Перейти к основному содержанию

Уроки вдохновения

В школах Украины появится новый курс — устойчивого развития
28 августа, 18:47

С 1 сентября в школах Украины начнется преподавание нового предмета — «Уроки для устойчивоого развития». Можно без преувеличения сказать, что преподавание этого курса — совершенно новое явление в образовании Украины и всего мира. Ведь основной принцип нового предмета — научить учеников действовать «здесь и сейчас». Иными словами, учеников 7—8 классов, на которых рассчитан курс, будут учить не только обсуждать общественно важные проблемы, но и принимать соответствующие решения прямо на уроке. Из-за этого методика получила название «педагогика вдохновения к действию».

УЧИМСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

В отличие от существующих школьных курсов, которые рассматривают проблемы окружающей среды («География», «Биология», «Основы экологии» и тому подобное) и дают ученикам только теоретические знания, учебный курс «Уроки для устойчивого развития» позволяет ученикам устанавливать связь рассматривающихся тем с концепцией устойчивого развития, с их собственными представлениями о своем будущем и выбором собственного стиля жизни. Проблемы, связанные с каждой исследуемой темой, освещаются на местных материалах, прорабатываются учениками в индивидуальной практике. Ученики дома выполняют специальные исследовательские задания, которые потом обязательно обсуждаются в малой группе и в классе. Работа над темой завершается принятием каждым учеником самостоятельного решения относительно собственного образа жизни.

Курс «Уроки для устойчивого развития» также предусматривает совершенно новый способ преподавания: в отличие от традиционного рассказа усвоенного материала и опроса учеников, уроки будут проходить в виде дискуссии. И поэтому преподавать может любой учитель, который понимает саму идею устойчивого развития, разделяет ее и использует рекомендованную методику.

Сам учебный курс и методика были разработаны авторским коллективом благотворительной организации «Учителя за демократию и партнерство» в сотрудничестве со шведской организацией «План глобального действия». В течение трех лет курс и учебники апробировали сначала в пяти, а потом в 55 школах разных регионов Украины. И впоследствии уже апробированный курс был одобрен научно-методическим советом по вопросам образования Министерства образования и науки Украины и рекомендован для учеников 7—8 классов.

Данный курс не столько дает знания, сколько ориентируется на формирование у детей моделей поведения и действий, отвечающих потребностям устойчивого развития. Важно при этом, чтобы дети применяли их сначала сознательно, а потом на уровне привычки. Поэтому на уроках необходимо уделять больше внимания обсуждению детьми образа жизни, поведения в повседневной жизни и их осознанию влияния этого поведения на развитие человечества. Дети должны обращать внимание на ресурсы, потребляемые ими и их семьями, и задуматься над рациональностью такого потребления. Важная идея курса — обучить детей навыкам экономного потребления и сознательного отношения к ресурсам, но не путем ухудшения качества жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — ЭКОНОМИТЬ ВОДУ

Почему же этот курс носит довольно громкое название «Уроки для устойчивого развития»? На самом ли деле он способствует изменениям в жизни страны?

Приведем пример. Одна из тем курса — «Вода». В течение месяца ученики исследуют, каким образом они и их семья используют воду. Измеряют и определяют, не является ли лишней и ненужной на самом деле какая-то ее часть, вытекающая из крана. Предлагается подумать и избрать для себя определенные действия: поменять прокладки в кранах; закручивать воду, которая просто течет, пока мы чистим зубы, и тому подобное. А потом снова измерять результаты. Экономия должна касаться только зря израсходованной воды, нет необходимости меньше расходовать (ведь нужно быть чистым). И экономия начинает впечатлять. Каждая семья, например, может уменьшить потребление воды на 10 л в неделю. В классе — 25—30 учеников (следовательно — 250—300 л/неделя). За год (т.е. 52 недели) можно уменьшить потребление воды на 13000—15600 литров. В прошлом году курс преподавался в 55 школах. Перемножаем и получаем — более 800 тысяч литров воды. Цифры абсолютно реальные. Согласитесь, в стране, где водоснабжение является проблемой, где вода подается по часам и ее не хватает, такая экономия только благодаря образовательной работе является существенной.

Во время обсуждения поднимаются и такие вопросы: вода экономится не только ради экономии денег; питьевая вода — исчерпывающийся ресурс нашей планеты и ее нужно оставить и нашим потомкам; каждая тонна воды в нашем доме — это расходы энергии на ее добычу, доставку, очистку, водоотведение и тому подобное. Отсюда возникает логичный вопрос — а стоит ли расходовать все это зря? А для нашего государства в условиях энергетической зависимости любое, даже небольшое количество сбереженной энергии — полезно.

Хотя, по поводу небольшого количества, приведем еще один пример. В Украине 22 тысячи школ. Умножьте эту цифру на 13 тысяч литров воды ежегодно. И это при условии, что только один класс в школе будет изучать этот курс. То же самое касается темы «Энергия», «Мусор» и других.

Пока что учебный курс является элективным, то есть необязательным и преподается по выбору школы. Но — если рассмотреть его как программу уменьшения большого количества проблем в украинском обществе — можно с уверенностью сказать, что эти Уроки являются неотложной потребностью для всех украинских школ сегодня! Само название курса «Уроки для устойчивого развития» свидетельствует об этом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать