Уроки вдохновения
В школах Украины появится новый курс — устойчивого развитияС 1 сентября в школах Украины начнется преподавание нового предмета — «Уроки для устойчивоого развития». Можно без преувеличения сказать, что преподавание этого курса — совершенно новое явление в образовании Украины и всего мира. Ведь основной принцип нового предмета — научить учеников действовать «здесь и сейчас». Иными словами, учеников 7—8 классов, на которых рассчитан курс, будут учить не только обсуждать общественно важные проблемы, но и принимать соответствующие решения прямо на уроке. Из-за этого методика получила название «педагогика вдохновения к действию».
УЧИМСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
В отличие от существующих школьных курсов, которые рассматривают проблемы окружающей среды («География», «Биология», «Основы экологии» и тому подобное) и дают ученикам только теоретические знания, учебный курс «Уроки для устойчивого развития» позволяет ученикам устанавливать связь рассматривающихся тем с концепцией устойчивого развития, с их собственными представлениями о своем будущем и выбором собственного стиля жизни. Проблемы, связанные с каждой исследуемой темой, освещаются на местных материалах, прорабатываются учениками в индивидуальной практике. Ученики дома выполняют специальные исследовательские задания, которые потом обязательно обсуждаются в малой группе и в классе. Работа над темой завершается принятием каждым учеником самостоятельного решения относительно собственного образа жизни.
Курс «Уроки для устойчивого развития» также предусматривает совершенно новый способ преподавания: в отличие от традиционного рассказа усвоенного материала и опроса учеников, уроки будут проходить в виде дискуссии. И поэтому преподавать может любой учитель, который понимает саму идею устойчивого развития, разделяет ее и использует рекомендованную методику.
Сам учебный курс и методика были разработаны авторским коллективом благотворительной организации «Учителя за демократию и партнерство» в сотрудничестве со шведской организацией «План глобального действия». В течение трех лет курс и учебники апробировали сначала в пяти, а потом в 55 школах разных регионов Украины. И впоследствии уже апробированный курс был одобрен научно-методическим советом по вопросам образования Министерства образования и науки Украины и рекомендован для учеников 7—8 классов.
Данный курс не столько дает знания, сколько ориентируется на формирование у детей моделей поведения и действий, отвечающих потребностям устойчивого развития. Важно при этом, чтобы дети применяли их сначала сознательно, а потом на уровне привычки. Поэтому на уроках необходимо уделять больше внимания обсуждению детьми образа жизни, поведения в повседневной жизни и их осознанию влияния этого поведения на развитие человечества. Дети должны обращать внимание на ресурсы, потребляемые ими и их семьями, и задуматься над рациональностью такого потребления. Важная идея курса — обучить детей навыкам экономного потребления и сознательного отношения к ресурсам, но не путем ухудшения качества жизни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — ЭКОНОМИТЬ ВОДУ
Почему же этот курс носит довольно громкое название «Уроки для устойчивого развития»? На самом ли деле он способствует изменениям в жизни страны?
Приведем пример. Одна из тем курса — «Вода». В течение месяца ученики исследуют, каким образом они и их семья используют воду. Измеряют и определяют, не является ли лишней и ненужной на самом деле какая-то ее часть, вытекающая из крана. Предлагается подумать и избрать для себя определенные действия: поменять прокладки в кранах; закручивать воду, которая просто течет, пока мы чистим зубы, и тому подобное. А потом снова измерять результаты. Экономия должна касаться только зря израсходованной воды, нет необходимости меньше расходовать (ведь нужно быть чистым). И экономия начинает впечатлять. Каждая семья, например, может уменьшить потребление воды на 10 л в неделю. В классе — 25—30 учеников (следовательно — 250—300 л/неделя). За год (т.е. 52 недели) можно уменьшить потребление воды на 13000—15600 литров. В прошлом году курс преподавался в 55 школах. Перемножаем и получаем — более 800 тысяч литров воды. Цифры абсолютно реальные. Согласитесь, в стране, где водоснабжение является проблемой, где вода подается по часам и ее не хватает, такая экономия только благодаря образовательной работе является существенной.
Во время обсуждения поднимаются и такие вопросы: вода экономится не только ради экономии денег; питьевая вода — исчерпывающийся ресурс нашей планеты и ее нужно оставить и нашим потомкам; каждая тонна воды в нашем доме — это расходы энергии на ее добычу, доставку, очистку, водоотведение и тому подобное. Отсюда возникает логичный вопрос — а стоит ли расходовать все это зря? А для нашего государства в условиях энергетической зависимости любое, даже небольшое количество сбереженной энергии — полезно.
Хотя, по поводу небольшого количества, приведем еще один пример. В Украине 22 тысячи школ. Умножьте эту цифру на 13 тысяч литров воды ежегодно. И это при условии, что только один класс в школе будет изучать этот курс. То же самое касается темы «Энергия», «Мусор» и других.
Пока что учебный курс является элективным, то есть необязательным и преподается по выбору школы. Но — если рассмотреть его как программу уменьшения большого количества проблем в украинском обществе — можно с уверенностью сказать, что эти Уроки являются неотложной потребностью для всех украинских школ сегодня! Само название курса «Уроки для устойчивого развития» свидетельствует об этом.
Выпуск газеты №:
№153, (2008)Section
Общество