В Ванкувере есть все, кроме школьных друзей
А потому уроженец села Лавров, что под Луцком, Александр Секунов, который уже 14 лет живет в Канаде, не упускает любую возможность побывать на малой родине.
На этот раз в Киев, где проживает семья сестры Тани, которая тоже выросла в Лаврове, Саша прилетел из Объединенных Арабских Эмиратов, которые стали последним пунктом его тура. Путь в Украину пролег через семь стран. Из Ванкувера, который очень близко к границе с Соединенными Штатами, автобусом добрался в Сиэтл, в котором и производят знаменитые «Боинги», а оттуда «небесной птицей» через океаны и континенты отправился в путешествие: Филиппины, Таиланд, Камбоджу, Малайзию, Индию... За время, которое мой бывший одноклассник проживает в Стране Кленового Листа, как иногда называют Канаду, он посетил уже больше полсотни (!) стран, потому что, как оказывается, всю жизнь мечтал увидеть мир...
Просматривая недавно снимки школьной поры, обратила внимание на фото с праздника последнего звонка. Мало того, что на них весь наш класс очень опечален, так как душа чувствовала окончание беззаботного детства. Да еще и традиционный подарок школе мы делали в стиле тогдашней эпохи. Наш староста Володя Чубарко держит бюст Ленина, правда на вышитом рушнике... Какие были времена — такие и презенты. Поэтому о путешествиях, тем более, за символический «железный занавес», которым был окружен тогдашний Советский Союз, мы и не мечтали. Мы того мира и не знали. После восьмого класса осталось 19 учеников. И хотя было всего пять девушек, но в мужском обществе они чувствовали себя очень комфортно! По крайней мере, мы с моей лучшей школьной подружкой Лесей Бондарук (ныне Качаловской) сидели на последней парте, их же оккупировали и другие девушки. А место перед неусыпным учительским оком досталось мальчишкам. В воспоминаниях о школе часто вижу Сашу Секунова и Мишу Левенца, которым выпала первая парта перед учительским столом. Это были наши эрудиты.
А жизнь сложилась так, что по окончании школы чаще встречались на... похоронах одноклассников. Первым этот мир в 30 лет покинул Толик Онофрук. И Толя, и Миша Левенец, и Володя Гаврилюк ушли из жизни чуть ли не друг за другом, погибли трагически. Толик Мищук и Жора Щерба умерли от болезней в возрасте 51 и 52 года. На лавровском кладбище лежит и наш учитель химии Евгения Павловна Галко, и наш классный руководитель Кость Саввович Мельник, и мой папа, наш учитель истории Петр Андреевич Стадников, родители наших одноклассниц Вали Кордуновой (Сарнацкой) и Гали Чубарко (Корнийчук) — Василий Иванович и Василий Антонович. Первый преподавал трудовое обучение, а второй обучал в четвертом классе. Здесь же лежат и родители Саши Секунова — Наталия Терентьевна и Петр Маркович, которые стали своеобразной лавровской легендой.
Чуть ли не все наши тогдашние учителя были «присланы» из восточной или центральной Украины в западную. Несколько из них были родом из Черниговщины, как же жестоко мы, старшеклассники, подсмеивались с черниговского (что осознали позже) говора учителя биологии Романа Филипповича Бреуса, который заложил при школе и замечательный парк с «зеленым» классом, и теплицы, и для проведения опытов плантации участков и цветников, на которых росло, кажется, все, что может расти на земле. А наш учитель физкультуры, уроженец села Хриповка Городнянского района Черниговской области Борис Семенович Кожемьяченко, был, оказывается, односельчанином и приятелем известного украинского диссидента Леонтия Лукьяненко. И когда того арестовали, то еще с ним переписывался, за что, как потом узнал наш одноклассник Володя Максимов, его исключили из партии. Мама же Саши Секунова прибыла в Лавров, «на бандеровщину», в 1946 году из Винниччины, ей еще советовали прятать комсомольский билет... А отец — в 1949-м. И еще через три года Петр Маркович, коренной киевлянин, интеллигент, как говорят, «до мозга костей», выписался из столицы, навеки связав свою жизнь с нашим селом и отрезав всякие возможности вернуться в Киев.
Теперь из столицы или из другой точки земного шара на сельское кладбище не очень-то и наездишься. А хотелось бы, чтобы родные могилы были ухоженными. Вероятно, именно эта причина также побудила одно время Сашу стать своеобразным спонсором Лавровской школы и внедрить стипендию имени учителей Секуновых. Ее вручают ежегодно лучшему выпускнику, и материальное ее обеспечение поступает из Канады. Но она, бесспорно, является подтверждением учительских талантов Петра Марковича, Наталии Терентьевны и других наших учителей, которые с уважением относились к ученикам и развивали способности. Поэтому со следующего года их сын будет спонсировать уже три такие стипендии.
Первые годы в Канаде для Саши, как и для большинства эмигрантов, были непростыми. В свои — на то время — 40 лет он владел традиционным набором благополучия украинца. Проживал в Киеве, закончил престижный Киевский политехнический институт по специальности радиоэлектроника. Работал на одном из киевских заводов, имел квартиру, машину, дачу. А дача оказалась вблизи Чернобыля, потом наступили 90-е с их безденежьем. Сначала захотелось вывезти из этой страны детей, дать им шанс. Дочерям было 14 и 16 лет, со свойственной тинэйджерам беззаботностью, но в то же время и стремлением реализовать свои возможности, они поддержали идею эмиграции. Сейчас старшая работает юристом, а младшая — биолог, и они, по словам их отца, «полноценный канадский продукт».
Конечно, жизнь на чужбине не напоминала, как говорит Саша, сказку о том, как «жили-были царь-царевич и король-королевич». Хотя английский язык начал осваивать еще в Украине, но в Канаде полгода чувствовал шок от иноязычного окружения. Еще тяжелее пришлось на курсах (незнакомые технические термины), которые проходил по программе привлечения в Канаду специалистов (благодаря этому и попал в Страну Кленового Листа). Но уже первое резюме и первое интервью с работодателем на третий год канадской жизни дало ему работу. С тех пор наш одноклассник работает в фирме «Ксерокс», имеет дело с продукцией так называемого ТОП-класса. Приехав в Ванкувер в 1996 г., через три года получил паспорт гражданина Канады, с которым в 2000-м отправился в свою первую зарубежную поездку. Это был Париж. В Украину же впервые приехал через пять лет.
Родная школа встретила нас... ремонтом. Этим летом выпускной бал состоялся, как известно, раньше, потому с наведением порядка не затягивали. Но актовый зал и класс, где мы учились, специально не трогали. Поэтому душа каждого смогла почувствовать, как спели нынешние ученики, «музыку родного дома». Не только наш канадский друг, но и все одноклассники, кто выкроил время для встречи с юностью, были приятно удивлены гостеприимным приемом. Сценарий, подготовленный учительницей украинского языка и литературы Ниной Васильевной Трачук, содержал и стихотворный рассказ о каждом из нас, вспомнили минутой молчания одноклассников и учителей, которые уже ушли из жизни... Для нас спели пионерский гимн из нашего детства: «Взвейтесь кострами синие ночи...», и на мотив этой же песни — шутливый «Гимн пенсионеров», потому что большинство уже, к сожалению, принадлежат к этой категории. Было очень душевно и волнующе. Нынешний директор школы Виктор Кононович Попко рассказал о том, как его, не лавровчанина по происхождению, поражают традиции проведения праздников большими семьями. О том, что в школе половина учителей — ее бывшие выпускники. Но сейчас здесь учится вдвое меньше детей, чем в наши времена. И то, из 158 учеников 49 привозят из соседнего с. Бакивцы. А нас было — 320, и, по-видимому, только Саша Секунов забрался так далеко от родной земли и в результате достиг того, чего достиг. Накануне в школе детки переговаривались, что ожидают приезда «дяди из Швейцарии». Ведь и Швейцария, и Канада с Ванкувером на берегу Тихого океана находятся еще очень далеко от понимания украинских сельских детей. Однако пример нашего одноклассника стал им уроком и подтверждением того, что умный человек должен стремиться к лучшему. И достигать его.
Выпуск газеты №:
№128, (2010)Section
Общество