В равенстве нет меньшего и большего
Каково было бы россиянам в Москве, если бы там не было слышно русского слова?Галина Голицына в газете «День» за 18.03.2000 г. ставит вопрос: «Язык мой — враг мой?» . Если бы госпожа Голицына имела в виду украинский язык, то это бы не удивило, так как на девятом году независимости в столице Украины украинский язык почти не слышен. Дело в том, что госпожа Голицына имела в виду русский язык в Украине. Она пишет: «Прекрасно, что украинцы имеют возможность возрождать и развивать свою культуру, духовность, свой язык. Плохо, когда национальное возрождение приобретает уродливые формы». Вот тебе и соломонова мудрость! Дело в том, что возрождают то, что уже частично отмерло. И только если что-то отжило, то его можно развивать. А тут уже на саму возможность возрождать нападают, а не на возрожденное! Госпожа Г.Голицына, вероятно, принадлежит к тем, кто приехал в Украину как господствующая нация и не может избавиться от манер господствующей нации.
В чем же видит Г.Голицына уродство национального (разумеется, украинского) возрождения? С самого начала она видит это в захвате дома русифицированной КПУ в Киеве группой молодых людей, требовавших покончить с русификацией образования. Какое отношение имеет группа юношей к возрождению, госпожа Голицына не сказала, зато ее вопрос многозначителен: «Простите, о какой русификации речь?» Вот так! Конечно, дальнейшие так называемые факты и статистика уважаемой госпожи доказывают, что русификация Украины осуществлена на 80 процентов. Г. Голицына в своей статье утверждает, что в Украине живет 20 миллионов русских (в соответствии с УСЭ 1986 г. — немногим более 10 миллионов) и еще столько же русскоязычных. Таким образом, согласно ее статистике, только немногим более 10 миллионов пользуются украинским языком. Несомненно, такая статистика только путает читателя, но даже в таком случае она сама доказывает, что русификация в Украине настолько большая, что с нею непременно следует бороться. Дело даже не в том, что госпожа Голицына приводит неправильные цифры, но в том, что, даже при таких цифрах, не допускает предоставления русифицированным украинцам возможности возродить свой язык.
В мире существуют нации, которые вынуждены были заимствовать язык колонизатора (например, колонии Испании, Великобритании, Франции, Португалии), однако известны и примеры настоящего возрождения государственности и языка — Израиль, Ирландия и некоторые африканские страны. Поэтому не надо сразу нападать, как будто на уродство, на попытку возродить украинское, но не лишне показать больше понимания к полумертвому, только начавшему лечиться.
Украина — независимое, суверенное государство, в котором человек может родиться, ходить в школу, работать и умереть, не зная не то что государственного, но и родного языка. А если уж Г.Голицыной видится угроза русскому языку в Украине, то было бы уместно показать, как великая нация предоставляет возможность украинцам в России, где их не меньше, чем россиян в Украине, развиваться, слушая украинское радио, смотря ТВ или же читая украинские газеты. В конечном счете, если уж кто желает украинцам возродить свою культуру и язык, то не лучше ли начать с социологического исследования «феномена», приведшего к многомиллионному количеству русскоязычных украинцев? Может быть, тогда и госпоже Голицыной стало бы понятно, что лозунг «Нет, не было и не будет» никогда в Украине к русскому языку не применялся. Если бы госпожа Голицына попробовала мало-мальски понять необходимость возрождения украинского языка, тогда бы не приводила аргумент, что украинец с Полтавщины не понимает украинца с Гуцульщины. Немцы из Баварии и немцы с севера Германии могли бы не понять друг друга, если бы разговаривали на своих диалектах. Но для этого существует литературный язык. Поэтому важно и крайне необходимо возрождение украинского литературного языка по всей Украине. Не суржик, которым кормят сегодня в Украине слушателей радио и зрителей ТВ, а литературный язык нужен Украине, причем россияне могли бы показать, что это братский язык, изучая, а не подавляя его. Но для этого следует окончательно понять, что империя распалась и больше никогда не возродится!
Украине надлежит учиться у соседей, как любить свое, а у мира, в первую очередь у Израиля, учиться строить государство, поскольку Израиль за 50 лет привел к независимости и стабильности свое государство, утвердил один государственный язык, национальное образование — а проблем было множество, ведь приезжали люди из различных языковых зон.
Госпожа Голицына пишет об этническом варварстве, но имеет в виду отказ от второго родного языка. Украина обладает одной из самых демократичных Конституций в отношении национальных меньшинств, являющейся доказательством не варварства, но понимания! Фразу «...сегодня нам запрещают употреблять родные языки даже в быту» госпожа Голицына взяла, вероятно, из какого-то письма украинского диссидента из советских времен, когда украинское слово считалось националистическим и буржуазным. Но сегодня, когда вы в самых больших городах Украины не слышите украинского слова, в наличие такого запрета никто не поверит. Зато это утверждение может вызывать волну шовинистических чувств, чтобы не позволить возродиться украинскому на украинской земле. Украину никто не может обвинять в уничтожении этнических групп — греков, венгров, татар, болгар, румын и остальных, ибо они являются составляющей украинской истории, но их существование зависит от возрождения этнической Украины, — основы украинского государства. В Украине — украинцы (так как в России — россияне, в Германии — немцы, во Франции — французы) являются основными носителями государственности, и они должны обеспечить свободное и демократическое развитие этнических групп. Поэтому необходимо возобновить (возродить) и укрепить основу, так как без основы не на чем строить стабильный дом — его опрокинет первый же ветер.
Можно согласиться с госпожой Голицыной в плане экономической убогости Украины, однако здесь причина в чувстве неполноценности, в недостатке национальной гордости, в отсутствии реформ. Где еще в мире найдется парламент или правительство, в котором работают люди, не знающие государственного языка (кроме федеральных государств)? У Украины хорошие отношения с Израилем. Так почему бы не использовать опыт этой страны в обустройстве национального государства — Израиль добился самоутверждения в арабском мире, но не одной лишь силой (от этого опыта Украина может отказаться, так как ее соседи лучше). Понимание своих возможностей, способностей, реформы помогут Украине выйти из экономического кризиса. Людям необходимо дать работу, возможность организовать производство, поскольку труд граждан Украины в европейских странах не способствует благосостоянию в нашем государстве. Украине надо иметь свое, украинское лицо, поскольку только в этом случае ее будут уважать. Граждане США преимущественно припоминают свое этническое происхождение, но они гордые американцы, т.е. граждане США, пользующиеся одним языком, хотя многие подписываются и на свою этническую газету. Для того чтобы такого состояния достичь Украине, необходимо в первую очередь возродить основу государства, а не нападать на больного, когда ему делают инфузию! Необходимо понять, что в демократическом государстве все равны. Уважаемая госпожа Голицына, не украинцы обладают национальной особенностью, если хотят возродить свое. Но есть особенность шовинистов, ни в какую не способных понять, что в равенстве нет меньшего и большего. Как бы себя чувствовали россияне в Москве, если бы там не было слышно русского слова?
Выпуск газеты №:
№129, (2000)Section
Общество