В руках Хроноса

14 января восточные православные христиане отмечают так называемый старый Новый год — начало 2006 года согласно юлианскому календарю, неточность которого (отставание от Солнца) достигает в наше время целых 13 суток и постоянно увеличивается. В этот день невольно с уважением вспоминаются многочисленные календари, которые создавались во все времена существования человечества. Ведь можно без преувеличения сказать, что понимание важности отсчета времени, а также создание календарей — это одно из наиболее древних научных (интеллектуальных) занятий человека. Занятий, которые требовали незаурядных знаний математики, астрономии, а также — чрезвычайного терпения в проведении наблюдений за движением небесных тел. Летоисчисление и календари всегда были прерогативой религии, имели сакральный смысл и регламентировались канонами (церковными правилами). Достаточно сказать, что тот календарь, — так называемый григорианский, — по которому сегодня живет подавляющая часть человечества — был разработан и введен в обязательное использование Католической церковью (об этом немного ниже). Древние календари, которые везде и всегда регламентировали годовой цикл церковной жизни, обеспечивали жизненно необходимой информацией также сельскохозяйственный цикл и различные типы летописания. И то и другое было сакральным, и то и другое определялось богами, Солнцем и звездным небом над головой.
На основании расшифрованных древних иероглифических текстов известно, что в Египте первый солнечный календарь использовался в 4236 году до н. э. (!). Египетские жрецы, которые занимались астрономическими наблюдениями, заметили регулярное совпадение разливов Нила с появлением на утреннем небе яркой звезды из созвездия Большого Пса. Они назвали ее «Сотис», что значит «Сияющая»; другое ее название — «Анубис», то есть «Звезда Собаки» по названию созвездия; современное название этой звезды — Сириус. Восход Сириуса тогда совпадал не только с разливами Нила, но и с летним солнцестоянием. Посчитав дни от одного летнего солнцестояния до другого, египтяне определили длину солнечного года — у них получилось 360 дней. Календарный год египтян был очень прост: 12 месяцев по 30 дней. Кроме того, он делился на три сезона: разлива, сева и сбора урожая. Дальнейшие наблюдения позволили египтянам уточнить длительность года — 365 дней. Но время шло, математические расчеты совершенствовались, и в конечном счете стало очевидно, что 365-дневный год также неточный и все больше и больше расходится с сезонами. Поэтому в 238 г до н. э. фараон Птолемей III издал декрет, согласно которому каждый четвертый год к календарю прибавлялся один день. Так впервые были введены в отсчет времени високосные годы.
Более точный календарь появился в Риме повелением Юлия Цезаря (46 год до нашей эры). Разрабатывали этот календарь также египетские астрономы и математики (Египет тогда уже был под властью Рима), а назвали календарь юлианским. За начало отсчета времени была принята легендарная для римлян веха — основание Рима (753 г. до н. э.). Этот календарь сохранился до сих пор у потомков древних египтян — коптел и эфиопов (север Африки). Но не только у них.
Дело в том, что юлианский календарь играл большую роль в христианстве, первые годы которого совпадают со временем принятия Римской империей этого календаря. Сначала у христиан был иудейский отсчет времени, т.е. опирались на библейскую хронологию. За «нулевую отметку» там взято библейское событие — сотворение мира, описанное в книге Бытия. В соответствии с христианской библейской хронологией, сотворение мира произошло за 5508 лет до рождения Иисуса Христа, а началом Нового года христиане считали 14 сентября. (Согласно этому календарю, сейчас мы живем в 7513 году.) Так считали время все христиане, объединенные Римской империей. Но через несколько веков судьбы и пути западного (Римского) и восточного (Византийского) христианства стали расходиться. Восточное христианство продолжало исчислять время от сотворения мира, а Римская церковь еще в VI в. начала считать от Рождества Христова. Не так быстро, но через несколько веков на этот отсчет времени перешли все католики. Но продолжали пользоваться юлианским календарем. В течение веков, однако, дни рождения Христа по этому календарю начали заметно отставать от точки зимнего солнцеворота (25 декабря). И в 1582 году Римский папа Григорий ХIII ввел в употребление новый, более точный григорианский календарь, который постепенно приняла вся Западная Европа и Америка — не только католики, но и протестанты (разрабатывали календарь итальянцы Христофор Клавиус и Луиджи Лилё). Именно по этому календарю мы живем и сегодня. Несмотря на жесткую критику, григорианский календарь намного точнее всех предыдущих — за 3300 лет он делает ошибку в одни сутки. Особенно стоит отметить, что в протестантском и католическом мире этот календарь является одновременно и светским и сакральным — религиозным.
Вместе с христианством Киевская Русь приняла также византийский отсчет времени от сотворения мира, по которому жила много веков и который передала Московскому княжеству. В средневековье считалось, что определение и отсчет времени — это сугубо церковное дело. Светские календари тогда отсутствовали, а тех печатных календарей, которые иногда привозились с Запада, чурались как ереси, особенно в Москве. Известно, например, что Иван Грозный приказал сжечь календари, подаренные ему каким-то западным гостем. Ситуация изменилась только в 1699 году, когда царь Петр I приказал перейти на... юлианский календарь с точкой отсчета от Рождества Христова. То есть на календарь, уже отмененный западной церковью более века назад. Более того — Православная церковь сохранила (сохраняет и сегодня) традицию празднования Новолетия, т.е. Нового года, по старому византийскому летоисчислению — 14 сентября от сотворения мира.
Следующую календарную реформу провели уже большевики — в 1918 году вся Россия (одна из последних в Европе) перешла на григорианский календарь. Но Русская православная церковь, после долгих внутрицерковных дискуссий, осталась жить по юлианскому календарю, хотя большинство православных церквей мира, в том числе Вселенский патриархат, перешла на григорианский. И именно из-за этого Новый год, скажем, в Украине, в Сербии или в России отмечают 3 раза — по старому византийскому календарю от сотворения мира (14 сентября), по григорианскому календарю (1 января) и по юлианскому (14 января). Особенно нечестивым является то, что в самом апогее рождественского поста (по юлианскому календарю) наши православные пышно и скоромно празднуют Новый год по календарю григорианскому. А если посмотреть в будущее, то там можно увидеть еще более апокалиптические картины — православных, отмечающих Пасху осенью, а Рождество — весной. Несмотря на все свидетельства Евангелия.
Если вернуться к григорианскому календарю, то он совсем не идеален. Современные астрономические измерения и компьютеры позволяют сделать значительно более точные и, главное, намного более удобные календари. В частности, создать календарь, в котором дни недели будут приходиться на те же числа каждого месяца. Скажем, первое число всех месяцев всегда будет понедельником и т. д. Более того, такие календари уже существуют. Не так просто, однако, решиться на подобную международную реформу в нашем разделенном мире.
Несмотря на то, что григорианский календарь стал общепринятым в политике и коммерции, в мире еще функционирует немало различных религиозных календарей. Они связывают людей с их историей, обычаями предков, подчеркивают аутентичность каждого народа. Иногда, однако, думаешь, что только тогда, когда все люди планеты начнут жить и молиться по одному календарю (в котором будут упомянуты главные исторические и религиозные даты всех народов), на Земле наступит действительный мир.
Выпуск газеты №:
№1, (2006)Section
Общество