Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«В жизни нельзя быть посредственным!»

Клоун БО рассказывает о своей профессии
12 января, 00:00

Их не знают в лицо, не узнают в супермаркетах, не фотографируют в кафе, не просят автографов. Они носят грим — маску, которую называют даже не именем, а прозвищем. Они одетыв пестрые лохмотья, всегда с нарисованнойулыбкой, поролоновым носом и цветным париком… «Клоун» — в самом слове есть что-то смешное, даже бессмысленное. Обычно, когда мы видим клоунов, то улыбаемся. Не потому, что онисмешные, а потому, что они клоуны, и так нужно:их задача смешить, а наша — смеяться.

Но за всем этим — человек. Он живет в реальной жизни и не шутит со всеми, кто попадается напути. Он также решает проблемы, грустит, вариткаши и выносит мусор, водит ребенка в школу илидетский садик, влюбляется, теряет друзей… Нопредставить все это сложно, смотря на клоуна наарене. «Моя работа — веселить людей — дарит радость мне. Я абсолютно счастливый человек, —рассказывает Борис Осковский, или клоун БО, —я работаю в Цирке Никулина на Цветном бульваре— это в Москве, уже 33 года, а в Киеве я — гость».

— Ваш образ очень позитивный, он совпадает с реальной жизнью?

— Обычно совпадает — клоун играет себя, только через увеличительное стекло. Это, по-видимому, единственная профессия, когда артист играет себя. В театре, например, артист играет много ролей, они разные, а клоун играет того же самого — самого себя, комика, клоуна, человека, который дарит радость.

— Вы играете уже 33 года. Реакция зрителей, а особенно детей, изменилась? Над чем смеялись люди 30 лет назад и над чем смеются сейчас?

— Другое время тогда было — Советский Союз — от человека ничего не зависело. Был у меня случай: моя реприза — «Танец с куклой» начиналась тем, что я натирал большую медаль. Однажды перед выступлением мне сказали, чтобы в тот вечер я не играл «Медаль». Я удивился, подумал, чем им не нравится… Мне объяснили, что в тот день Брежневу дали «Пятую Звезду Героя» — мою репризу люди будут воспринимать как шарж.

— Реакция публики отличается в разных странах?

— Везде, где смеются люди — реакция одинаковая: в России и Украине, Швеции и Швейцарии, Америке и Японии. Единственное, в Германии отличается: там дети на вечерние сеансы не ходят, в зале одни взрослые. Такую публику нужно возить с собой — мне она очень нравится. Для них надо готовить отдельную программу, реакция их похожа на стадионную, когда забивают гол: тишина... и тут взрыв!

— Вам интереснее со взрослой публикой?

— Смотря с какими взрослыми. Недавно был случай в Киеве: в первом ряду человек с ребенком демонстративно читал газету. Если ему не интересно, он ненавидит цирк, но обещал жене, пока она готовит обед, отвести ребенка на представление, пусть возьмет няню на эти два часа, а если нет, так зачем из этого делать демонстрацию? Но я люблю, когда взрослые в зале. А бывают ситуации, когда ребенка тянут в цирк в двухлетнем возрасте — он еще не воспринимает представление, а только мешает другим смотреть. В цирк следует приводить детей приблизительно с пяти лет — ведь это развивает ребенка.

— Как вы решили стать клоуном, смешить людей?

— Мой папа работал в театре, а когда мне было пять лет, отвел меня в цирк. Я был поражен. Время все меняет. Вот, например, есть в нашем цирке артист, сын которого говорит, что, как вырастет, станет клоуном БО (улыбается). Но неизвестно, что будет дальше — кто-то посоветует другую специальность, кто-то на этом будет настаивать, а спустя много лет человек вспоминает, что о чем-то мечтал, чего-то хотел, но мечты остались только мечтами. А у меня все получилось: хотел быть клоуном — стал им. Я очень люблю свою профессию: я не предаю ее, а она меня, вот уже 33 года — я очень счастливый человек.

— После того как вы впервые попали в цирк, вы часто ходили на представления?

— Дело в том что у нас не было цирка. Иногда приезжал шапито, тогда ходили постоянно. Когда я был в пятом классе, мы с мальчишками ходили в цирк помогать убирать, подметали там, чтобы нас бесплатно пускали. Однажды мне артист говорит, что если я хочу, могу работать у них — остаться в цирке! Для этого надо взять справку в школе, что меня отпускают, и он возьмет меня, пятиклассника, на работу. Я обрадовался, побежал к маме, рассказываю ей, она долго не соглашалась. Представьте только, я уговорил маму, что было абсолютно нереально. Она уговорила директора школы… Эта справка у меня до сих пор дома лежит, со старыми фотографиями хранится…

— Вы бросили школу?..

— Ну что вы, конечно же нет, тогда это была бы настоящая сказка. Я пришел к артисту, показал справку, он сказал, что пошутил, и что так нельзя, надо закончить школу, нельзя без образования... А справка до сих пор дома лежит.

После этого сомнений, куда направиться после школы, не было. Я, конечно, сразу пошел в цирковой кружок, взял папин пиджак, его сразу подрезали, нашили мне цветных заплат, и уже тогда я был клоуном. Папа потом спрашивал, где его любимый пиджак, я только пожимал плечами и говорил, что понятия не имею. Начал заниматься, но, по большому счету, вздором занимался. Знал бы тогда, как надо, но подсказать некому было. На инструменте надо было научиться играть, я играю сейчас на трубе, но плохо. Надо было пойти в музыкальную школу, закончить музыкальное училище, представьте — клоун профессионально играет на трубе. А тогда стоило только кому-то сказать мне: «Чтобы стать хорошим клоуном, тебе необходимо это знать». Но раньше никто так не воспринимал, мол, кем только не мечтает стать человек в детстве…

— Свои дети у вас есть, что вы им советуете в таком выборе?

— Да, у нас есть дочка и, наверное, к счастью ее не затронула эта профессия. Мы не навязывали ей ничего, ведь Цирк — это тоже в какой-то степени призвание. Кроме этого, это грандиозная работа, огромные нагрузки на организм. А если все это еще и из-под палки, то результата никакого не будет, а если нет результата, то нет смысла работать. Сейчас в жизни нельзя быть кем-то посредственным. И невозможно без мечты.

— Вы вспомнили о том, что невозможно без мечты. О чем мечтаете вы?

— Я мечтаю о многих вещах, все мечты связаны с работой. Я хочу сделать спектакль, он будет называться «Причуды клоуна». Я много лет работаю над ним, а теперь получается, что я должен поставить его в начале следующего года. Сначала в Киеве, в разных городах Украины, а потом уже повезу в Москву.

— Считается, что клоун — веселый и контактный человек… — Не всегда. Вот Леонид Энгибаров — известный клоун — говорил о том, что приходит к кому-то в гости, а все ждут, что он начнет шутить и развлекать. А кто не знает — показывает пальцем, и говорит, что такой серьезный человек не может быть комиком. Странная штука: те, кто занимаются «смехом», в жизни очень серьезные люди.

— Что вы делаете, когда вам грустно?

— Грустно… Мне часто бывает грустно. В Киеве много ресторанов национальной кухни, я нигде такого не встречал. Туда можно пойти одному — пока постоишь в очереди, пока поешь, времени грустить становится меньше, хорошо придумали. А вообще я пытаюсь, чтобы мне не было грустно… Хотите, фокус покажу?

В руках клоуна появляется книжка. Листает так, чтобы я видела:

— Что здесь?

— Белые страницы.

— Я ударю по ним карандашом. Теперь что здесь?

— Рисунки клоунов.

— А теперь я ударю по ним цветным карандашом.

Клоуны стали цветными.

— У каждого человека есть в чем- то потребность. У меня есть потребность дарить людям радость. Я в антракте раздаю детям конфеты. Ничего странного в том, что клоун раздает детям конфеты, нет — по существу, это мелочь, но никто на это не рассчитывает. Поэтому получается очень неожиданно и приятно. Это, по-видимому, самый трогательный момент моего выступления.

— Чем вы увлекаетесь, кроме цирка?

— Раньше я любил готовить разные блюда из кухонь различных стран. Я много путешествовал и привозил рецепты… А сейчас — того нельзя, того не надо, и готовить как- то перестал. Главное мое увлечение — это новый спектакль.

— Есть такой цирк, в котором вы мечтаете работать?

— Да, немецкий цирк «Ронкаль». Когда впервые увидел его, мое представление о цирке изменилось. Если бы меня позвали туда — наверное, пошел бы, но хозяин этого цирка — клоун, поэтому не позовут.

— Как выглядит рабочий день клоуна?

— Трудно сказать, если «хобби» — любимое дело и является твоей работой, — перестаешь воспринимать работу, как работу. Моя работа — веселить людей — приносит радость мне. Я абсолютно счастливый человек.

— Легко быть комиком?

— Не знаю. Сложно, наверное. Вопрос — каким?

— Клоун — для вас это профессия, мировидение, способ жизни?

— Способ жизни, наверное. Клоун — это человек своего времени. В советские времена люди над одним смеялись, одни вещи были понятными и обычными, сейчас — другие. Сейчас совсем другое время — счастливое: человек принадлежит себе, делает то, что хочет, разыгрывает любые репризы, выбирает образы… Все по-другому.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать