Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В МОЗ заверяют: лекарства для онкобольных детей закупят досрочно

Украина уже привыкла к разного рода скандалам. Но когда вопрос касается онкобольных детей, никто не может остаться равнодушным
18 июля, 12:02
Представители МОЗ уверены: в вопросе лекарств для онкобольных детей все должны действовать скоординировано и сообща — и государство, и фармакологические компании, и волонтеры, и родители... Только так можно оперативно решить возникшую проблему / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На минувшей неделе ряд общественных организаций и волонтеров, которые занимаются помощью детям, больным раком, обратились в Кабмин и к Президенту с открытым письмом. В нем сообщается, что государственная программа «Детская онкология и онкогематология» практически не выполняется. По мнению волонтеров, ситуация с поставками необходимых больным детям лекарств — критическая. В частности, медикаментов для лечения детей нет ни в регионах, ни в ТКМ «Охматдет». А родители с помощью благотворительных организаций вынуждены приобретать лекарства за рубежом. Причем, по словам председателя попечительского совета при «Охматдете» Оксаны Корчинской, эта ситуация сложилась уже после того, как МОЗ в середине мая провело необходимые тендеры.

На самом деле, как объясняют в МОЗе, все не так критично. Начальник управления планирования, финансирования, мониторинга централизованных мероприятий и конкурсных закупок Минздрава Галина Довганчин подчеркивает, что на сегодня в профильных медицинских учреждениях остатков лекарств достаточно для того, чтобы не прерывать лечение детей и, соответственно, не рисковать их жизнями.

Что же касается общего финансирования госпрограммы «Детская онкология и онкогематология», то в текущем году в бюджете предусмотрено 90 млн грн против 60 млн в прошлом году. В МОЗе признают, что и этой суммы недостаточно, чтобы покрыть потребности в лекарствах. «Для этого нужно 138 миллионов гривен», — отметила Галина Довганчин. И тендеры по этой программе пошли вовремя, договоры подписаны. Однако поставки по некоторым позициям фармкомпании готовы произвести лишь в четвертом квартале текущего года, что для многих больных детей и их родителей может оказаться личной катастрофой.

Чтобы не терять времени и не допустить трагедий, Министерство здравоохранения договорилось с большинством поставщиков лекарств для онкобольных детей о переносе поставок с середины декабря на июль-август этого года. Чтобы избежать перебоев с медпрепаратами, они должны ориентироваться на имеющиеся в больницах остатки и реагировать максимально оперативно. «Мы делаем все возможное, чтобы эти поставки прошли уже сейчас. Надеюсь, по всем основным позициям у нас есть взаимопонимание, и вы пойдете навстречу и Минздраву, и больным в том, чтобы начать поставки до конца лета, согласно имеющимся остаткам. Если остатки заканчиваются, мы можем рассчитывать, что поставки пройдут до срока их окончания», — подчеркнул заместитель министра здравоохранения Роман Богачев. А пока же поставки не начались, идет работа с регионами по перераспределению имеющихся препаратов для онкобольных детей. И если в каком-то регионе существует срочная потребность в тех или иных препаратах, они будут перераспределены максимально оперативно.

Справедливости ради стоит отметить, что винить в возникшей ситуации только Минздрав не совсем корректно. Ведь процедура закупки медикаментов (как и любая процедура государственных закупок) проходит согласно установленным законом правилам. И даже когда с участниками тендеров заключены договора на поставку лекарств, в больницах препараты могут появиться не раньше чем через тридцать дней, а некоторые — и через шесть-восемь месяцев. Тут все зависит от технологии производства. Кроме того, как объяснили представители МОЗ, из-за небольшого объема украинского рынка такие фармгиганты, как «Санофи» и «Пфайзер», не готовы производить и поставлять лекарства в Украину тогда, когда это действительно нужно. Они производят поставки согласно своим графикам, когда им это удобно. «Наш рынок не является для таких компаний приоритетным, особенно для тех, которые производят уникальные препараты... Они не видят в нем перспективности, не спешат возобновлять регистрацию своих препаратов, не хотят участвовать в тендерах», — объяснил советник вице-премьер-министра — министра здравоохранения Украины Дмитрий Подтуркин. По его мнению, одним из выходов, который поможет повлиять на политику международных фармацевтических гигантов, может стать принудительное лицензирование медпрепаратов.

В свою очередь, заведующая центром детской онкогематологии и трансплантации костного мозга НДСБ «Охматдет», главный специалист МОЗ по специальности «Детская гематология» Светлана Донская считает, что проблема финансирования и обеспечения медикаментами решаема. «Финансирование — это общая проблема нашей бюджетной медицины, которая не окупается и экономически невыгодна... Ни в одной стране мира потребности детской онкологии на сто процентов не закрывают исключительно за счет бюджета», — подчеркнула она. Светлана Донская отметила, что в других странах всегда есть возможность привлечь спонсорские деньги. «В разных странах эта практика «накатана» и составляет 10 — 20% от общей потребности. Безусловно, общество всегда принимает участие в решении этих вопросов, если оно не слепое и не глухое», — подчеркнула она.

В то же время, по словам медика, ныне ситуация в Украине с лекарствами для онкобольных детей под контролем. «На сегодня мы в «Охматдете» живем относительно благополучно — 70 — 80% необходимых медикаментов можем перекрыть своими ресурсами», — объяснила Донская. Однако, по словам врача, еще 20 — 30% — это внебюджетное финансирование: либо родительские, либо волонтерские средства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать