Утраченные миры украинских усадеб
В Центральной городской библиотеке Днепра состоялась презентация уникальной книги![](/sites/default/files/main/articles/10102019/19chabanmoroz.jpg)
Работа над изданием «Садиби та долі. Дворянські гнізда Придніпров’я» длилась почти два десятилетия. «В 2000 году я принимал участие в научной конференции в Воронцовском дворце, которая была посвящена дворянским усадьбам в России. И тогда я подумал: а почему нет исследований об украинских усадьбах, которые принадлежали известном людям, имевшим незаурядное влияние на нашу историю и культуру?» — рассказывает автор книги, известный краевед Николай ЧАБАН.
Одним из екатеринославских помещиков был в частности Михаил Родзянко — председатель Третьей и Четвертой Государственной думы России, который родился в селе Попасном Новомосковского уезда. Среди екатеринославских дворян были известные государственные деятели и чиновники, военные и моряки, ученые и педагоги, инженеры и архитекторы, предприниматели и фотографы, меценаты и коллекционеры. Они оставили в истории нашей страны достаточно заметный след.
«В 1917 ГОДУ НАРОД НЕ ПРОСТО ГРОМИЛ ЭТИ УСАДЬБЫ, ОН ГРОМИЛ ИХ «НЕИСТОВО»
На обложке нового издания — фотография усадьбы в селе Котовка, которая принадлежала екатеринославскому помещику Георгию Алексееву — коллекционеру и приятелю историка Дмитрия Яворницкого. Изображение этой усадьбы Николай Чабан, по его словам, впервые нашел в дореволюционном журнале «Столиця і садиба», поскольку имение генерала Алексеева привлекало внимание своими роскошными интерьерами, огромной библиотекой, ценными коллекциями древности. Таких усадеб на Екатеринославщине было немало — большинство из них было построено из кирпича и черепицы, что само по себе является отдельной темой.
Вместе с фотографом и коллекционером керамики Павлом Маменко Николай Чабан посетил все села, где до революции были расположены дворянские усадьбы. К величайшему сожалению, почти все они были разрушены, когда большевики призывали крестьян делить помещицкую землю и имущество, а сами дома были сожжены. В огне погибло немало украинских культурных и исторических ценностей, поскольку усадьбы очень часто принадлежали потомкам казацкой старшины. Здесь поколениями сохранялась старинная одежда, казацкое оружие, документы и другие раритеты. Из воспоминаний современников, в 1917 году народ не просто громил эти усадьбы, он громил их «неистово», говорит Николай Чабан.
До нас дошли лишь «крохи» из того, что когда-то было в этих усадьбах. Даже сегодня в сельских домах еще можно иногда найти чернильницу, подсвечник, зеркало или вешалку из дома помещика. От самих домов остались в земле лишь единичные кирпичи и черепица, поскольку большая часть этого добра была растянута крестьянами, чтобы построить печь или сделать погреб. Павел Маменко и Николай Чабан нашли много подобных артефактов, большинство из которых было отмечено буквами или монограммами, поскольку почти каждая большая помещицкая усадьба имела свой кирпичный завод. Так, в селе Васильевка на Самаре краеведы нашли в земле кирпич с буквой «Н», что без сомнения указывало на кирпичный завод графа Ностица, которому когда-то принадлежало здесь имение. Исследователям удалось также найти бывшие хозяйственные здания и даже псарню.
ИСКАТЬ ПРИШЛОСЬ ЕДВА ЛИ НЕ ПО ВСЕМ КОНТИНЕНТАМ МИРА
Интересные подробности они рассказали на презентации об имениях прежнего генерал-губернатора Екатеринославщины Ивана Синельникова, которому принадлежало 100 тысяч десятин земли около днепровских порогов. Имения его потомков находились на левом и правом берегу. Одна из них — Екатерина фон Ларош — вела переписку со знаменитым русским композитором Петром Чайковским, который сам считал себя потомком украинского казака Чайки. Факт этой переписки давно известен, а вот за некоторыми письмами Николаю Чабану пришлось отправиться в русское местечко Клин, где находится дом-музей Чайковского. Из этих писем стали известны интересные подробности, а также то, что всемирно-известный композитор собирался посетить Украину и почувствовать величие днепровских порогов. Екатерине Ивановне он посвятил отдельное музыкальное произведение. В усадьбе Никольская-на-Днепре, которой владела ее сестра Вера Малама, на то время еще сохранялись старинные кареты, в которых путешествовала на юг императрица Екатерина ІІ и ее подданные, вещи гетмана Даниила Апостола.
Интересно, что Дмитрий Яворницкий, готовя археологический съезд в Екатеринославе, в 1905 году просил для выставки у помещиков подобные раритеты. Сам он хорошо был осведомлен, какие исторические вещи сохраняются в помещицких усадьбах. Так, упомянутый уже генерал Алексеев, активный коллекционер, имел большую археологическую, а также третью по величине в Российской империи коллекцию нумизмата. В его усадьбе сохранялось много каменных баб и саркофагов. Кроме того, в имении была огромная библиотека, насчитывавшая 27 тысяч книг, а также подшивки многих журналов. Все это было разграблено и утрачено во время революции. Не уцелели даже могилы и склепы владельцев имений. В одном из них колхозники сделали силосную яму.
Авторы книги путем переписки с потомками «дворянских гнезд» много лет собирали по крупицам истории помещицких семей, их генеалогию, семейные повествования и воспоминания. Искать пришлось едва ли не по всем континентам мира, куда судьба разбрасывала дворян-эмигрантов. Двенадцать лет тому назад краевед отправился в далекую Канаду, откуда привез немало книг и воспоминаний наших прежних земляков.
Результаты своих поисков Николай Чабан изложил на страницах роскошно иллюстрированного издания, которое не увидело бы мир, если бы не сотрудничество с предпринимателем и соавтором Олегом Морозом — известным в Приднепровье коллекционером и собирателем древности. Книга состоит из 15 очерков и имеет 320 качественных иллюстраций. На ее страницах появляется забытая история Украины.
«ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕМ СОХРАНИТЬ ХОТЯ БЫ ОДНУ УСАДЬБУ В ОБЛАСТИ ДЛЯ ПОТОМКОВ?»
«Мой бывший студент Николай Чабан написал не только об известных людях нашего края, об их семьях, усадьбах и судьбах. Он их оживил, они пришли из забвения и говорят с нами. И это не мистика! Мы слышим их голос и голос земли», — сказал, выступая на презентации, доцент ДНУ Кость ДУБ. Тележурналистка Людмила ЗАГОСКИНА подчеркнула, что благодаря поискам авторов этой книги на Днепропетровщине уже открыт новый туристический маршрут «Потерянные миры украинских сел». «Эта информация, собранная в результате исследований, просто уникальна», — подчеркнула она. Впрочем, коллега Николая Чабана, Павел Маменко рассказал, что выпущенная книга — только начало. Очерков в ней всего пятнадцать, а побывали исследователи не менее чем в полусотне бывших усадеб. Поэтому в перспективе — продолжение.
Один из авторов Николай Чабан говорит, что у него есть мечта. Невзирая на тотальный погром дворянских усадеб, одна из них более-менее уцелела. Расположена она в селе Гуляй-Поле Криничанского района, на реке Базавлук. В этой усадьбе вырос известный академик Лаппо-Данилевский, потом имение приобрел купец и городской председатель Екатеринослава Давид Пчелкин. Его дочь умоляла крестьян не разрушать усадьбу, а брать себе все, что они хотят. Таким образом усадьба чудом уцелела. При советской власти здесь был конезавод. В настоящий момент усадьба приходит в упадок, потому Николай Чабан, обращаясь к областной власти, призвал сохранить ее и сделать музей. Тем более что в самом селе есть человек, который переживает о судьбе усадьбы, — учитель истории Сергей Пархоменко. «Если замки в Закарпатье местная власть охраняет, то почему мы не можем сохранить хотя бы одну усадьбу в области для потомков?» — спрашивает Николай Чабан.
Выпуск газеты №:
№186-187, (2019)Section
Общество