Перейти к основному содержанию

В непростой ситуации

Количество мам-отказниц за последние три года в Донецкой области сократилось на 10%, но их количество все еще остается высоким. Кто и как помогает женщинам в сложных жизненных обстоятельствах?
25 сентября, 09:50

Войти внутрь просто так нельзя — здесь пропускной режим. Коммунальное предприятие «Донецкий областной социальный центр матери и ребенка» хоть и не режимный объект, но без документа, удостоверяющего личность, вам не войти. «У нас же маленькие детки», — говорят нам на входе. Сведения вносятся в журнал посещений, и нам сразу выдают бахилы. Это один из новых подобных социальных центров в Донецкой области — после долгой истории с финансированием введен в эксплуатацию в 2012 г. Поэтому здесь еще свежий ремонт, новая мебель, не сломанные игрушки и не разрисованные обои. О том, что центр построен недавно, свидетельствует и тот факт, что все дверные проемы первого этажа шире, чем обычно, вход оснащен пандусом, в комнатах сантехника, мебель и окна предназначены для комфорта людей с особыми потребностями. Представить себе такое еще десять лет назад было сложно. Только недавно внимание к данной категории людей увеличилось — и начали создавать для них полноценную инфраструктуру.

Центр предназначен для социальной, психологической, правовой и бытовой помощи молодым мамам, которые оказались в сложных жизненных ситуациях. И несмотря на то, что количество мам, которые отказываются от детей в силу некоторых причин, становится меньше, чиновники области говорят, что до сих пор цифра их не устраивает.

По словам директора Донецкого областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Юрия Балаболки, количество отказов за последние три года уменьшилось в три раза. За первые полгода 2013-го к ним поступило 48 заявлений об отказе, с 11-ю семьями заключили контракт о социальной поддержке. Остальные — отказались. «Если есть возможность оставить ребенка в биологической семье, мы это делаем», — говорит директор Центра. Елена Лиховид, главный специалист департамента охраны здоровья ДонОГА называет такие цифры: за последнее время количество детей-сирот до трех лет уменьшилось с 86 в 2010 году и 96 в 2011 году до 83 в 2012-м. За первые полгода 2013 эта цифра составила 43 ребенка. Причины, по которым мамы собираются отказываться от своих детей, самые разные. «Это не зависит от социального положения, возраста мамочки и статуса семьи. У всех бывают разные ситуации. Это и экономический фактор, отсутствие жилья, неприятие ребенка семьей или отцом ребенка, рождение нежеланного ребенка, вне брака, отсутствие прописки и т.д.», — говорит Балаболка. «Вы поймите, есть разные сложные жизненные ситуации, эти мамы просто иногда не могут найти выход их положения. Мы им помогаем и поддерживаем, предоставляем помощь, урегулируем их конфликты с помощью психологической поддержки», — продолжает он.

ИСТОРИИ ГАЭЛЬ ИЗ КАМЕРУНА И ЛЮДМИЛЫ ИЗ УКРАИНЫ

Сейчас в Центре находится пять мам и шесть детей возрастом до трех лет. «Сложные ситуации» на самом деле бывают разные. Пример тому — одна из клиенток (а именно так и называют здесь молодых мам) Центра — двадцатишестилетняя Гаэль из Камеруна. Эта история ничуть не отличается от историй из сериалов и вполне достойна экранизации. Год назад Гаэль приехала в Макеевку из Африки получать образование архитектора. Приехала по контракту от университета, поэтому учеба была желанной и востребованной. Первый год учебы — подготовительные курсы, на которых иностранцев учат языку и адаптируют к местной языковой и культурной среде. Через время после приезда в Украину Гаэль поняла, что беременна. Родители никак не хотели принять ребенка — он рушил ох планы относительно будущего дочери, от ребенка, который должен был появиться на свет, вначале отказался и его отец. Несмотря на это, девушка родила мальчика, которого назвала Максим-Габриэль. Врачи поставили ему диагноз «порок сердца», но обещали, что к шести месяцам его здоровье стабилизируется. Сейчас ему уже 26 дней, это один из самых маленьких клиентов Центра. Мальчик сейчас получает гражданство Камеруна и вместе с мамой их готовят к переезду домой. После долгих разговоров с родителями и отцом ребенка те изменили свое отношение к малышу и дочери и теперь ждут их на родине. Сама Гаэль очень благодарна Центру, и в особенности его директору Марине Полтораковой, которая находилась с ней на родах. «После того как Гаэль родила и врачи занимались ее восстановлением, она протянула мне руку и назвала меня мамой. Это были чувства, которые сейчас невозможно передать словами», — вспоминает Полторакова.

Еще одна история — 30-летней Людмилы. Она приехала в Донецкую область из соседней Днепропетровской. Там у нее не сложилась судьба, и она разошлась с мужем. Отношение с ним не поддерживает, он не общается и с дочерью. Из родственников у девушки только тетя, которая живет в области. Помощь вначале Людмиле оказала НГО «Мартин-Клуб», потом девушку перенаправили в Центр. «Я очень благодарна, что на моем пути появились такие люди, как «Мартин-клуб» и Социальный центр, но нужно идти дальше», — говорит она. Сейчас ее главная цель — приобрести жилье и овладеть новой профессией. Девушка уже имеет одно образование — повара-кондитера, теперь в ее планах получить права и образование парикмахера.

Кстати, в Центре как раз можно пройти курсы парикмахерского искусства и педикюра-маникюра с возможностью получения специального сертификата. Это стало возможным после договора с одним из салонов красоты Донецка. Но пока в Центре на так много девочек, чтобы специалист смог набрать группу на такие курсы. Поэтому девушки тренируются на себе. Кстати, выглядят они здесь очень хорошо. «Недавно у нас было мероприятие «Красота спасет мир». Мы ведь должны говорить о полной психологической поддержке. Женщина должна всегда чувствовать себя женщиной. Быть привлекательной и красивой. Видели б вы, как они преобразились и о чем заговорили, когда увидели себя с такой стороны», — рассказывает Полторакова.

Но несмотря на то, что девочкам здесь нравится, все понимают: это не долгосрочная перспектива, и нужно заниматься решениями своих проблем и воспитанием детей.

ЧТО ЕСТЬ, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

Этот Центр новый — с прекрасным оборудованием, молодыми специалистами. Но что происходит в других? Только в Донецкой области таких центров пять, в Украине — семнадцать. И директор Центра в Макеевке, и сами мамы констатируют: если что-то и нужно, то это подгузники, средства на медицинскую помощь и т.д. В законе 2005 года, когда вводили социальные центры, прописали нормы, которые сегодня (да, наверное, и тогда) являются дикими. К примеру, согласно этим нормам, маленькому ребенку на одну неделю выделяется два памперса. Но ребенку до года этого едва хватит на один день. То же касается и питания. Как нас уверила Марина Полторакова, их мамы получают помощь в полном размере: еды хватает, а памперсами помогают неравнодушные люди. Как отмечает директор: «Таких, слава Богу, хватает».

Что же касается медицинского обслуживания, то данного пункта в программе вообще нет. А учитывая факт приближения холодов, данная проблема обостряется. «Медицинское обслуживание включает в себя и сдачу анализов, и приобретение медикаментов, и какие-то справки. На все это также нужны средства, зачастую немалые. Но законом это не предусмотрено. Мы же не медицинское учреждение и не можем оказывать такую помощь. Мы не можем обеспечить полную чистоту и стерильность помещения. У нас есть медсестра, это высокоспециализированный гинеколог, она также имеет образование массажиста. Есть стоматологический кабинет (гуманитарная помощь), но он не укомплектован. Всего этого мало», — говорит директор Социального центра.

Программа реализации подобных центров в области финансируется по всем пунктам. Главный специалист управления ДонОГа по вопросам семьи, молодежи и спорта Анатолий Химич называет цифру 605,5 тысячи гривен на один центр в Макеевке. В целом на содержание четырех центров, согласно программе «Молодежь, семья Донецкой области на 2013 — 2017 годы», из областного бюджета в 2013 году выделено 4 миллиона 461 тысяча 542 гривен. Эта цифра будет оставаться прежней и на последующие годы, но с учетом инфляции. По словам Химича, данной суммы хватает, чтобы покрыть все нормированные расходы. Но практика показывает, что нормы, написанные еще в 2005 году, давно не соответствуют реальности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать