Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В поисках креатива

Как сделать общественный бюджет возможностью для инноваций
14 мая, 11:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно на протяжении одного дня в разных локациях происходили встречи на тему общественного бюджета столицы. Общественная бюджетная комиссия третьего созыва рассматривала жалобы относительно проектов ОБ. Параллельно городская рабочая группа работала над тем, какие проекты допускать к голосованию, которое стартует уже 15 мая. А департамент общественных коммуникаций Киевской городской госадминистрации и КП «Центр публичной коммуникации и информации» презентовали общественности информационную кампанию общественного бюджета-2020.

ЭВОЛЮЦИЯ БЮДЖЕТА УЧАСТИЯ

Напомним, в 2016 году киевская власть впервые ввела практику партиципации, соучастия и предложила горожанам приобщиться к распределению средств местного бюджета через создание проектов общественного бюджета. Изначально на реализацию проектов выделили 50 миллионов гривен. На проекты, которые получат финансирование в 2020 году, Киеврада запланировала 160 миллионов гривен.

С 15 мая по 6 июня жители Киева смогут отдать пять своих голосов за понравившиеся проекты. Проголосовать можно с компьютера тремя способами: регистрируясь с помощью электронной цифровой подписи, методом BANKID «Приватбанка» или методом BANKID Национального банка Украины (для карточек «Сбербанка»), через Карточку киевлянина.

За эти годы бюджет участия совершенствовался и прошел своеобразную эволюцию. Для киевлян это стало хорошим инструментом реализации собственных амбициозных планов по развитию города. Для власти это хорошее проявление внимания к тому, что болит горожанам. Диалог, споры, дискуссии и даже обвинения в манипуляции голосами и применении админресурса, например, на уровне учебных заведений — все это пережил киевский общественный бюджет. Большой плюс, что замечания горожан учитывают и пытаются исправлять ошибки. Хотя ложка дегтя все-таки остается.

«У меня складывается впечатление, что становимся на те же грабли. Выносим обсуждение общественного бюджета в публичную плоскость, но никак не считаемся с бюджетной комиссией, которая еще рассматривает жалобы, — отмечал чиновникам Сергей ОЛИЙНЫК, представитель общественной бюджетной комиссии и автор проектов. — Также нужно считаться с городской рабочей группой,  которая тоже активно работает».

«БОЛЬШИНСТВО КИЕВЛЯН — В ИНФОРМАЦИОННОМ ВАКУУМЕ»

Действительно, киевлянам было бы интересно следить за работой всех трех инициативных групп. Но на первый план вышла встреча, посвященная старту информационной кампании, которая будет продвигать общественный бюджет не только на этапе голосования за проекты, а весь год. Так, с 1 мая киевлянам обещают рекламу на внешних носителях, социальную рекламу на метролайтах, ситилайтах и биллбордах.

Следующий шаг — изготовление брендированной продукции об общественном бюджете Киева, как ручки, наклейки, значки, дипломы, мобильные стенды. Конечно, будут промоакции, мастер-классы, семинары. Также 18 мая в парке имени Тараса Шевченко пройдет «ГБФест», в рамках которого запланированы фудкорты, ярмарки и презентации с докладами.

В этом году информационная кампания общественного бюджета появится в социальных сетях и печатных СМИ. Фактически тема бюджета участия заполнит все доступное информационное пространство города.

«Я так понимаю, что тендер уже состоялся, и мы предстанем перед фактом, что информационная компания уже готова. Как будут выбираться рекламные борды: где-то за кустами или как, почему мы ничего не слышим об этом? — рассуждал Сергей Олийнык. — Мы вливаем миллионы на бесплатную рекламу, но, как по мне, она не будет иметь желаемого КПД. В прошлом году многие авторы проектов агитировали за свою идею на свои средства, и эти моменты тоже нужно учесть. Также нужно максимум информации распространять через «Фейсбук», например, инструкцию по голосованию. Ведь большинство киевлян — в информационном вакууме, нет знаний на поверхности, как же голосовать».

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ

С этим проблем не должно быть, заверил директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий НАЗАРОВ: «Общественный бюджет — это инструмент электронной демократии, который дает возможность жителям влиять на жизнь в городе и тратить средства на то, что они хотят. Мы двигались эволюционно, сейчас это полноценная система, не похожая на первую версию общественного бюджета. Да, усовершенствована форма обратной связи,  появился модуль мониторинга и обработки ошибок, раздел «Партнеры», реализована интеграция с вики-системой, которая дает возможность обмениваться контентом, есть единственный телефонный номер поддержки, функционирует «Фейсбук»-страница как служба полноценной поддержки, модернизируется личный кабинет пользователя. Мы даже интегрировались с Государственной фискальной службой, чтобы выявлять лица, которые не имеют права на голосование в рамках бюджета. Также серьезно поработали над защитой персональных данных, все могут быть спокойны. Это уже не сайт общественного бюджета, а полноценная информационная система».

Юрий Назаров анонсировал запуск мобильного приложения общественного бюджета, который полноценно заработает примерно через четыре месяца.

Заместитель директора коммунального предприятия «Центр публичной коммуникации и информации» Алексей КОВАЛЕНКО добавил, что все это — составляющие информационной кампании, которая  сосредоточена не только на 23 днях голосования за проекты бюджета, но и на периоде определения победителей и реализации проектов. Например, в последние дни голосования киевлянам будут рассказывать об успешных кейсах, чтобы мотивировать на участие в следующем бюджете. Таким образом городская власть хочет обеспечить непрерывный интерес общества к бюджету участия.

«НУЖНО МЕНЯТЬ ПОДХОД»

Пока не было острой потребности в поддержке интереса. Ведь сначала инициативы киевлян напоминали латания дыр там, где городская власть не успевает или не замечает проблемы. Например, люди хотели обустроить спортивные площадки, починить крышу в школе, обновить стадионы, обустроить скверы или арт-пространство в заброшенном помещении.

Во многих странах Европы к общественному бюджету приобщается гораздо меньше людей, чем в Киеве, хотя финансовая поддержка там значительно больше. Ставку делают не только на реализацию собственных амбиций, но и на участие в развитии города. И это развитие касается не банального ремонта, а чего-то инновационного.

«Я много ездил за границу и исследовал, как работает общественный бюджет в других городах, в столицах, где на это выделяются большие средства. По цифрам Киев опережает все эти города. Конечно, количество не всегда переходит в качество, — констатировал Артем СТЕЛЬМАШОВ, представитель управления по вопросам децентрализации, развития местного самоуправления, региональных и международных связей секретариата Киеврады. — Но, как по мне, акценты нужно смещать. В том же Лиссабоне общественный бюджет — это поиск креативных проектов, которые власть вообще не видит, не может до такого додуматься. У  нас это часто латание дыр, до которых бюджет не дошел. Поэтому глобально нужно менять не только информационную кампанию, но и подход к общественному бюджету».

Сейчас власть пытается совершенствовать систему общественного бюджета, а горожане между тем наращивают аппетиты. Но рано или поздно действительно придется менять подход, когда лучше делать меньше, но качественнее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать