Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В поисках «Копенгагена» на востоке Украины

Как активисты развивают велодвижение в небольших городах
16 ноября, 12:36
КОПЕНГАГЕН — МЕККА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Копенгаген — первый велосипедный город в мире, велосипедный рай на земле, успех которого мечтают повторить во многих странах. Безопасная инфраструктура, почти 400 километров качественных велодорожек, распространенный велопрокат, профессиональные ремонтные мастерские, уважение ко всем участникам дорожного движения, и в конечном итоге, ярко развитая велосипедная культура — эталон для велосипедистов.

Свой маленький «Копенгаген» есть и на востоке Украины. Конечно, не настолько развитый и прогрессивный, как датский, но местные общины активно прокладывают путь к позитивным трансформациям. Жители постепенно привыкают к мысли, что велосипед может приносить пользу не только им лично, но и быть полезным для всего сообщества — способствовать укреплению социальных и культурных связей, а также сохранению окружающей среды, привлекать инвестиции, развивать бизнес, формировать туристическую привлекательность города и повышать мобильность.

Особенная любовь людей к велосипедам в городах Донецкой и Луганской областей была замечена командой проекта «ВелоСхід» во время рабочих поездок на восток и подготовки к проведению фестивалей в формате веловыходных. Проект «ВелоСхід», или Cycling through Donbas and beyond, выполняется общественной организацией «Ассоциация велосипедистов Киева» в рамках проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI II), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).

«Крутые педали» в Константиновке, «ВелоДвижОк» в Славянске, «Двухколесный день» в Мирнограде, «Sherwood Weekend» в Старобельске, «ДоброВело» в Доброполье, «Движ on Wheels» в Лисичанске, «Дружбайк» в Дружковке и «Восточный велофорум» и велопарад ко дню города #KramatorskBikeRide в Краматорске — именно таким местным обитателям и жителям прилегающих городов запомнилось лето 2018. Но кроме велосипедных фестивалей есть у каждого из этих городов и своя велосипедная история.

ПОЧТИ, КАК «КОПЕНГАГЕН», НО...

Луганская область. Старобельск. Город, в котором отсутствует общественный транспорт, потому люди на велосипедах здесь всюду — разного возраста и социального статуса. По оценке местных активистов, велосипедом как транспортом пользуется 50—60% обитателей, что равняется показателю европейских городов с развитой велотранспортной сетью.

Способом передвижения велосипед стал и для Марины Бражниковой и ее семьи, которая в 2014-ом была вынуждена покинуть свой дом и выехать из Луганска. Старобельск стал для них новым домом.

«Когда мы сюда приехали и поняли, что здесь нет транспорта — ни городского, никакого, первое, что мы приобрели с семьей — велосипеды: мне, мужу и детям», — делится воспоминаниями Марина.

СТАРОБЕЛЬСЬК. МАРИНА БРАЖНИКОВА

 

Сейчас у женщины два личных велосипеда. Один спортивный — для передвижения по городу на работу, второй — городской с корзинкой для продуктов и других необходимых дел, за которыми она ездит в магазин.

Однако, несмотря на такую любовь к двухколесному транспорту, присматривать за ним Марина не очень любит, в отличие от своей дочки, которая и о своих велосипедах позаботится, а их у нее тоже два, и за велосипедами членов своей семьи присмотрит.

«Она у нас аккуратная. Не дай Бог, где-то увидит пятно — вымоет. Это мама может выехать в город на грязном велосипеде, она не поедет», — восхищается дочкой мама.

К велосипедам в Старобельске жители действительно относятся по-особенному, а местные активисты видят развитие велодвижения одним из ключевых с точки зрения мобилизации и объединения общества ради городских трансформаций.

При содействии мэрии в городе появились велопарковки, а вот безопасная велоинфраструктура полностью отсутствует. Однако Марина Бражникова и другие активисты не опускают руки и искренне верят, что качественным велосипедным дорожкам в их личном «Копенгагене» — быть.

Более того, активное общество намеревается использовать велосипед как символ Старобельска и установить ему памятник, а у самого города есть большие амбиции стать велосипедной столицей Луганской области.

ДЕПУТАТЫ НА РАБОТУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ — ДА ИЛИ НЕТ?

Да! В Северодонецке мы нашли таких двое. Депутат городского совета, соучредитель Антикризисного медиа-центра Елена Нижельская и ее коллега однопартиец.

Основным транспортом велосипед стал для Елены в 2014 году. Именно тогда женщина приняла участие в велопробеге ко дню города, который и вдохновил ее приобрести личный транспорт, тем самым сделав себе подарок на день рождения.

СЕВЕРОДОНЕЦК. ЕЛЕНА НИЖЕЛЬСКАЯ

 

«Это стало своеобразным отсчетом, когда я больше не могу без велосипеда», — рассказывает Елена Нижельская.

Благодаря тому, что город компактный, это дает возможность пользователям двухколесного транспорта быстро перемещаться в любую его часть, но Елена убеждена, есть в этом и свои недостатки: «С 2014 года, когда Северодонецк по сути стал административным центром области, количество автомобилей в городе значительно увеличилось и, соответственно, велосипедистам стало менее уютно на дорогах, поскольку традиционно считается, что дороги для машин, а велосипедистам — место на тротуарах. Но на тротуарах пешеходы, и мы там тоже лишние».

Безопасная велоинфраструктура здесь полностью отсутствует, о велосипедной жизни в городе свидетельствуют организованные велопробеги, установленные велопаркинги и велосипедная скульптура около одного из корпусов Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

А самих велосипедистов в Северодонецке можно разделить на несколько групп. Для одних велосипед — это развлечение и отдых, для других — спорт и туризм, другие используют его как способ передвижения на дачу, а для некоторых это основной транспорт, чтобы добираться на работу или на учебу.

Так или иначе, для всех этих людей должны быть созданы комфортные условия, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками дорожного движения. А с другой стороны, сами велосипедисты должны воспитывать в себе ощущение ответственности за свое поведение на дороге, в том числе и придерживаться правил дорожного движения. А пока еще родители боятся пускать своих детей на дорогу, потому они передвигаются на велосипеде по пешеходной зоне, где безопаснее.

ЯМЫ НА ДОРОГАХ ИНОГДА МОГУТ ПРИНОСИТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ...

...но лишь определенное время и только отдельным людям.

«Отсутствие инфраструктуры — это минус, но для меня будто бы и плюс. Если на обычном велосипеде ямы создают препятствия для передвижения, то в моем виде спорта это приносит даже удовлетворение», — рассказывает Андрей Харьковский.

Речь идет о ВМХ, очень распространенный среди молодежи в городе Лисичанск Луганской области. За активным развитием BMХ-культуры можно наблюдать в пространстве неформальной атлетической культуры «Дружба», название которого полностью соответствует его атмосфере. Именно здесь молодые люди учатся базовым трюкам и оттачивают мастерство. Здесь тренируется и Андрей Харьковский — руководитель этого пространства.

ЛИСИЧАНСК. АНДРЕЙ ХАРЬКОВСКИЙ


 

«У нас сформировалась свое активное велосообщество. Мы часто собираемся всей компанией, устраиваем показательные выступления, делимся опытом — собираем большую толпу и играем в игру под названием «Байк». Смысл игры заключается в том, что один из нас показывает трюк, остальные должны его повторить. Так мы и учимся трюкам, помогая друг другу», — делится опытом парень.

Андрею Харьковскому — 21. Есть в их велотусовке и младшие ВМХеры — ребята и девушки 13—17 лет, школьники, для которых велосипед — целая жизнь.

Передвигаются молодые начинающие спортсмены на двухколесном транспорте и по городу, в котором отсутствует не только безопасная велоинфраструктура, но и дороги.

«На моей улице нет асфальта вообще, там щебень. Если подняться на более основную улицу, то можно увидеть хоть какой-то асфальт, но там тоже много ям и бордюры, которые вовсе не приспособлены для обычных велосипедистов. На основной дороге, где начинается трасса, интереснее — она более ровная, и там можно разогнаться», — говорит ВМХер Андрей.

Невзирая на то, что дороги в Лисичанске оставляют желать лучшего, молодые велосипедисты довольны, что у них есть пространство «Дружба», которое дает большие возможности.

ИССЛЕДУЯ ГОРОД

Исследователь. Так себя называет активист, велосипедист Стас Дяченко из Краматорска, который в детстве просто крутил педали, а сегодня сознательно исследует свои любимые места на велосипеде и находит детали, которых раньше не замечал.

КРАМАТОРСК. СТАС ДЯЧЕНКО (В ЦЕНТРЕ)

 

В Краматорске есть много интересных открытых мест — долины, холмы, овраги, балки, карьер, меловые горы, подлесок, степь, которые притягивают к себе местных велосипедистов. Поэтому и не удивительно, что для каждого из них найдется свое любимое уникальное место.

«Краматорск интересен в мелочах и деталях — это ландшафтный парк, меловые горы, на которых прошло мое, можно сказать, детство. Здесь я много размышлял, наблюдал за городом и впитывал в себя дух Краматорска. Поэтому велосипед для меня как транспорт — удобный способ достичь поставленной цели и найти некоторые ответы на свои вопросы», — рассказывает парень.

Широкие просторы манят не только красотой, но и свободой от автомобилей, которые редко здесь встретишь. А если бы по этим живописным тропинкам проложить туристические веломаршруты, то они привлекали бы не только местных, но и велосипедистов из разных уголков Украины, и могли бы стать еще одним украшением города, тем самым в разы повысив его туристическую привлекательность.

«Мы часто проводим велозаезды на разнообразных локациях и рассказываем истории об этих местах. Сама история города рождена в этих маршрутах. Это могут быть как правдивые истории, так и мифы или легенды, которые ходят еще со времен наших прапрадедов и прапрабабушек, а мы передаем их из поколения в поколение», — говорит Стас Дяченко.

Развитой велотуризм, промаркированные комфортные маршруты, как и безопасная велонфраструктура — пока лишь мечта для активных велосипедистов. Но за этой мечтой стоят большие возможности: мобильность, зеленый туризм, уникальные веломаршруты, активный отдых, привлечение дополнительных инвесторов и инвестиций и в конечном итоге сохранения традиций. Все это может стать реальностью при условии успешного сотрудничества общества с местной властью и активного привлеченного к процессу всех необходимых сторон.

КОНСТАНТИНОВКА ПОСТЕПЕННО КРУТИТ ПЕДАЛИ

«Здесь очень доброжелательные люди. К кому из велосипедистов не обратишься, всегда помогут, с удовольствием вместе проедутся на велосипеде и расскажут о городе» — так о своей родной Константиновке отзывается школьница Ия Кобзарь.

Тема велосипеда для города является актуальной, ведь город сам по себе небольшой, к тому же ощутимой является проблема с общественным транспортом, потому часть жителей пересела на велосипеды.

КОНСТАНТИНОВКА. ИЯ КОБЗАРЬ


 

«На нем удобно передвигаться в любую точку города. Правда, кататься у нас по городу особенно негде, но если выезжать за его пределы — это интереснее», — делится впечатлениями Ия.

Активными пользователями двухколесного транспорта являются не только местные жители, но и жители прилегающих сел, которые из личной необходимости преодолевают расстояние от дома к городу на велосипеде.

Велосипедом пользуется и заместитель мэра Константиновки Виктор Василенко, но в основном не как транспортом, для него это в первую очередь возможность поддерживать здоровый образ жизни.

Массовых велосипедных мероприятий, как и отдельного активного велосообщества, здесь не наблюдается, но, как и в других городах, жители хотят видеть у себя качественную инфраструктуру, которая будет комфортной и безопасной для всех участников движения.

АКТИВНОЕ ВЕЛОСООБЩЕСТВО ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ МЕЧТАЕТ О БЕЗОПАСНЫХ ВЕЛОДОРОЖКАХ

Доброполье, Славянск, Дружковка — города Донецкой области, где имеется активное велосообщество — в большей степени и, которое за спорт, туризм и «велопокатушки».

В Доброполье это «DobroVelo», в Славянске — велосипедный клуб «ТОР», а в Дружковке — велоклуб «LEVEL», туристический клуб «Энергия» и велосообщество «Песни колес».

Все они мечтают увидеть в своих городах позитивную трансформацию, которая приведет к разработке, созданию и развитию качественной велоинфраструктуры. А пока велодорожек нет, местные велосипедисты развивают велосипедное движение среди обитателей как могут — устраивают регулярные городские велопробеги и велозаезды за город, открывают на велосипеде новые города, проводят велошколу по безопасности движения на дороге.

В Доброполье хорошо развит велосипедный прокат, что позволяет людям, которые не имеют личного двухколесного транспорта, пережить те невероятные эмоции, которые дает им велосипед.

В Дружковке, где услуги велопроката отсутствуют совсем, зато больше акцентируют на безопасности движения и знании ПДР среди детей и подростков, проводя для них велолабиринт по изучению дорожных знаков.

А вот славянские опытные велосипедисты больше любят и организовывают заезды на большие расстояния, во время которых они открывают для себя новые пейзажи, объекты и города.

Благодаря активной веложизни тема велоактивности в Доброполье, Славянске и Дружковке постепенно находит отклик среди велосипедистов, которые готовы включаться ради увеличения влияния общественности на местном уровне.

ВЕЛОСИПЕД ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Велосипед — это не только спорт, туризм, отдых или рациональное транспортное решение, это еще и прекрасный объединительный инструмент для жителей городов. Это хорошая возможность для общественных организаций и инициатив привлекать к своему сообществу новых членов общества, независимо от возраста и социального статуса, тем самым усиливая голос в поддержку качественной и безопасной инфраструктуры в своем городе.

Города, которые по максимуму используют эту возможность, будут иметь не только велодорожки, а получат намного больше — развитое велосообщество, активное общество и конструктивный диалог с представителями власти, который впоследствии перерастет в успешное сотрудничество. Только так можно создать в Украине свой комфортный и безопасный «Копенгаген».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать