Успешный бизнес как часть успешного общества
Президент компании Amway Даг ДеВос о культуре социальной ответственности
Прошлым летом компания Amway организовала поездку украинских журналистов в свой родной город — Гранд Репидс (штат Мичиган, США). Родной — не только потому, что оттуда родом династия основателей компании, а еще и потому, что именно в пригороде Гранд Репидс — городке Эйда — сосредоточено производство Amway. В 2009 году компания праздновала свое 50-летие. Срок, согласитесь, солидный для любого бизнеса, тем более — для компании прямых продаж, к которым на потребительском рынке зачастую весьма скептическое отношение. Но удивлены украинские журналисты были не столько солидной датой, сколько отношением собственника к бизнесу и видением своей роли в социальной сфере.
Немного об истории компании. В 1959 году два друга — Рич ДеВос и Джей Ван Андел — основали компанию прямых продаж Amway. Начали с единственного вида продукции — мультифункционального средства для очистки поверхностей, которое по сегодняшний день успешно продается под брендом L.O.C.(tm). Сегодня компания предлагает уже более 450 видов товаров. Параллельно с развитием компании владельцы развивали инфраструктуру, необходимую для эффективной работы, вокруг предприятия. Благодаря семьям основателей Amway в двухсоттысячном Гранд Репидс сегодня построены исследовательские институты и колледжи, культурные центры, музеи и спортивные комплексы. Думаю, если бы украинский крупный бизнес сделал хотя бы десятую часть того, что делает Amway вокруг своих офисов, заводов, домов в конце концов, то Украина цивилизационно шагнула бы на десятилетия вперед.
Сегодня во главе компании Amway стоят сыновья основателей — Даг ДеВос и Стив Ван Андел. В своей деятельности они руководствуются ценностями, которые много лет назад провозгласили их родители, — свобода, семья, надежда и вознаграждение. О философии успешного и социально ответственного бизнеса и о многом другом мы говорим с нынешним президентом компании Amway Дагом ДЕВОСОМ, который недавно посетил Украину.
— По данным последних исследований мировых экспертов, среднестатистическая длительность жизни бизнеса в любой стране — 12,5 лет. А компании Amway в прошлом году исполнилось 50 лет. Это очень солидный срок для любой компании в любой стране мира. Ваш рецепт такого успеха?
— Первое, что нужно четко понимать, — это что именно лежит в основе вашего бизнеса. У компании Amway — это ценности ее основателей, которые отличают нашу компанию от других. Второе — бизнес должен постоянно расти и меняться, подстраиваясь под потребности рынка. Для этого компания регулярно запускает новые продукты, внедряет инновационные технологии и решения, следует современным тенденциям рынка. Благодаря этому мы достигли 50-летнего юбилея и собираемся продолжать в том же духе в последующие 50 лет.
— Вы говорите об изменениях в стране, изменениях рыночных условий. Компания Amway находится в Украине с 2003 года. За это время на украинском рынке возникло очень много нового. Отслеживает ли Amway эти перемены и, как вам кажется, в правильном ли направлении движется украинский рынок?
— Мы следим за изменениями на рынке — украинская команда всегда информирует нас о том, что происходит. Таким же образом отслеживаются все тенденции на глобальном уровне. Задача компании — находить решения, которые дают возможность соответствовать одновременно и потребностям рынка, и традициям, и культуре ведения бизнеса в стране. Я считаю, что пока бизнес в целом развивается в правильном направлении. Если говорить об украинском бизнесе, то, конечно, он продолжает развиваться — по всем законам рыночной экономики. По моему мнению, сам факт развития бизнеса является лучшим подтверждением правильности выбранной стратегии.
— Могли бы вы сравнить украинский рынок с близким для него (хотя бы территориально) российским?
— Украинский рынок очень динамичный, и мы высоко оцениваем его потенциал. Компания может удовлетворять потребности рынка, отслеживая тенденции его развития, и расти вместе с ним. Если сравнивать два названных рынка, то в России гораздо выше численность населения, поэтому российский рынок более емкий. Однако для компании очень важным показателем является не только объем продаж, но и доля рынка, которой она владеет.
— Что для вас есть социальная ответственность бизнеса?
— Социальная ответственность бизнеса Amway — это логическое продолжение системы ценностей нашей компании. Ведь мы являемся частью общества и хотим быть для него полезными. Если наша цель — быть успешной компанией, то для достижения этой цели мы должны быть частью успешного общества. И это своеобразный замкнутый круг. Нужно заниматься бизнесом, брать на себя ответственность и делиться своими результатами с обществом.
— Как объяснить украинским бизнесменам, в лексикон которых только входит понятие «социальная ответственность», что для успеха бизнеса нужно быть социально ответственным?
— Мы здесь не для того, чтобы говорить другим, как им следует поступать. Но мы можем быть для них примером. Потребители хотят знать больше о компании, продуктах или услугах, которые они покупают. Они хотят видеть, что делает компания для общества. И этот факт становится все более очевидным как для украинского рынка, так и мирового. Amway достигла такого уровня известности в мире во многом благодаря своей системе ценностей, которая существовала с самого основания компании и в которой уже изначально был заложен принцип — делиться с обществом. Но сегодня и сам рынок все чаще ожидает проявления корпоративной социальной отвественности со стороны бизнеса.
— Мало кто из украинских успешных бизнесменов ставит перед собой цель построить вокруг себя и вокруг своего предприятия социальную инфраструктуру. Является ли социальная политика Amway нормой для американского бизнеса?
— Думаю, да. В Гранд Репидс есть много компаний, которые так же, как и Amway, приняли участие в создании инфраструктуры города. Это часть культуры бизнеса нашей страны, так же как и во многих других странах. Такие проявления могут быть не всегда заметны или не всегда осуществляться в больших масштабах. Но по всему миру люди заинтересованы в помощи друг другу. Бизнесу в развивающихся странах или небольшим компаниям требуется время, чтобы сделать социальную ответственность частью своей деятельности. Но включать этот пункт в план развития компании с самого начала является характерной особенностью американского бизнеса. Компания не может работать исключительно для получения прибыли, хотя эффективная работа и прибыльность уже сами по себе считаются элементами ответственности бизнеса. В нем должна присутствовать и этическая составляющая. Это необходимо, чтобы у сотрудников, потребителей и общества появлялись дополнительные возможности для собственной реализации. Я верю, что свободное предпринимательство по определению предоставляет людям отличную возможность для развития. Мы добиваемся лучших результатов, понимая, что благодаря им мы сможем больше помогать обществу. Это тоже часть бизнеса Amway.
— Считается, что (ваши конкуренты используют этот аргумент) компании прямых продаж успешны только на рынках, которые развиваются. Какие аргументы вы используете, чтобы опровергнуть это мнение?
— Самые крупные рынки прямых продаж — в США и Японии. Также во многих других экономически развитых странах мира отрасль прямых продаж успешно работает и растет. Я думаю, самый веский аргумент — факты и цифры, которые подтверждают это. Прямые продажи — это очень мощная индустрия, которая хорошо функционирует как в сильных, так и в развивающихся экономиках. Мы считаем, что и бизнес Amway, и индустрия в целом, предоставляя возможность дополнительного дохода или собственного бизнеса, положительно влияют на благосостояние людей в стране с любым уровнем развития экономики.
— Вы уже упоминали, что строите планы на следующие 50 лет. Какие это планы? Какой вы видите компанию Amway через 50 лет?
— Мы будем придерживаться принципов, провозглашенных основателями, и существующих ценностей компании. Amway будет продолжать предлагать людям возможность создавать собственный бизнес. Также мы выведем на рынок много новых продуктов и брендов, будем предоставлять товары и услуги высокого качества и оказывать лучшую поддержку для бизнеса независимых предпринимателей Amway. По мере появления новых технологий компания будет активно их внедрять, и, возможно, они окажут сильное влияние на наш бизнес. Думаю, компания Amway еще больше вырастет, станет более сильной, инновационной и будет гибко реагировать на все изменения рынка. За последние годы мы удвоили и даже утроили размер инвестиций в рыночные исследования. Мы сейчас более сфокусированы на запросах рынков различных регионов и обязательно продолжим такую политику в будущем.
— И, если позволите, несколько слов о современной ситуации в США и американской экономике. Чувствуете ли вы, что американская экономика выходит из кризиса? Если да, то за счет чего? Какие меры способствовали этому?
— Различные отрасли экономики выходят из кризиса не одновременно. Предполагаю, что ситуация стабилизируется окончательно через 12—18 месяцев. Я абсолютно уверен, что американская экономика восстановится. Мы пройдем через все экономические испытания, и решения будут найдены. Надеюсь, что наша нация извлечет из этой ситуации урок, а политики будут принимать правильные решения.
— В европейской прессе, к большому сожалению для нас, сейчас часто используется словосочетание «усталость от Украины». Чувствуют ли американцы такую «усталость» из-за постоянных негативных событий в украинской политике?
— Нет, в США очень позитивное восприятие Украины. Американцам нравится, что Украина стала независимой и развивается. Мы очень рады тому, что работаем здесь, чувствуем, что нас принимают. Мы понимаем, что являемся гостями в вашей стране, и поэтому стараемся вести себя соответственно.
Выпуск газеты №:
№67, (1996)Section
Общество