Вакцинные перипетии
Школы обязали максимально привить персонал от ковида, а механизмы проверки и контроля не предусмотрелиВ конце июля на Правительственном портале появилось сообщение об изменениях в работе учебных заведений. Согласно постановлению «О внесении изменений в Национальный план вакцинопрофилактики острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-СоV-2, на период до 31 декабря 2021 года», которое было принято Кабинетом Министров Украины 28 июля. В соответствии с ним, при переходе к желтому, оранжевому или красному карантинному уровню эпидемической опасности «для работы учебного заведения нужно иметь минимум 80% полностью вакцинированного персонала». Впрочем, с реализацией этого на практике, как рассказал образовательный омбудсмен Украины Сергей ГОРБАЧЕВ, возникли определенные проблемы (во время мероприятия от аналитического центра Cedos «Образование и пандемия в новом учебном году: обсуждение аналитической записки и дискуссия»).
НОРМАТИВНАЯ ПРОБЛЕМА
«Постановление Кабинета Министров определяет, что в учебном заведении 80% работников должно быть вакцинировано, но оно не закладывает механизмы выяснения, кто вакцинирован, а кто нет. Я буквально сегодня, сидя здесь, получил ответ от Министерства здравоохранения на наш запрос относительно механизмов. Мы предлагали, например, внести сведения о вакцинации от COVID-19 в форму 063/о. Министерство здравоохранения отвечает, что это незаконно, поскольку вакцинация от COVID-19 не является обязательной. То есть существует нормативная проблема, - объясняет Сергей Горбачев.- Так же не понятно, когда мы выясним количество вакцинированных, как это верифицировать и как перевести в распорядительный документ. На основании чего директор школы или начальник управления образования будет издавать приказ о переводе школы на дистанционное обучение или оставлять ее в режиме очного посещения? Нет механизмов, и это очень болезненная проблема».
Эти вопросы должны быть решены заблаговременно, чтобы избежать недоразумений в будущем. Сергей Горбачев напомнил, как в марте 2020 года из-за того, что не были вовремя внесены изменения в законодательство относительно дистанционной работы, дети были дома, а учителя ходили на работу. «И когда я спросил директора - зачем, он мне ответил: «А если придет проверка и спросит, где люди, почему не на месте?» - рассказывает Сергей Горбачев.
К тому же соучредитель ОО «Смарт образование» Оксана Макаренко предупредила о возможном увеличении конфликтов в школе: «Эта ситуация, если нет 80% вакцинированных учителей, означает, что школа должна перейти на дистанционное обучение. И это вызывает негативную реакцию у родителей. И может привести ко многим конфликтам между учителями, которые отказываются вакцинироваться, и родителями, которые заинтересованы в том, чтобы дети пошли в школу, потому что они физически, психологически, профессионально не могут быть учителями для своих детей, ведь это сложная профессия, которой учат в университетах». К сожалению, такие конфликты вполне вероятны, учитывая, что, как рассказал начальник главного управления общего среднего и дошкольного образования МОН Юрий Кононенко в эфире Общественного радио 30 августа, полностью вакцинированы от COVID-19 только 29% коллективов школ, а одной дозой - 23%.
КАК БЫТЬ УНИВЕРСИТЕТАМ?
По словам Сергея Горбачева, новейшие исследования показывают: чем старше ребенок, тем менее негативно для него влияние дистанционного образования. Однако не все так просто. С одной стороны, как отмечает и.о. президента Национального университета «Киево-Могилянская академия» Александра Гуменная, дистанционное обучение показывает высокую эффективность для студентов магистерских программ, которые стремятся совмещать учебу с практической деятельностью. В то же время, с другой стороны, отмечает Александра Гуменная, существуют специальности, которые сложно или даже невозможно перевести полностью на дистанционное обучение без потери навыков, что предусматривает образовательная программа - речь идет прежде всего о студентах естествоведческих специальностей. «Как бы прекрасно ни был описан в Ютубе эксперимент, пока студент-биолог, физик, химик не попытается это сделать сам - не будет эффекта. Поэтому в течение этих полутора лет были попытки выводить студентов факультета естествоведческих наук хотя бы на лабораторные работы. Однако зимой, когда было первое такое системное выведение, все, к сожалению, заканчивалось первым заболеванием. Сейчас надеемся, что с вакцинацией ситуация будет лучше».
Однако вакцинирование только работников университета - не панацея, подчеркивает ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Бугров. «Мы польщены тем, что на базе университетской клиники сделали вакцинацию более 85% научно-педагогических работников и часть административно-управленческого персонала, но этого мало, потому что весь персонал университета - это семь с половиной тысяч человек, плюс 25 000 студентов, 12 из них в общежитиях. И вот теперь возникает вопрос, надо ли издавать приказ о допуске с тестом ПЦР или сертификатом о вакцинации, но юридически таких оснований нет», - рассказывает Владимир Бугров.
На американский опыт решения этого вопроса предлагает обратить внимание Александра Гуменная: «В частности, в США сейчас многие вузы говорят о том, что не будет доступа к университетским кампусам без вакцинации. И когда в университете Мичигана задали вопрос, что это нарушение свободы, на это им ответили, что у них есть свобода не работать либо не учиться в этом вузе - например, можно взять академический отпуск. Это стратегия не на смешанное обучение, а на полный вывод всех сотрудников и студентов на обучение в кампусах».
Однако пока нет правового регулирования, нужно решать ситуацию на местах, и есть разные варианты. Александра Гуменная рассказывает: «Национальный университет «Киево-Могилянская академия» разработал сценарий выхода к смешанному обучению для студентов первых лет бакалаврских и магистерских программ и для обучения факультетов естествоведческих наук всех курсов, хотя бы на лабораторные работы. Мы также начнем работать для выведения второго и других курсов, но мы не можем выводить их отдельно». Последнее связано с тем, что в НаУКМА действует система выборочных курсов, когда одну дисциплину могут слушать студенты разных лет обучения и даже разных специальностей. В то же время Владимир Бугров рассказал о плане действий Киевского национального университета имени Тараса Шевченко: «Мы все же планируем выйти оффлайн, практически все факультеты, все институты. А дальше есть несколько разных сценариев, в зависимости от того, где факультет находится».
Владимир Бугров отметил, что очень важны отдельные сценарии для каждого из вузов, что вызвано их спецификой. Например, для КНУ имени Тараса Шевченко очень важным фактором при разработке плана действий является логистика, поскольку нужно предотвратить ситуацию, когда несколько тысяч человек будут ехать в одно время в метро из кампуса возле станции метро «Выставочный центр», например, на станцию метро «Университет».
И если все эти моменты удастся решить, остается еще один - психологический. Александра Гуменная рассказала, что сотрудники многое пережили за время пандемии, волнуясь за родных и знакомых, а порой и сами перенесли болезнь в тяжелой форме. Существуют случаи, когда сотрудники практически не выходили лишний раз из дома. Этот часто травматический опыт усложняет процесс выхода в оффлайн. «Когда мы сейчас говорим о постепенном выходе к нормальной жизни или по крайней мере к смешанному обучению, мы сталкиваемся с сопротивлением, связанным со страхами», - подытожила Александра Гуменная. И этот аспект заслуживает особого внимания, поскольку касается не только университетов.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД
В заключение хотелось бы вспомнить, что пандемия не только вызвала новые вызовы, но и сделала более выразительными те, что были раньше. В частности, как отметила руководитель программы «Обучай для Украины» Оксана МАТИЯШ, пандемия обострила проблему нехватки кадров. «В Украине остается проблема нехватки учителей, особенно профильных предметов. Мы как программа, которая работает со школами в сельской местности и маленьких городках, привлекаем туда талантливых украинских выпускников, которые едут на два года преподавать... И хочу обратить внимание на то, что в этом году у нас абсолютный победитель в категории вакансий от школ - учителя информатики и английского языка. Расскажу несколько историй, которыми делятся директора наших школ-партнеров в пяти областях: Киевская, Днепропетровская, Одесская, Львовская и Ивано-Франковская... Директора школ в течение долгого времени ищут учителей STEM и английского языка: ездят по регионам, колледжам, университетам и ищут молодых специалистов. К сожалению, на фоне пандемии вырос кадровый голод и в IТ-индустрии, поэтому сейчас региональные IТ-компании рекрутят студентов педагогических вузов тоже, - рассказывает Оксана Матияш. - Эта проблема, что школам было сложно найти человека, который будет преподавать информатику, существовала еще до пандемии. Учитель приходил и очень быстро уходил. У нас есть школы, где информатики и математики не было полтора года, об английском я вообще молчу: есть школы, где английский не преподается в течение трех или даже четырех лет. Однако сейчас эта проблема может стать критической».
Частично решением этой проблемы может стать инициатива, о которой рассказала Оксана Макаренко: «Я сейчас работаю в рабочей группе при Министерстве цифровой трансформации, и мы как раз обсуждали вопрос, как повысить качество IТ-образования и естествоведческих наук. Есть такая институциональная форма, как сетевое образование. Это когда школа может заключить соглашение с посторонней организацией относительно какой-то образовательной услуги, в частности, это может быть предоставление IТ-образования. Но для этого нужно доработать документы, чтобы школы могли заключать такие соглашения. И тогда не надо было бы в каждую школу искать учителей математики, обеспечивать их жильем на селе и так далее, а можно было бы создать мощные центры, с помощью технологий, возможно, даже дистанционно такие услуги предложили бы школам».