В Риге открылся... КГБ
Или Дом, которому «есть что рассказать»
Сколько должно пройти времени, чтобы полностью осознать и отрефлексировать советское прошлое странам, которые хотят убежать от приставки «пост-»? Наверное, для каждой страны этот термин различен, в зависимости от того, насколько они сами готовы к этому. Латвия — одна из немногих стран, которых сегодня назвать постсоветской страной сложно, ведь она полноценный член ЕС, и на сегодня темпы развития ее экономики считаются наибольшими в Европе.
Работа над своей историей здесь не прекращалась и происходит по сегодняшний день. Большую часть исследований проводят историки и научные сотрудники Музея оккупации Латвии. В этом году под эгидой музея и проекта «Рига — культурная столица Европы 2014» было открыто здание КГБ Латвийской ССР.
Симптоматично, что здание бывшего КГБ в Латвии, или как его называют «Угловой дом» (построенный еще в 1912 году по проекту архитектора Александра Ванага), расположен на перекрестке улиц Бривибас и Стабу. Бривибас — в переводе с латышского означает «свобода». С осени 1940 года здесь этой свободы лишали. Правда, тогда эта улица носила имя Ленина.
Среди латышей ходит «анекдот» о том, что даже из окон подвала (а в подвале, как вы понимаете, этих окон нет), можно увидеть Сибирь. Ведь если сюда кто-то попал, то обратного пути ему не было.
До оккупации советской Россией это был обычный дом, обитатели которого жили обычной жизнью: обедали, веселились, воспитывали детей и стирали носки. Позже не стало ни веселья, ни жизни. Дом отдали КГБ. Его подвалы стали камерами заключения, а верхние этажи — комнатами допросов, страха, ненависти, и в то же время гордости и отваги. Здесь вербовали «стукачей» и убивали «неверных» (патриотов Латвии). После развала СССР сотрудники КГБ сбежали, забрав с собой тонны документов. Поэтому историки продолжают работу с помещениями и оставшимися архивами.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ДО СИХ ПОР НАХОДЯТ В ЗДАНИИ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЖЕСТОСТИ КГБ
Шестиэтажное здание общей площадью 8 тыс. кв. м сегодня по факту пустое. Здесь осталось все так, как оставили чекисты: старые обои, столы, чемоданы, кружки, портреты, карты, люстры, красное половое покрытие... В бывших камерах можно услышать воспоминания диссидентов и родственников погибших. Послушать лекции историков и ведущих ученых, которые занимаются данной тематикой. А также увидеть художественные работы на тему репрессий и лишения свободы (кстати, недавно здесь была открыта международная выставка при участии украинского художника Никиты Кадана. Его работы из цикла «Процедурная комната» 2009 — 2010 гг. можно сегодня увидеть в галерее Пинчук Арт Центр в рамках проекта «Страх и надежда»).
«Этой экспозицией мы вписываем новую страницу в историю этого дома, которому есть много что рассказать», — отметил историк Музея оккупации Латвии Рихард Петерсонс на открытии проекта.
Большой вопрос, что с этим домом делать дальше. На центральной шумной улице, с дорогими магазинами и кафе, рядом с жилыми домами, угловой дом выглядит призраком, домом с прошлым, но с каким будущим? Вряд ли здесь кто-то когда-то захочет возродить ту самую жизнь, которая тут была до 1940 года. А здание почти в квартал пустовать долго не сможет. Поэтому вопрос о его будущем открыт, его планируют решить в 2015 году. Останется ли здесь музей, с научным центром, образовательными программами и художественной площадкой, или будет решено дать ему совершенно другой смысл.
ОКНА КАМЕР ВЫХОДИЛИ ВО ДВОР ДОМА. СЕЙЧАС ТАМ — ОГРОМНЫЙ ФЛАГ ЛАТВИИ
«Вспоминаю свой разговор с венгерским писателем, лауреатом Нобелевской премии Имре Кертесом, который утверждал, что понадобилось 20 лет после Холокоста, чтобы появился роман о Холокосте. Миновало сто лет с начала. Первой мировой войны и более 20 лет после восстановления государственной независимости, чтобы благодаря нашему историческому опыту мы могли оценить рассказы, появившиеся в этот период, продолжать бесконечную работу по открытию истории и дать толчок дискуссии о том, в какой исторической точке сейчас находится Латвия и Рига», — отметил в одном из своих интервью Гинс Грубе, куратор тематической линии «Улица Свободы» программы «Рига-2014». По его словам, открытие дома КГБ — это огромное событие в истории Латвии. Но, на самом деле, не только Латвии.
Ведь этот дом символизирует эпоху всего (пост)советского пространства, стран Балтии, Украины, Беларуси, стран Кавказа, России.
В Украине пока таких аналогов нет. Есть тюрьма на Лонцкого во Львове, есть соответствующие стенды в музеях истории городов, краеведческих музеях. Но все это не создает такого масштабного понимания того, что происходило в те годы, сколько людей было репрессировано, сколько судеб покалечено, нет осмысления прошлого средствами изобразительного искусства, музыки, литературы, кино, собранными в одном месте.
Латвии для открытия «дома КГБ» понадобилось два десятилетия. Согласитесь, опыт латышей заслуживает того, чтобы взять его на вооружение.
Проект «Угловой дом. Дело N1914/2014» в латвийской столице, которая в этом году является культурной столицей Европы, будет открыт для осмотра до 19 октября.
Выпуск газеты №:
№102, (2014)Section
Общество