой. И это престиж?

Вот с таким «историческим багажом» учительская профессия пришла в сегодняшний день.

Почему труд педагога сейчас не является престижным? Сначала следует определить составные понятия «престижная профессия». На мой взгляд, это, во-первых, — влиятельность этой профессии в обществе (французская prestige — воздействие, авторитет). Во-вторых — высокая оплата труда.

Рассмотрим первый фактор — влиятельность, важность. Современный учитель должен «идти в ногу» со временем, он должен ориентироваться во многих научных понятиях, и не только по своему предмету. Интересно, какой процент украинских учителей умеет работать с компьютером? Ведь именно компьютер — это первый помощник современного педагога на Западе.

Незаурядную роль в определении престижности профессии играет финансовый фактор. О мизерных зарплатах учителей в Украине сказано и написано слишком много. Но факт остается фактом. Можно ежегодно принимать прекрасные образовательные программы, но до тех пор, пока учитель будет получать одну из самых низких зарплат в государстве, образование будет стоять «в хвосте» перечня наиболее престижных профессий.

Нынешнее падение престижа профессии учителя — это объективный цивилизационный процесс, который в Украине заострил экономические неурядицы. Именно поэтому выпускники педагогических вузов пренебрегают работой в школе — молодежь ощущает «дух» нового общества, общества Возможностей, а педагогическая работа таких Возможностей не предоставляет.

P.S. Работаю учителем третий год. Но решил в этом году оставить работу в школе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать