В Магдебурге остался украинский «Ангел»
«Старинная земля Саксония-Ангальт, наверное, еще не видела сразу столько искусства», — так писали местные газеты о Магдебургском международном арт-фестивале. Экспозиция развернулась на территории бывшего станкозавода и занимала около 4000 квадратных метров. Художники из 20 стран (преимущественно Восточной Европы и Азии) демонстрировали различные направления и творческие манеры, а объединял всех девиз фестиваля — «Натур-арт», то есть природа и искусство. Приятно, что основное место среди участников фестиваля занимали украинские художники. Не последнюю роль в этом сыграло то, что организаторы — руководитель Гала-галереи Галина Бригер и ее сын Евгений — тоже украинцы, которые многие годы проживают в Германии.
Как же художники воплощали в своих произведениях девиз фестиваля? Совсем по-разному. Например, японец Е. Йоза удачно сочетает плоскостные фрагменты и коллажи из газет с портретами пышнотелых блондинок, в очертаниях которых угадывается рука потомка Утамаро. Французский художник Ж.-П. Дурбиано создает нефигуративные композиции с объектами (игрушки, шарики и проволока украшают его пестрые картины). Повышенная цветная и пластичная экспрессия присуща живописи известного итальянского художника В.Д’Акунто. Его соотечественница Н. Монталбетти, наоборот, отходит от традиционной живописи и создает картины с помощью коллажирования и увеличения фотографий, которые тонирует определенным образом. Группа немецких художников также не была однородной — одни тяготели к стилю граффити с его линейной плоскостностью, другие — к объемным изображениям в картинах различной тематики. Своеобразные, несколько сюрреалистические картины представлял профессор К. Агамян из Армении, серию изысканных акварелей — В. Чунихин (Киргизия). Немало симпатий вызвали произведения известной болгарской художницы Т. Горановой. Тема ее изящных картин на дереве — жизнь болгарских крестьян. Рядом с картинами художница создала инсталляцию: копна сена, обложенная зеленой травой, а на ней — яблоки, книга и бутылка. Аромат трав, свежесть природы являлись признаком натур-арта.
Обобщенным символом светлых стремлений стала скульптура И. Гречаника «Ангел». Известный украинский художник в течение девяти дней на глазах у посетителей создавал большую скульптуру по привезенному макету. Предусматривается, что далее ее отольют из бронзы. Городская власть обещала содействовать осуществлению этого проекта, и фигура ангела отныне будет украшать Магдебург. Еще один украинский художник А. Малых демонстрировал серию работ «Сад камней» — тонко нюансированных по цвету полуобъемных композиций. В. Мельник создал картины-размышления и фантазии, спокойные и неожиданные, как сон. Европейское изящество присуще и работам Л. Берната. Его новая серия «Магдебургские этюды» (в соавторстве с другими графиками) понравилась жителям этого города. Как и большие картины П. Антипа с приглушенными красками, которые напоминают доисторические настенные росписи. Экспрессивные красочные пейзажи И. Ермолова, наоборот, звучат звонко и современно. Харьковская муниципальная галерея привезла работы своих лучших художников — скульптуру А. Ридного, живопись Е. Яшина, Д. Даниша, Е. Моргулян и других.
«Украина и Магдебургское право» — такую тему раскрыли в своих работах Мирослав и Тарас Отковичи. Большую заинтересованность вызвала у зрителей экспозиция «Люди и звери». Около нее даже провели урок немецкие десятиклассники на тему «Время». Они перерисовывали в тетради композиции Л. Пиши (бабочка, которая вот-вот взлетит), А. Комиссаренко (велосипед, который съезжает сверху вниз), Е. Голуб (женщина, которая сейчас встанет). Все эти произведения несколько в духе неопримитивизма преисполнены динамики жизни, поэтому им и присущ фактор времени.
Программа фестиваля была очень насыщенной. Художники совместно нарисовали огромную картину (каждый по куску); разрисовывали старые компьютеры (в проекте В. Денбовецкой); развешивали на стенах полотна с символическими росписями (в проекте А. Блудова), которые были созданы когда-то загадочной Мао-Мао вместе с А. Праховой и А. Блудовым; расписывали орнаментом металлические скульптуры, созданные немецкими художниками. Принимали участие в представлениях, смотрели видеопроект бодипейтинга «Четыре элемента», в котором В. Денбовецкая, Е. Йоза, В. Д’Акунто и С. Штернхель изображали кистью на женских телах Воду, Огонь, Землю и Воздух. Песни, шутки, творчество. Где у художника досуг, где работа? Это образ жизни. И хорошо, что такой фестиваль, как Магдебургский, для этого самый благоприятный.
Выпуск газеты №:
№181, (2000)Section
Общество