«В инвестировании в город должны быть заинтересованы все»
Об ответственности бизнеса, власти и граждан — на примере Артемовска
Промышленные регионы сегодня не являются привлекательным местом для жизни, тем более те, которые уже теряют свои позиции. По мнению Татьяны НАГОРНЯК, кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Донецкого национального университета, сегодня у больших городов шансы развиваться значительно меньше, чем у маленьких. «Большая часть людей, как показывают соцопросы, желала бы жить в маленьких, уютных городках или поселках, где все близко, красиво, комфортно, экологически чисто и стабильно. Городской/сельский успех не зависит от размера территории, он — продукт впечатлений его гостей и глубинных самоощущений его жителей», — уверена она. Может ли переориентированный промышленный город разрушить данный стереотип?
Продолжая тему нового дыхания промышленных городов, которую «День» начал в №189 от 19 октября 2012 г., мы обращаемся к вопросу социальной ответственности бизнеса, власти и горожан. Все эксперты, опрошенные раннее, высказали мысль, что невозможно держать город на плаву, если не вкладывать в него экономический ресурс. Но только лишь экономический? Чем являются сегодня вклады инвесторов в социальное развитие городов: пунктами в налоговой декларации или чем-то более значимым и важным?
Сегодняшний пример — Артемовск, город с огромным потенциалом и ресурсами. В этом году Артемовск попал в ТОП-20 самых доступных городов по версии журнала «Фокус». Также, по результатам исследования, Артемовск вошел в тройку самых дешевых городов по цене потребительской корзины. Единственное, на что стоит нарекать артемовцам, по версии журнала, это стоимость городского транспорта и услуг такси, а также тарифы ЖКХ.
Из производства здесь есть Артемовский машиностроительный завод «ВИСТЕК», Артемовский ликеро-водочный завод, ЗАО Артемовский завод шампанских вин «Артемовск Вайнери», ООО «Экопродукт» и др. Среди иностранных компаний-гигантов — ООО «Кнауф Гипс Донбасс», ЗАО «Лафарж Гипс». Многие считают, что Артемовск мог бы стать одной из винных столиц. Для этого сегодня делается многое. В частности включается в список туров ЗАО Артемовский завод шампанских вин «Артемовск Вайнери», руководство которого помимо своей продукции практикует еще и экскурсии по заводу. При этом, как отметил в интервью «Дню» Ярослав КОЗАК, организатор туров по Украине,в действительности организовать тур из других регионов очень сложно. «Для продажи турпродукта нам нужно зарезервировать отели и экскурсии как минимум за полгода вперед, но неизвестно, будут ли места в отеле и будут ли проводиться в это время экскурсии. И самые известные туристические объекты Донбасса — Соледар, Артемовск — только на бумаге рады встретить гостей, а на деле провести там нормальный календарный тур практически невозможно», — сообщил он «Дню». Понятно, что одним туризмом сыт не будешь. «Не все должно держаться на туризме. В Италии есть Неаполь, который зарабатывает только туризмом. Но это очень старый город. Я, например, живу в Германии в старом районе, где рядом находится студенческое кафе, в котором когда-то пил вино Мартин Лютер. В таких городах, как Артемовск, такого нет», — говорит директор по маркетингу группы КНАУФ СНГ ООО «Кнауф Сервис» Йорг ЛАНГЕ.
По мнению Й. Ланге, в промышленные города должен инвестировать, в частности, бизнес, который находится на данной территории. «В большинстве случаев в таких населенных пунктах есть одно городообразующее предприятие и оно в первую очередь должно нести ответственность за благоустройство города, состояние школ и т. д. У нас в бюджете есть отдельный пункт — социальная ответственность и спонсорство. Мы часто обращаемся к городу, чтобы они сами выбрали, что им нужно больше: школа или парк. Когда они выбирают, мы реализуем проект. Очень неправильно, когда стоит завод, а рядом с ним заброшенные школы. Дети наших сотрудников должны иметь комфортные условия жизни. Мы больше работаем в России, в частности в Туле. Сотрудничаем с мэром Новомосковска. И хочу сказать, что ему такое сотрудничество очень выгодно, так как мы вместе реализуем проекты, и у него повышается рейтинг, следовательно, его изберут и в следующий раз. Это нужно понимать. Только так развивается регион. Но инвестиции ради инвестиций не действуют, нужно думать о будущем. Деньги должны возвращаться, через пять-шесть лет потоки идут обратно. От этого зависит и развитие страны», — рассказывает Й. ЛАНГЕ.
В прошлый четверг состоялась презентация проекта, который полностью проинвестировала группа «Кнауф». Это медицинский диагностический центр с очень дорогим оборудованием. По словам главврача Романа ЧЕБОТЕНКО, на сегодняшний день уже есть запрос на врачей, которые будут работать в центре. Большинство из них — новые специалисты, выпускники вузов, часть — переквалифицированные сотрудники. В общей сложности на центр уже было потрачено 350 тысяч евро. Мэр города обещает, что на этом сотрудничество не остановится.
«Силами бюджета и громады в этом году мы закончим ремонт этого здания, и с 1 января 2013 года центр будет работать. Кроме того, мы поработали совместно с компанией «Кнауф» по созданию инновационного учебного центра на базе ПТУ №5. В этом году мы начали работу, думаем, что в следующем закончим и в училище по новым строительным технологиям будут получать образование молодые люди нашей громады», — заявил мэр Артемовска Алексей РЕВА.
«Первый шаг уже сделан, и я это вижу как стимул и как основу для продолжения инвестиций в надежде, что и другие фирмы, которые здесь имеют свое производство, увидят это и будут продолжать заданное нами направление. Я понимаю, что хорошая жизнь — это не только работа, но и условия вокруг, то, что гарантирует здоровье. Ведь сохранить здоровье — это самое ценное», — комментирует данный проект Й. ЛАНГЕ.
Но на строительстве медицинского центра в городе жизнь тоже не заканчивается. На сегодняшний день идет строительство еще одного крупного объекта — легкоатлетического стадиона, который входит в соответствующий комплекс. Первая часть комплекса — манеж стадиона «Металлург», которому присвоен статус базы олимпийской и параолимпийской подготовки спортсменов — была открыта в марте 2009 года. При этом работы по реконструкции начались еще в 2004 году. На сегодняшний день заниматься в манеже можно бесплатно. Мэр города подчеркивает, что во многом эта заслуга артемовских спортсменов, которые отстаивают честь страны на европейских и мировых соревнованиях, а также на олимпиадах. По его словам, традицию нужно продолжать. Стоит отметить, что этот объект реализуется уже за счет бюджетных средств. Городские чиновники уверенны, что после строительства такого центра спортом будет заниматься намного больше людей, это будет стимулировать молодежь к развитию.
Татьяна НАГОРНЯК считает: «Бизнес, власть и горожане играют одинаково важную роль в брендинге города. Ни один субъект самостоятельно бренд не реализует, даже при наличии готовой стратегии. Значит, нужен компромисс. Без власти брендинг невозможен, ибо государственные институты выступят модераторами процесса, т. к. только у них есть возможность «нажать на все кнопки городского пульта» одновременно для запуска и реализации стратегии брендинга. Жители — носители бренда и коммуникативный канал его распространения. Кто станет любить город, если его горожане равнодушны к нему? Бизнес должен играть одну из ключевых ролей как в финансировании, так и в получении права на добавочную стоимость на все, во что они вложили деньги. Европейские три цены на кофе (на баре, за столиком и на летней веранде с особым видом на городской пейзаж) — пример добавочной стоимости на бренд — пример экономики впечатлений, которую следует реализовывать в украинских городах, селах, поселках».
По мнению Романа ЗИНЧЕНКО, соорганизатора проекта Greencubator, должна быть новая формация экономических отношений в маленьких городах, поселках и т. д. «Контекст устойчивого развития, который имеет три ноги: экономическая, экологическая и социальная. На одной устоять сложно, на трех легче. Собственное понимание того, что хотят люди сделать, кто они, для чего это им нужно, и самое главное — все, что они могут сделать, они должны делать вместе — дает результат», — считает он.
Сегодня Артемовск позиционируется как «любимый город», в котором каждый должен осознать свое место и свою роль. Важность всего этого — быть ответственным за свой выбор.
«ХХІ век — эпоха технологий и идей, которые способны принести городу большую капитализацию и ликвидность, чем конкретный раскрученный курорт, театр с великой историей или промышленный объект мирового значения. Важней использовать указанное в идее уникальности территории и подать промышленный город как мир образов, а не фактов. Промышленный город может быть успешным как благодаря своей промышленности, так и без нее. Все зависит от того, что уже есть в представлениях горожан и гостей о нем, что из этого можно усилить, уточнив имидж акцентами, а главное — какой идее это подчинить. Это могут быть города кузнецов и сталеваров, чумацкого шляху и шоколадной сказки, а может быть, город, где все начинается, или город, который решает все», — считает Татьяна НАГОРНЯК.
«В Украине есть несколько интересных примеров громад, где это самосознание начало себя проявлять («День» писал о некоторых из них в №197 от 31 октября. — Ред.). Если посмотреть на более маленькие города или села, то примером может быть Петр Пригара из Закарпатья, который создает культуру органического сыра. Он не только поднимает качество украинского сыра, но и помог односельчанам купить по корове или по теленку, чтобы они могли сдавать молоко на его сыроварню. Не создает ли это дополнительные экономические возможности? Да, создает. Я думаю, что главный аспект в этом — вопрос самосознания человека. Потому что люди, которые не воспринимают себя громадой, не воспринимают себя как факторы создания того или иного региона, как правило, имеют еще одну негативную черту — синдром жертвы. Чем больше люди получали государственного патернализма, тем больше их склонность к виктимности. На самом деле это тяжелое советское наследие, от которого можно избавиться. Для этого нужно понять, что никто не придет и не даст тебе работу, не даст возможности, новых путей решения и т. д. Все зависит от того, чувствует себя громада центром эффективности или нет. Если люди не стремятся к этому, если они продолжают сидеть в постсоциалистической модели, они получают свои дотации от государства, которая не функционирует в других основах. Люди думают: вот завтра нам построят новый завод. Но завод никто не будет строить», — говорит Роман ЗИНЧЕНКО.
Постсоветские принципы содержания и развития сегодня по-прежнему действуют. Никто никогда не отказывался от принципов лоббирования или кумовства и, скорее всего, просто так не откажется. На это может быть множество причин. Но в сегодняшнем мире коммуникаций и инноваций этому можно противостоять и найти возможности для создания чего-то нового и по-настоящему важного. Не только бизнес должен быть социально ответственным, но и само общество. Бенджамину Франклину принадлежит фраза о том, что лень плетется так медленно, что бедность быстро нагоняет ее. Но осознание горожанами своего влияния и, самое главное, переход к активной защите своих интересов требует значительных усилий и смелости.
Выпуск газеты №:
№199, (2012)Section
Общество