Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В списке ожидания

Десять лет назад была осуществлена первая успешная пересадка сердца в Украине. За эти годы было сделано еще... шесть аналогичных операций. Почему украинцы до сих пор умирают, так и не дождавшись донорского органа?
08 ноября, 11:09

Эдуард Соколов — пациент, который все эти годы живет с пересаженным сердцем, чувствует себя замечательно. За эти десять лет он воспитал дочь и дождался внуков. История Эдуарда — один из немногих примеров удачной трансплантации сердца. Всего в Украине их было проведено шесть: четыре сделаны в Киеве и две — в Николаеве. Это небольшая часть необходимых операций: сегодня почти тысяча украинцев нуждается в пересадке сердца. Заместитель министра здравоохранения Александр Толстанов объясняет: «Уровень подготовки наших врачей на сегодняшний день соответствует тем стандартам, которые позволяют проводить совершенно все манипуляции и все действия, необходимые для внедрения трансплантации. Но у нас, к сожалению, есть проблемы с существующей законодательной базой».

На сегодняшний день процедура ожидания донорских органов достаточно долгая. Если для пациента использованы все возможные методы лечения и они не помогли, то он становится в очередь...

«Среди пациентов, ожидающих пересадку сердца, очень низкий уровень выживания, — рассказывает директор Киевского городского центра сердца Борис ТОДУРОВ. — После того, как их поставили на лист ожидания, они проживают в среднем три-шесть месяцев, а затем умирают, не дождавшись донорского сердца».

Самое сложное во время поиска донорского органа — победить правовую систему. Закон «О трансплантации органов» был принят в Украине в 1999 году и предусматривает презумпцию несогласия. То есть для того, чтобы взять орган у человека после официального подтверждения смерти его мозга необходимо письменное разрешение его ближайших родственников, что на практике довольно сложно, рассказывает Борис Тодуров: «Во-первых, родственникам погибшего необходимо заполнить много документов, что технически почти невозможно выполнить. Также это не весьма гуманно. Представьте себе ситуацию. Мать только потеряла молодого сына, он попал под машину или разбился на мотоцикле. Буквально через час мы должны просить у нее разрешение на забор его сердца после того, как произошла травма головы, не совместимая с жизнью. Для заполнения бумаг нужен паспорт, прописка, нужно, чтобы мать привезла это все с собой и написала согласие от руки. Также бывает, что один родственник согласен, а другой — нет. К примеру, мать дала согласие и уже заполнила бумаги, а тут приезжает брат и выступает против. Разумеется, бывали случаи, когда родственники соглашались сразу, так как видели, что травма не совместима с жизнью, но это редкость».

На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, цель которого — внесение изменений в действующий Закон «О трансплантации». После его принятия всем согласным стать после смерти донорами органов будут ставить специальный штамп в паспорте и на водительских правах. В ноябре прошлого года общество и медиа-пространство ощутимо всколыхнула новость о том, что Министерство здравоохранения Украины подготовило и подало на рассмотрение профильного комитета парламента законопроект, предлагающий изменить презумпцию несогласия трансплантации органов после смерти, действующую в настоящий момент, на презумпцию согласия. Градус дискуссий зашкаливал, но преобладающие настроения в обществе можно было очертить как оппозиционные к идее ввести презумпцию согласия на донорство. (Детальнее об этом — в статье Марии Семенченко «Об ответственности и очередях «за жизнью» в «Дне» №221 от 4 декабря 2012 года). Год прошел, а проблема нехватки донорских органов остается крайне острой. Украинцы вынуждены годами стоять в очереди или искать средства для операции за границей (детальнее об этом — в материале Марии Семенченко «Лечение, которое имеет начало и не имеет конца» в «Дне» №232 за 19 декабря 2012 года).

«Такой закон уже существует у наших ближайших соседей — в России и Беларуси, и он успешно работает, — рассказывает пан Тодуров. — Сегодня десятки наших пациентов едут в Беларусь пересаживать почки, печень, сердце, развивая при этом медицину другой страны, вливая туда десятки тысяч долларов. Опыт этих государств показывает, что после исчезновения дефицита органов исчезает весь криминальный элемент, который может присутствовать в трансплантологии — так называемый «черный рынок». Конечно, не все люди дают прижизненное согласие на забор их органов после смерти, но в таком случае, в случае возникновения необходимости трансплантации для них самих, они оказываются в самом конце списка. Принцип простой: ты что-то получаешь, если готов что-то отдавать».

На сегодняшний день далеко не все медицинские заведения в Украине имеют право делать операции по трансплантации. В Минздраве существует список больниц, которые, учитывая техническое оснащение и подготовку персонала, в состоянии провести подобные операции. По Украине их наберется не более 20, но реально этим занимается меньшая их половина.

В среднем люди с пересаженным сердцем живут около 12 лет. В редких случаях — 20—26 лет. Для продолжительности жизни существует много факторов, в частности, весомую роль играет образ жизни и социальный статус. Эдуард Соколов надеется, что тоже сможет стать одним из рекордсменов по продолжительности жизни с донорским сердцем. А для всех украинцев, которые могут столкнуться с такой проблемой, пан Эдуард написал книгу «Исповедь человека с пересаженным сердцем», в которой описал собственную жизнь после пересадки, свою реабилитацию, привел разработанные им комплексы упражнений. Из-за нехватки финансирования издать книгу не удалось, но Эдуард Соколов выложил ее в интернет, чтобы люди с такими же проблемами могли почерпнуть из нее что-то полезное для себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать