Успех с «чистого листа»
«День» отобрал несколько историй переселенцев, для которых война стала толчком к изменениям и открытию новых возможностей
«Я родом из Луганщины. Работала учителем украинского языка в Луганском областном лицее. Из-за войны вынуждена была переехать в другой город. В настоящее время проживаю в Запорожье, где организовываю еженедельные литературные вечера под названием «Літературна середа»», — делится учительница украинского языка Елена Ольшанская и благодарит ОО «Свідомі люди», которая взялась за распространение таких историй в виде социальной рекламы. Может, обращали внимание на билборды в вашем городе, например, о репетиторе из Луганска, которая нашла новую работу в Киеве, или семье, которая в другом городе успела и обустроиться, и ребенка родить. Такая реклама нужна, прежде всего, обществу, чтобы показать многогранность переселенцев, их желание двигаться дальше, идти вперед, невзирая на трудности. Потому что для многих война, как ни странно, стала толчком к изменениям, точкой отсчета, когда с чистого листа пишется новая история жизни. «День» решил собрать несколько таких историй успеха.
«ЛІТЕРАТУРНА СЕРЕДА» И КУРСЫ «КУМ»
Елена Ольшанская в сентябре будет отмечать год, как оставила родной Луганск. В городе училась и работала, родители проживали в селе вблизи областного центра. К ним поехала по окончании учебного года. «Когда прошел этот референдум, по центральной улице уже ездили танки, было захвачено управление СБУ, на окраинах города были выстрелы, уже было страшно. Я в июне собрала полностью свои вещи и выехала к родителям. Там была целое лето. Не знала, будет ли работать в дальнейшем мой лицей. Решение далось очень сложно, но теперь я не жалею, что осмелилась и выехала. В Запорожье были родственники, которые дали жилье на первое время, и больше не было ничего», — вспоминает Елена Ольшанская. Родители остались дома, но девушка радуется, что ее родня хоть и разбросана по разным уголкам Украины, но держится вместе духовно даже на расстоянии.
Пока в центре занятости подыскивали вакансии для учителя, женщина решила заняться своим проектом, который успешно жил и развивался в Луганске, — «Літературною середою». «Мы просто собирались в кафе и читали стихотворения друг другу, в Запорожье такого не было — для меня это было напоминание о родном городе. Сначала собирались в кафе напротив университета, начали приходить студенты. Так случилось, что благодаря этому проекту я устроилась на работу, нас пригласили провести одно из мероприятий в библиотеке для юношества. Понравился формат и то, что приходит много молодежи, а в настоящее время я здесь официально работаю и провожу свой проект от имени библиотеки», — делится Елена.
У «Літературної середи» сейчас летние каникулы, но вместо нее будет действовать «Літературна штольня» — творческие занятия со словом. А параллельно Елена Ольшанская преподает как волонтер на курсах украинского языка. Уже выпустила две группы учеников, но желание учить украинский у них осталось, потому занятия переросли в летний Клуб украинского языка — «КУМ».
«В настоящее время я живу тем, что мне очень нравится. И вся эта ситуация, переезд в моей жизни дали лишь урок и толчок, что когда хочешь чего-то достичь, не нужно откладывать на завтра, а делать это сейчас, потому что в любой момент все может закончиться, а ты не будешь к этому готов», — резюмирует Елена.
ВОЛНОВАХА — РАНЕНИЕ, КИЕВ — ШАХМАТНЫЙ КЛУБ
На углу улиц Жилянской и Симона Петлюры в Киеве вскоре начнет работать шахматный клуб. Его основатель — Владимир Хлепитько — за плечами имеет непростой жизненный опыт. Родом из Макеевки, там работал тренером по шахматам семь лет (сам играет в шахматы с пяти лет). Часто бывал в Киеве, и когда возвращался из столицы в Макеевку, их автобус попал под тот ужасный обстрел под Волновахой. Парень был ранен, попал в больницу и решил, что с такими поездками нужно завязывать.
«После Волновахи я поехал в сторону Украины, пересечение (линии разграничения оккупированных и контролируемых Украиной территорий — ред.) стало опасным. Знаете, каждая история — это маленькая трагедия, а в целом — большая трагедия. А если брать частные случаи, то, конечно, непросто оставлять свой дом, знакомых, семью. Там жилье, все есть, а сюда приезжаешь — и все с нуля, и если бы еще не мешали», — говорит Владимир Хлепитько.
Помещение для шахматного клуба арендатор дает сейчас бесплатно, пока дело раскрутится. Инвесторы, которые готовы помочь, вроде бы нашлись, обещали помочь со столами-стульями, шахматами, но пока все на словах. Чтобы запустить дело в полную силу, нужно около полутора тысячи долларов. Зато аудиторию для игр Владимир Хлепитько уже нашел. Акцент делает именно на взрослых, потому что для детей возможностей играть в шахматы хватает. Заинтересовать планирует хорошей дружественной атмосферой, чаепитием или кофепитием (будет включено в стоимость игры, а это 60 гривен).
С прошлым связи не порывает: с родными Владимир общается по телефону и хочет, чтобы о переселенцах звучало больше позитивных новостей. Хотя сам мужчина от этого статуса отказался. «В действительности выехало много интеллигенции. Среди моих знакомых много музыкантов, юристов, а отношение ко всем одинаково. И это неправильно, все равно должны быть индивидуальные подходы. Есть люди, которые хотят работать, что-то делать, быть активными в социальной и общественной жизни. Но трудно убедить граждан, что можно доверять людям с востока», — добавляет шахматист.
«ДОНЕЦКИЕ-КИЕВСКИЕ»
Случайно натолкнулась в соцсети на группу «Донецкие-киевские», нетрудно догадаться, кто переписывается в ней. Даже обустроив быт, очевидно, есть потребность общения с земляками. Кстати, те, кому удалось наладить или открыть свое дело с нуля, часто принимают на работу именно земляков, переселенцев, чей статус иногда так отпугивает работодателей. Именно так сделал владелец бара «Сплетни», что недавно открылся в Киеве. Евгений Васили имел аналогичный бар в Донецке, его точную копию удалось воспроизвести в Киеве, с интерьером, аксессуарами, со всем — до самой маленькой безделушки. И работают здесь переселенцы. Слава о необычном баре уже пошла столицей, хотя чаще всего посетители — «свои», «донецкие-киевские».
Или же клиника диагностики «Геном», которая в настоящее время работает в Киеве, а «родом» из Донецка, кроме сотрудников-переселенцев, таким вынужденными беглецами можно назвать и медицинское оборудование. Директор клиники Александр Краснов рассказывает, что во время Евромайдана сотрудники центра ходили на митинги, открыто заявляли, что с бандитами работать не будут. Когда в городе начали навязывать порядки и законы «ДНР», стали по возможности перевозить в столицу оборудование, а сотрудники — переезжали уже за ним. Кстати, псевдо-»Геном» в Донецке работает, однако уже без квалифицированного персонала, хорошего оборудования и качества услуг. Осталось лишь имя, репутация переехала в Киев. А руководство взяло на себя еще и социальную миссию, кроме трудоустройства переселенцев, здесь предоставляют бесплатно услуги женам воинов АТО.
Подобные истории недавно начала собирать и публиковать общественная инициатива «Крым SOS». По большей части идет речь об успешных бизнес-проектах переселенцев с востока и Крыма, которые выиграли гранты в программе Агентства ООН по делам беженцев в Украине. Так, в Киеве начала работать «Маленька кав’ярня» на Оболони. Сначала владельцы Ольга Сергеева и Андрей Остриков (луганчане) планировали дать заведению теплое название — «Свитер», увешать помещение кучей кофт, но пришла весна, и тема вязаных вещей стала неактуальной. И размеры кафе небольшие. А земляки владельцев кафе открыли в Виннице первую и единственную в городе детскую парикмахерскую «Гарнюня». Тоже за грантовые средства. Правда, от посетителей скрывают, что они переселенцы, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, а детям нравится стричься в игрушечном авто вместо кресла.
Уверенны, что таких жизненных примеров значительно больше. А их герои не опустили руки, убежав от войны, и заслуживают, чтобы мы ими гордились, как «украинцы украинцами». Будем?
Выпуск газеты №:
№104, (2015)Section
Общество