В Луцке освятили памятный знак депортированным украинцам

Забужжя, Смолыгив, Диброва, Жабче, Ощив, Пидгайцы... Эти названия сел на скромной стеле — такие знакомые! На территории нынешней Волынской области и сейчас есть населенные пункты с такими же названиями. Они как будто продолжили жизнь поселениям украинцев, живущих, как говорят, с незапамятных времен на землях, которые сейчас — в другом государстве...
— Это же был единый народ, из единого славянского племени, которое расселилось по обе стороны Западного Буга. Отсюда и часто одинаковые названия сел: что на нынешней Волыни, что на территории нынешней Польши — так объясняет совпадение названий глава областного общественно-культурного общества «Холмщина» Мыкола Онуфрийчук. — И каждый, кто учит историю, знает: на той территории, которая волею истории отошла к другому уже государству, православные храмы были со времен крещения Руси Владимиром. До XIV века католических костелов здесь и не было...
На памятной стеле депортированным украинцам выбиты названия 213 сел Холмщины, Пидляшшя, Надсяння, Западной Бойкивщины, Лемкивщины. Чисто славянские названия: Пасика, Стрилцы, Тыхобиж, Добромырычи, Дубова Колода, Тугани... Многих из этих сел уже нет на картах или их названия изменены. Исторически сложилось, что этот населенный украинцами край испытал несколько массовых депортаций. В Первую мировую войну с прадедовских земель было выселено свыше 300 тысяч народа, и треть из них назад уже не вернулась. Потом были этнические преследования, начиная с 1943 года, и операция «Висла» довершила освобождение этих земель за Бугом от украинцев.
— На Волыни есть немало бывших холмщаков, выходцев из Пидляшшя и других страждущих земель. Люди сюда переезжали, чтобы быть поближе к родной земле, но теперь ее отделяет государственная граница. Люди стареют, умирают, а не могут хотя бы взглянуть на то место, где было когда-то родное село. Поэтому несколько лет назад и установили мы памятный знак в память о депортированных украинцах, чтобы их потомкам было куда прийти, помолиться, поклониться, — говорит Мыкола Онуфрийчук. — Сейчас же мы добавили и названия сожженных, уничтоженных сел. Хотя это еще далеко не все адреса братоубийственной войны... На потолке надпись: «Памяти украинцев Холмщины, Пидляшшя, Надсяння, Западной Бойкивщины, Лемкивщины: убитых, замученных польским вооруженным подпольем, депортированным из своих древних земель». Такое было... Но поражает продолжение надписи: «...а также памяти тех боголюбных поляков, которые спасали братьев-украинцев от уничтожения». В Польше давно пишут и рассказывают о том, как украинцы спасали поляков во время этнических чисток сороковых годов прошлого века. У нас же эта тема — тема христианского милосердия — еще будто бы «в подполье»... До тех событий мы жили с поляками в одних селах, были соседями и братьями. Хотя, конечно, это были украинские села, потому что в наших Путковичах Холмского повита проживало всего пять польских семей. Когда опасность угрожала им, они у нас скрывались, а когда нам - они давали пристанище... Мы и наш дом на них оставляли, когда нас депортировали, ведь что можно было взять на один воз?.. Историю, какой бы она ни была, нужно знать. Без этого не воспитаешь ни патриота, ни просто богобоязненного человека.
Выпуск газеты №:
№208, (2013)Section
Общество