Валентина РУДЕНКО: Проблема украинцев в том, что мы еще не украинцы
— В новом сезоне на ТВі будет много документального кино и небольшой сегмент — игрового. Почему именно документальное кино? Мы сами не замечаем, что смотрим на мир глазами документалистов: хроникеров, репортеров, фотохудожников... Мы, как документалисты, фиксируем жизнь в «неподготовленном», органическом состоянии — несыгранном, непоставленном, невымышленном. А документальное кино — это зеркало, благодаря которому режиссер, перефразируя мысль одного писателя — нобелевского лауреата, показывает человечеству его же лицо. Этот продукт востребован. Более того, он является необходимым для общества. Поэтому в мире существуют отдельные каналы, которые показывают документальное кино. И потому в сетке вещания канала ТВі таких лент будет много.
По инициативе Николая Княжицкого мы ввели рубрикацию. Хотя в основу всех фильмов, так или иначе, положены человеческие истории. Историю мира вообще можно разложить на множество человеческих историй, а затем — историй стран, регионов, континентов.
Следовательно, одна из рубрик — «Вспомнить все», будет посвящена историческим событиям, но опять-таки — сквозь призму личности. Ее будет вести молодой харьковский историк и журналист Александр Зинченко. Он интересен тем, что у него, так сказать, незамыленный глаз, он достаточно субъективно оценивает реальность, но этот субъективизм продиктован хорошим образованием и глубокими историческими знаниями.
Вторая рубрика называется «Цивилизация». А цивилизация — это все: образ жизни, механизмы трансформаций мира... Какой путь прошло человечество от Вавилонской башни до башни Бурдж Халифа в Дубаи — самого высокого архитектурного сооружения современности? И здесь тоже будет множество человеческих историй, которых ведущий рубрики Юрий Макаров будет касаться в своих небольших предисловиях к фильмам. А будет начинаться цикл с ленты «Собачья жизнь» об Илье Эренбурге — советском публицисте, которого называли «придворным евреем Сталина».
Планируется также третья рубрика, которая появится в октябре. Она будет посвящаться человеческим историям современности, проблемам, волнующим каждого из нас. Называется она соответственно — «Основной инстинкт». Будет вести ее профессиональный психолог Елена Кириченко.
Кроме того, в рамках отдельной программы мы покажем украинское документальное кино — «ua.doc» и мировую фестивальную документалистику.
Мы иногда жалуемся, что в Украине нет кино. Что касается индустрии, то она у нас действительно до сих пор находится в самом примитивном состоянии, но нужно признать, что за последние пять лет отечественное кино пережило два неслыханных успеха: молодые режиссеры «срезали» ветви Каннского фестиваля. Это является свидетельством того, что в стране определено кинематографическое движение. Я считаю, что в первую очередь это движение — фестивальное, ведь наша страна является родиной «Молодости» — наибольшего европейского фестиваля дебютных фильмов. Кроме того, мы имеем киношколу, которая в свое время дала миру Александра Петровича Довженко.
— По-видимому, драма наша в том, что за 20 лет украинцам так и не дали этого понять. И это вина, в том числе, телевидения...
— Как раз об этом мы и будем говорить. В рамках программы «ua.doc» я буду приглашать в гостевую студию людей, которых можно назвать нравственными авторитетами и имеющих собственное мнение по поводу проблем, поднимаемых в фильме. К примеру, на первый выпуск мы пригласили Мыколу Жулинского. Будем говорить с ним о фильме Оксаны Чепелык «Реальный мастер-класс», в котором режиссер ищет ответ на вопрос: нужна ли культура, на что она способна сегодня, спасет ли красота мир или сможет лишь украсить его?
Украинское документальное кино есть. И оно — интересное. Возможно, это и не шедевры, но эти ленты являются частью того процесса, из которого могут родиться великие произведения. Если обществу правильно рассказывать об украинском кино, то людям будет чем гордиться, и это может дать новые импульсы среде профессионалов. И наконец, рубрика, посвященная фестивальному документальному кино. К сожалению, очень часто эти ленты политизируют или рассказывают о войнах. Но это — сегодняшний мир. Эта программа также будет предусматривать гостевую студию. Первым гостем станет президент уже упомянутого кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи.
— Считаете ли вы, что в нашей стране существует запрос на то, чтобы украинцы были сами себе объяснимы? Кто такой постсоветский человек? Какой он? Какое наше общество? И документалистика могла бы стать как раз очень хорошим инструментом для объяснения нашему обществу, каким оно является...
— На этот счет могу сказать, что через месяц-два мы начнем раздумывать над собственным производством. К перечисленным пакетам фильмов, которые уже есть в фильмотеке канала, планируем прибавить свое. Например, у нас есть рубрика «Как уходили кумиры». У украинского народа немало своих кумиров, о которых наши знания зачастую весьма ограничены. Проблема украинцев в том, что мы — еще не украинцы. Мы еще «постсоветы», даже сейчас не осознавшие, что произошло с ними в ХХ веке. И наш канал ставит перед собой задачу говорить об этом.
Работая на немецком канале ZDF, я имела возможность наблюдать, как в этой стране происходил государственный сеанс психоаналитики. Практически на любом телеканале в любое время шла речь о том, что, мол, мы, немцы, должны извиниться перед миром, мы — великие, у нас великая литература, мы — экономический локомотив Европы, но сейчас мы должны извиниться! Германия пережила этот катарсис, хотя это вовсе не значит, что в настоящий момент в этой стране нет проблем. А в Украине наш собственный катарсис до сих пор не состоялся. И стать украинцем для каждого из нас — значит пережить свой катарсис. Наибольшая проблема Украины — это проблема идентификации. Слишком долго мы были отгорожены от мира, поэтому сейчас мы должны догонять его ускоренными темпами. ТВі будет делать все, чтобы ускорить процесс поиска украинской идентификации и помогать стране успевать за миром.
Выпуск газеты №:
№157, (2011)Section
Общество