Установка на отдых
Украинцы стали втрое меньше посещать театры, бывать на природе, но больше смотреть ТВ
Произошедшие одна за другой трагедии в ночных клубах США заставили местных жителей пересмотреть свое отношение к этому виду досуга. Американские социологи, основываясь на опросах общественного мнения, утверждают, что к клубам здесь нынче стали относится с опаской. Что и понятно. Сначала в чикагском танцевально-развлекательном заведении во время атаки перечным газом в живой свалке погибло 20 человек. Буквально через неделю — трагедия в американском городе Провиденс (штат Род-Айленд): на дискотеке случился пожар, унесший жизни 96 человек и обеспечивший еще сотне тяжелые ранения.
ВМЕСТО ПОЛИТИНФОРМАЦИИ — ДИСКОТЕКА
Украинцев, говорят в дирекции одного из столичных ночных клубов, страх не заразил. Во всяком случае, тех 4,5%, которые, согласно социологическим опросам, ведут клубную жизнь. «Число завсегдатаев не уменьшается, спиртное раскупается и доходы есть». Основатель клубно-дискотечного движения на просторах советской Украины Николай Подрезан, правда, считает тотальную коммерциализацию клубов явлением если не отрицательным, то уж точно не из числа положительных. Самоокупаемость и бизнес, как ни странно, вынуждают думать о доходе, а не о качестве зрелища. Основная статья прибыли для нынешних клубов, говорит Н. Подрезан, — продажа спиртных напитков. Приглашать же «звезд», организовывать постановки — дело затратное, трудоемкое и не окупаемое стоимостью билетов.
Тут же вспоминаются известные в Киеве в начале 80-х «Политехник», «Воробышек», «Микас»... Покупающий туда билет четко знал, что первые полчаса его ожидает так называемый тематический блок — литературно-музыкальная, аудио-визуальная композиция. Популярностью в народе тогда пользовались очерки о Микеланджело, Ботичелли, Гойе и Джоне Ленноне. Когда же подходил черед танцевальной части, то ее без просветительского элемента и не представляли. В коротких паузах между композициями диджеи рассказывали об истории той или иной группы или музыкальных направлениях. Тогда, говорит Н. Подрезан, это был глоток воздуха для молодежи, который заключался в двухчасовом спасении от идеологического воспитания и агитации вождей пролетариата. Правда, в этом вопросе комсомольские работники также предпринимали попытки перехватить инициативу — интересовались, о ком пойдет речь в тематическом блоке: «Про кого? Про Джона Леннона? Нет, не пойдет». В итоге же полчаса лекции на коммунистическую тему молодежь простаивала под клубом, и только с началом танцевальной части заходила вовнутрь. По словам Н. Подрезана, все тогда уже понимали: сдерживать тягу к изменениям невозможно. Движение хиппи было интернациональным, равно как и идеология «битлов». В какой-то степени клубно-дисковое движение 80-х было похоже на диссидентство, хотя таковым и не являлось. Считалось, что два часа не говорить «о главном» — уже разлагает. Но это было элементом демократизации. Техническая молодежь с азартом организовывала вечера, делала подборку музыкальных блоков. Для нее это было выходом на-гора имеющегося креатива и, в отличие от студентов гуманитарных вузов, в большинстве своем получалось успешно. Значительный вклад в дискотечное движение внесли тогда и студенты из ГДР. Наверное, говорит Н. Подрезан, они задыхались здесь еще больше. А кроме этого, цензура по отношению к ним была не такой жесткой. Теперь же информативность дискотек мало кому интересна — зачем платить деньги, если можно бесплатно посмотреть ту же «Мелораму»?
ЗАЛЕГАЕМ В «БЕРЛОГЕ»
Историки считают, что препровождение свободного времени — индикатор качества жизни в любую эпоху. Во-первых, можно определить удельный вес праздности, а во-вторых, благодаря способности досуга гармонично соединять осознанное и безотчетное, можно пролить свет на особенности национального менталитета.
По теории рекреации, отдыхать человек должен четвертую часть года — разумеется, «разбитую» на части. Врачи считают, что лишь в таком режиме организм в силах полностью восстановить потраченные на работу ресурсы и не «сгореть». Не ведая научных обоснований, именно так и поступали наши предки. Как рассказывает старший преподаватель кафедры специальных туристических дисциплин Института туризма Сергей Кылымыстый, праздники у украинцев размещались в календаре таким образом, что в общей сложности составляли три месяца. Отличались мы от западноевропейских народов тем, что предпочитали «карнавалить» зимой, в то время как там в суровую пору веселье считалось неприемлемым. Но украинцы на собственном опыте доказали обратное — с холодами боролись при помощи горячительных напитков и теплых взаимоотношений. Исповедовали культуру живого общения и соревновательным культурно-массовым мероприятиям предпочитали ролевые игры. Кроме этого, нашим предкам нравились хороводы. Считалось, что «рукосплочение» помогает удерживать положительную энергию, рождающуюся при общении.
Несмотря на традиции, сейчас весь этот массово-затейный потенциал явно сходит на нет. Хотя и у нас, и на Западе многие фирмы вырисовывают для себя портрет потенциального сотрудника, именно основываясь на его досуге, потому и включают соответствующие вопросы в анкету. Если говорить о том, что лежит на поверхности, рассуждают психологи, то причина спада досуговой активности — в нехватке денег и озабоченности собственным выживанием. Опросы же, проведенные Украинским институтом социальных исследований, указывают скорее на отсутствие желания, чем средств. Например, по сравнению с 1994 годом мы стали уделять вдвое меньше внимание собственному здоровью — делать по утрам гимнастику и бегать; втрое меньше отдыхать на природе, слушать музыку и заниматься рукоделием; на 13% меньше читать художественную литературу и опять-таки втрое меньше посещать театры, концерты и выставки. Вместе с тем — больше читать газеты, ходить в церковь и «общаться» с телевизором. Кандидат психологических наук Ирина Головнева считает, что в досуговой пассивности повинно отсутствие социальной установки на отдых. А ежели она и есть, то либо неустойчива, либо ориентирована на крайности: сначала залегать «в берлоге» и бездумно манипулировать пультом телевизора, а потом на протяжении нескольких дней предаваться обильному чревоугодию и возлиянию. Пресс экономической нестабильности не столь велик, чтобы отбить желание общаться. И статистические данные о том, что с годами степень гостеприимства украинцев не меняется, — очередное тому подтверждение. Проблема заключается в том, что реализации этой потребности нынче уделяется слишком мало внимания. Нет, безусловно, альтернатив для препровождения свободного времени сейчас стало больше, но, по мнению С. Кылымыстого, все они преимущественно не соответствуют особенностям национального характера. Американцы, создав свои формы досуга, с успехом научились их продавать. И если французы, оценив все прелести и недостатки «импорта», все же предпочитают родное, то украинцы противостоять не смогли. Отчасти в этом, по его мнению, и заключается причина малой привлекательности нашей страны для туристов. Чтобы посмотреть, скажем, греческий танец сиртаки, венецианский карнавал или празднование дня рождения голландской королевы, приезжают тысячи туристов со всего мира. Мы же в качестве досуга можем предложить иностранцам давно им известное, лишь в ухудшенном исполнении. А о собственной культуре, в том числе досуговой, мы сами мало что знаем. И приезжая за рубеж, о своей родине в большинстве своем рассказываем как об убогой материально и духовно стране. И все потому, что у нас, говорит С. Кылымыстый, массовой культурой никто не занимается и не формирует на нее спрос.
ДОСУГ КАК ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
В США, например, к этому вопросу подходили с точки зрения науки — досуговедение читалось в вузах, и специалисты, используя свои познания в психологии и ориентируясь на общественные тенденции, предлагали различные формы препровождения свободного времени. В Англии и Японии в свое время распространенными стали так называемые промышленные клубы «до девяти». Они начинали свою работу в семь утра и заканчивали за несколько минут до начала нового рабочего дня. Сюда мог вступить каждый, сделавший соответствующий денежный взнос. Заседание часто включало в себя завтрак, и тематика клубных встречей была самая что ни на есть разнообразная: от обсуждения «семейных обстоятельств» до проблем культуры, науки и производства, которые обговаривались вместе с приглашенными сюда экспертами. Все это, по мнению доцента кафедры прикладной культурологии Киевского национального института культуры и искусств Ирины Петровой, свидетельствует лишь о том, что на Западе широко пропагандируется и утверждается мысль о том, что досуг — не только производное от работы, а скорее жизненная философия. Например, опять-таки в США, в годы Великой депрессии резко стало развиваться хобби. Социально- экономический спад поспособствовал уменьшению количества рабочих часов и переведению значительной части сотрудников на неполный рабочий день. В отличие от коммерческих видов развлечений, хобби не требует больших затрат, зато способствует творческому развитию личности, а порой даже переквалификации. Тогда по всей стране открылись хобби-клубы, которые действовали при муниципалитетах, бизнес- структурах, учебных организациях и фирмах. В СМИ систематически уделялось внимание различным направлениям хобби-деятельности, издавалась литература, освещающая отдельные аспекты разнообразных увлечений и рассказывающая о коллекциях известных людей. В результате хобби стали рассматривать как подкатегорию досуга, а его культуре — как тогда, так и сейчас — уделялось повышенное внимание.
У нас же, считает И. Петрова, назрел кризис в социально- культурной сфере. И украинцы сконцентрировались лишь на удовлетворении своих физических потребностей, забыв о том, что качественный досуг — в первую очередь способ самосовершенствования.
ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ — ФИЛАТЕЛИСТЫ, ПО ВТОРНИКАМ — КНИГОЛЮБЫ
Пусть и не в больших масштабах, но потребность в общении у нас реализуется, например, при помощи так называемых фан-клубов и клубов по интересам. Именно здесь, считают психологи — когда пятнадцатилетний спорит с семидесятилетним о том, как, скажем, костюм В. Леонтьева влияет на его имидж как певца, — реально снять социальное напряжение и почувствовать себя неодиноким. Был бы закон о меценатстве, обеспечивающий налоговые льготы «болеющим» за культуру, говорит Н. Подрезан, — возможно, ситуация с досугом была бы несколько иной. Будучи богатым, кто-то мог бы платить за аренду помещения для клуба по интересам, сам получать удовольствие, обеспечивать его «коллегам» и иметь выгоду. Еще один вариант — муниципальный клуб, где, условно говоря, по понедельникам собирались бы филателисты, по вторникам — книголюбы и т.д. И его задачей был бы не заработок, а повышение культуры населения и обеспечение полноценного досуга. Ведь не секрет, что чем больше в обществе групп и подгрупп с ценностями и вкусами, отвечающими нынешним потребностям общества и ментальным особенностям, тем богаче его досуг. Почему, говорят культурологи, когда кружки и секции были доступными каждому родителю, проблема забрать ребенка с улицы стояла не так остро. И статистика беспризорников не увеличивалась так динамично. Сейчас же мало того, что грань между досугом и отдыхом с каждым годом становится все менее отчетливой — в выходные большинство доделывает то, что не успели сделать во время рабочей недели, — так даже и имеющие время и средства люди просто разучились отдыхать.
Вот, например, сотрудник одной из туристических фирм рассказывает, что его руководство хоть и понимает, что само слово «выходные» подразумевает выход из привычного, который подпитывает энергией, так называемые туры выходного дня здесь не практикуют. Нет спроса. В то же время за рубежом уже давно создана целая индустрия, специализирующаяся на организации и обслуживании уик-эндов. Многочисленные туристические фирмы предлагают путешествия, начинающиеся, как правило, в пятницу вечером и заканчивающиеся в воскресенье. У нас же в большинстве случаев, по словам сотрудника фирмы, пришедший в турагентство даже не представляет, какой вид отдыха для него предпочтителен. И порой основным критерием становится престижность. Если бы мы предлагали самые ужасные туры без комфорта, экскурсий и прочей атрибутики нормального путешествия, но при этом утверждали, что это безумно круто — без сомнений, таковые были бы в числе лидеров по популярности. Интересную историю, перекликающуюся с туристической, рассказал и профессиональный тамада Леонид Загульский. Он утверждает, что его приглашают на свадьбу вовсе не для того, чтобы оживить праздник. А потому, что надо. Платят деньги и абсолютно не обращают внимание на его инициативы.
В целом же, согласно опросам, по сравнению с 1995 годом полноценного досуга стало украинцам не хватать на 5% больше, и соответственно хватать — на 4% меньше. Психологи связывают это с тем, что мы стали меньше прислушиваться к себе. В то время как выбор вида досуга — это, в первую очередь, результат самоанализа. Порой нехватка полноценного отдыха сопряжена и с переменой места жительства. Сергей Кылымыстый говорит, что часто встречался с сельскими жителями, которые, переехав в город и оставив у себя привычные формы досуга, не смогли найти себя на новом месте.
Несмотря на свою раритетность, выход досуговеды все же видят. Хотя и считают, что такие проблемы решать куда сложнее, чем пополнять кошельки граждан. Пропаганда, привлечение, спрос и формирование предложений — вот основной список задач. В США, к примеру, более 20 тысяч благотворительных фондов, и каждый из них на 20% поддерживает культурно-развлекательные мероприятия. В России этому также уделяется немалое внимание. Об этом свидетельствует хотя бы количество сайтов в Интернете, посвященных досуговой тематике. Просто сейчас, считает культуролог И. Петрова, нам необходимо привлекать в досугово- развлекательную сферу спонсоров. В противном случае кризис жанра станет глобальным диагнозом обществу.
Выпуск газеты №:
№44, (2003)Section
Общество