В осаде
Сепаратисты разгромили и ограбили офис Луганского природного заповедника, все проекты учреждения приостановленыУже свыше месяца сотрудники Луганского природного заповедника не могут попасть на работу — офис разгромили сепаратисты, забрав все имущество, а по дороге к объекту научных работников проверяют вооруженные боевики на пяти блокпостах.
В эпицентре боевых действий на Луганщине очутились и объекты природного заповедного фонда. Около месяца назад представители ЛНР требовали от сотрудников Луганского природного заповедника финансовой поддержки, на что получили отказ. А две недели назад посреди ночи ворвались в центральный офис учреждения, разгромили кабинет директора и бухгалтерию, сторожа и одного из сотрудников продержали под дулами автоматов, пока паковали и крали все, что попало под руки и что собиралось работниками в течение последних десяти лет. Как рассказал «Дню» младший научный сотрудник Сергей Глотов, бандиты поломали все сейфы, забрали бензопилу, запчасти, инструменты, вывезли два экспедиционных автомобиля.
Сейчас офис заповедника никем не контролируется, охраны нет, дирекция и коллектив на работу не ходят. Люди боятся, ведь кое-кому от дома до самого заповедника нужно проехать 35 километров, где стоит пять блокпостов с несколькими десятками вооруженных боевиков. Кроме того, за проукраинскую позицию и за участие в местном Майдане научных работников преследуют, называют их «Правым сектором», а имена некоторых работников есть в списке сепаратистов, и их в любую минуту могут задержать. В этом списке значится и наш собеседник — Сергей Глотов. Ученый рассказывает, что если бы он не выехал с семьей за пределы области, то неизвестно, разговаривал ли бы он с нами сейчас.
Скрываются и коллеги Сергея, не зная, когда можно вернуться к нормальной работе. Как научные работники они сейчас волнуются не только за жизни и судьбу своих близких, но и за то, что будет дальше с заповедником. Ведь как научное и исследовательское учреждение, которое подчинено Национальной академии наук Украины, оно выполняло ряд функций.
— Я занимался научной работой и сейчас думаю о том, как бы забрать мои наработанные материалы, потому что неизвестно, будет ли работать дальше учреждение после этих событий... Пока — полная неопределенность. Мы сотрудничали с другими регионами, у нас работали аспиранты, мы публиковали статьи в ведущих журналах Украины, получали европейские гранты, то есть был хороший научный центр, который занимался научной работой в разных направлениях. Работа в заповеднике включает и полевые работы, когда проводятся исследования, берутся пробы разных материалов и тому подобное, а сейчас этого не сделаешь. Работа остановилась. У нас сорван полевой сезон, потому что летом мы ездим по разным городам и заповедникам с экспедициями. Неизвестно, буду ли я работать в этом регионе или буду переезжать в другую область. Трудно что-то прогнозировать. Зарплату пока получали, но неизвестно, будет ли так дальше, — объясняет Сергей.
Этим летом здешние научные работники даже планировали научную экспедицию в Крым, об этом просили луганских коллег сотрудники Карадагского заповедника. Также намеревались провести исследование на Донбассе, как раз поблизости Славянска. Все планы пока сведены на нет. По словам Сергея Глотова, пока лишь технический персонал наведывается в заповедник, рискуя собственной жизнью, чтобы что-то убрать, полить цветы и тому подобное. Большинство граждан, оставшихся на территории области, тоже живут с ощущением страха.
— Все эти военные события, погромы и большое количество вооруженных людей на улицах, которые держат всех в страхе, очень сильно повлияли на всех нас и на тех людей, которые остаются в Луганской области. Люди, которых я просил помочь вывезти из конторы материалы, музейные образцы, типичный материал и много чего другого, действительно говорили мне, что боятся заходить в мой кабинет, чтобы никто не узнал об этом, потому что их тоже могут записать в «правый сектор», — рассказывает Глотов.
О своей поддержке луганским коллегами уже заявили в Национальном экологическом центре Украины. Обещают, что по окончании боевых действий помогут со сбором средств для возобновления работы заповедника, а также найдут для этого волонтеров.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений РУТЬЯН, кандидат биологических наук, ученый секретарь Отделения общей биологии НАН Украины:
— Сейчас мы реально ничего не можем сделать в этой ситуации, потому что там нет украинской власти. Когда она установится, то все будет возобновлено, может, общими усилиями, может, какие-то учреждения поделятся, например, передадут оборудование с баланса на баланс. Возможно, Национальная академия наук выделит средства на закупку транспорта, мотокос, лопат, всего, что необходимо для работы. Ведь кроме охраны территории, в заповеднике происходят организационные мероприятия. Всего в Луганском заповеднике четыре участка. Эта ситуация была на главном участке, где расположена дирекция. Есть еще Стрельцовская степь, Провальская, Трехизбенская. Это все участки одного заповедника, но они распылены по всей Луганской области. Часть находится на территории, контролируемой украинскими войсками, часть расположена на той, которая контролируется боевиками и террористами. Пока мы владеем неофициальной информацией относительно нанесенных убытков: это 100—120 тысяч гривен. Но реально это подсчитать пока невозможно. Даже милиция не захотела заниматься этим делом: на вызов правоохранители приехали, но сообщили, что заниматься этим сейчас не будут. Насколько мне известно, они даже отказались составлять протокол.
Выпуск газеты №:
№101, (2014)Section
Общество