Установить связь сына с миром
Пытается мать ребенка-аутиста Анна Хворова![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020329/458-20-1_0.jpg)
«Мы — счастливая семья. Окна нашей квартиры выходят на загс, а видеть свадьбы — к счастью», — сказала корреспонденту «Дня» мама необычного ребенка, страдающего от серьезных нарушений развития. В своем несчастьи Анна Хворова не увидела конец света, не стала причитать по поводу выпавшей ей сложной судьбы, а собрала все свои материнские силы не только для борьбы с недугом сына, а и для того, чтобы и в несчастье семья ее была счастлива, чтобы и другие мамы не опускали руки в подобной ситуации.
Андрюша с рождения поражал окружающих осмысленным, не по-детски серьезным взглядом. Это успокаивало врачей, давало надежду родственникам, что отставание и некоторые странности в развитии со временем исчезнут, что ребенка с такими умными глазами, безусловно, ожидает блестящее будущее. Андрюшин папа даже школу для сына подобрал особенную — математическую. Диагноз — детский аутизм — разрушил все планы.
Как утверждают специалисты, аутизм — особое нарушение психического развития, которое встречается не реже, чем глухота или слепота, но оно мало известно в нашей стране даже профессионалам. Проявляется это заболевание в очень разных формах и при различных уровнях интеллектуального развития. Дети с такими нарушениями встречаются как в специальных, так и в обычных детских садиках, во вспомогательных школах и в престижных лицеях. Однако они всюду испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми. Аутичный ребенок может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного. При грамотной поддержке такие дети получают шанс продвигаться к сложному для них взаимодействию с людьми.
На сегодняшний день в Украине не существует специального детского учреждения, занимающегося аутичными детьми, а так как сыну Анны Хворовой скоро исполнится семь лет, то мама прилагает максимум усилий, чтобы первого сентября ее мальчик как и все его сверстники начал учебный год. Анна Михайловна много читала, общалась со специалистами, знакомилась с жизненными историями аутистов. Она не стеснялась собственного «проблемного» ребенка, несмотря на то, что окружающие обвиняли ее то в излишней избалованности сына, то в недостаточном ее внимании к ребенку. Анна Хворова искала путь, который бы привел ее Андрюшу к людям. До сих пор она помогала ребенку налаживать связь с миром собственными усилиями — досконально изучала особенности сына, его сильные стороны и ежедневно кропотливо с ним занималась. А заниматься с аутичными детьми очень трудно, потому что они не терпят никакого насилия в своих действиях и готовы учиться только тому, чему захотят сами. В Институте дефектологии НАНУ с Анной Михайловной поделились новейшим раздаточным материалом для развивающих занятий с детьми. Анна Хворова надеется приспособить эти наработки ученых для своего частного случая.
Как ни странно, но Андрюша с 3-х лет посещал детский садик. Сначала обычный, потом для детей с задержкой речевого развития, а теперь — академическую группу детского учреждения Киевской академии наук, в которой особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Там изучают елементы актерского мастерства, много рисуют и лепят... В сравнении с другими детьми успехи Андрюши почти незаметны, если не считать умения молниеносно и без чертежей собирать любые детские конструкторы. А вот если сравнить ребенка с самим собой, то прогресс просто поразительный. Недавно мама Аня увидела, как прийдя из садика, ее ребенок перед зеркалом тренировался менять выражение лица. Дело в том, что у аутичных детей большие проблемы с эмоциональной сферой, их нужно учить чувствовать и понимать чувства других людей, начиная с самого примитивного уровня. А еще их очень трудно научить общаться с другими людьми, даже на уровне семьи. Таким детям очень сложно что-нибудь попросить или спросить, аутисты замкнуты в своем собственном мире, а действительность воспринимают в каких-то осколках, которые по одним им известным схемам складывают в целое. Они словно инопланетяне в нашем мире, а мы порой даже и не подозреваем о существовании этих людей с другими измерениями, которых не плохо было бы научиться понимать и помогать им жить среди нас. Раньше их путали с умственно отсталыми и изолировали от общества. Вспомните кинофильм «Человек дождя», который познакомил нас с судьбой аутиста, заключенного с детства в спецучреждение, и его здорового брата. После периода изоляции детей с особенными потребностями мир бросился в другую крайность — увлекшись интеграцией, стал отказываться от школ для детей с особенными потребностями. Анна Михайловна читала в одном из научных трудов про обучение аутичного ребенка в обычной школе в одной из развитых стран Европы, когда все обучение больного мальчика состояло лишь в самом факте присутствия на уроках и прогулок с помощником учителя, когда больной ребенок мешал учить остальных детей. Такое безрезультатное обучение никак не устраивает Анну Михайловну и она тормошит и тормошит ученых, студентов-дефектологов, органы управления образования в плане поиска результативных путей в развитии детей, подобных ее сыну. Таким детям не подходит даже специальная школа, так как те, кто не умеет общаться с миром, не должен быть замкнут на себе подобных. Нужен контакт с теми, у кого такой проблемы нет и кто не пострадает от соседства аутичного ребенка в процессе обучения.
Анна Хворова продолжала искать выход сама и не давала покоя всем, от кого зависело решение проблемы. Ее выслушали в Министерстве образования и науки, ей протянул руку помощи начальник управления образованием города Киева Михаил Жебровский. Педагогический коллектив интерната №7 для детей с нарушениями речи (Киев) согласился попробовать поработать с аутичными детьми, у которых достаточно высокий уровень интеллекта, и открыть два класса для них в своей школе. Анна Хворова считает, что Украина не должна наступать на грабли, на которые более развитые страны наступили ранее. Ей удалось заинтересовать проблемой развития и социализации аутистов специалистов из Института дефектологии НАН Украины, педагогов-практиков. Они увидели решение проблемы в интеграции двух типов школ, в частности создание классов для детей-аутистов в учебном заведении другого направления. Аутисты должны будут посещать посильные им занятия в классах для детей с нарушениями речи, а также обучаться по специальной, созданной для них программе в своем специальном классе.
Сегодня Анна Хворова занята поисками энтузиастов, которые способны поддержать и развить это начинание, а также ведет предварительную работу по организации летнего лагеря реабилитационного туризма для детей с аутизмом и другими нарушениями эмоционально- волевой сферы. В лагерном проекте задумано задействовать около 50 человек, среди них 12 детей с особенными потребностями, их братьев и сестер, родителей, подростков-волонтеров. Однако этот замысел может и не получить своего развития, если не откликнутся специалисты, готовые поработать летом с аутичными детьми. Будет жаль, если попытка сдвинуть с мертвой точки эту проблему в Украине не получит своего развития. Работа в лагере может послужить началом целенаправленного изучения этой необычной болезни и практической подготовки к интегрированному обучению в нашей стране детей с особенными потребностями. А ведь если проект заработает, то, может быть, сможет исполниться и мечта Андрюшиного папы, и его сын через какое-то время сможет учиться в математическом классе. Тем более, как утверждают специалисты, у детей-аутистов нередко проявляются недюжинные математические способности.