«Верните народу доброе имя...»
Историк Александр Дингес рассказывает о депортации, трудармии и немцах — Героях Советского Союза![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120427/475-14-1_0.jpg)
Сегодня в посольстве Федеральной Республики Германии начнется ежегодный Форум общественных организаций этнических немцев в Украине, участники которого будут обсуждать насущные проблемы этого меньшинства. А несколькими месяцами ранее общественность отметила печальную юбилейную дату — 70 лет с момента основания трудармий, в которых погибли тысячи этнических немцев, граждан СССР и Украины в том числе. Преследование упомянутой этнической группы, проживавшей на этих территориях еще со второй половины ХVIII века, было обусловлено их национальностью и агрессией Третьего Рейха. До 1939 года на территории Украины проживало ориентировочно 880 тысяч немцев, по последней переписи населения сейчас их насчитывается всего 33 тысячи.
ЧЕМ ОПАСЕН ЭТНИЧЕСКИЙ НЕМЕЦ ДЛЯ СССР
В августе 1941 года советская власть принудительно депортировала 227 тысяч этнических немцев, проживавших на то время на территории СССР. Единственное объяснение о принудительном переселении этнических немцев можно найти в указе от 28 августа 1941 года о ликвидации целой немецкой республики на Волге. В преамбуле было указано, что по данным компетентных источников в республике немцев Поволжья есть много тысяч шпионов, диверсантов и так далее (хотя в республике 353 тысячи немцев), которые ждут указаний от фашистов. Также в этом объяснении было отмечено, что местное население отказывалось выдавать «шпионов» местным властям. Поскольку фронт был еще далеко от наиболее заселенных немцами территорий, то выводы о возможности измены этой нации были сделаны заранее, чтобы обезопасить СССР и нанести опережающий удар.
НЕМЦЫ БОМБАРДИРОВАЛИ НЕМЦЕВ
Немецким семьям из восточной Украины давали всего 10—15 минут для сбора вещей. Также семьям депортированных выдавали специальные справки об имуществе, которым они владели, по этим документам немцы должны были получить компенсации на новом месте проживания. Я в свое время снял пятисерийный фильм воспоминаний этнических немцев о депортации и их судьбах во время войны. Многие вспоминают, что поезда, в которых их везли, бомбардировали. Фашисты видели, что в этих вагонах перевозят мирное население, и в большинстве случаев они даже знали, что это советские немцы, но это им не помешало исполнять приказ. Объяснение этому простое и понятное — бомбардировали, потому что это была живая сила, которую можно было использовать в тылу для многочисленных работ. Много погибло при таких налетах, но еще больше пострадало при длительной транспортировке, ведь депортированных никто не кормил. Вагон «запечатывали» и только через месяц открывали, выбрасывали трупы и везли дальше. Поскольку никто не ожидал таких событий, то сама депортация была непродуманной. Немцев привезли в Казахстан, Сибирь, но совершенно не позаботились об одежде, жилье, еде. Люди умирали от голода, мороза, стоит вспомнить, что зима 1941—1942 гг. была очень суровой... Везло тем, кто доползал до какого-нибудь населенного пункта. Таким «счастливчикам» давали приют в подвалах, сараях. Обещанные рабочие места в местных колхозах им никто не давал. К тому же местное население не было особо приветливым, ведь им чуть ли не каждый день с фронта приходили «похоронки», поэтому они считали депортированных соучастниками войны и соответствующе к ним относились.
Почти одновременно с депортацией мирного населения начинается и «очистка» Красной армии от этнических немцев (указ Сталина от 5 сентября 1941 года). По состоянию на сентябрь 1941 года в рядах Красной армии уже воевало 35 тысяч солдат немецкого происхождения. Благодаря вышеупомянутому указу приблизительно 33,5 тысячи из них перевели в трудовые армии в Сибирь. Кое-кому все же удалось остаться на фронте, невзирая на строгие указания власти. Операциями по переводу солдат с фронта в трудармию занимались не командиры частей, а НКВД. Многие военачальники не хотели терять хороших солдат и на свой страх и риск говорили, что в их частях нет этнических немцев. Интересно, что в указе от 5 сентября 1949 года было дополнение приблизительно такого содержания: если немец был действительно незаменимым специалистом, например, наладчик техники, прекрасный снайпер, артиллерист, то его можно было оставить после соответствующей подачи объяснительной записки и рапорта командующему фронтом. За свою исследовательскую деятельность я нашел около 70 таких рапортов. Правда, случалось и такое, что когда такой документ попадал к СМЕРШ (аббревиатура начальных букв лозунга «Смерть шпионам!» — отдел контрразведки народного комиссариата обороны СССР), то командира, писавшего этот рапорт, расстреливали, а немца все равно отправляли в трудармию. Интересно, что сам Жуков писал такое ходатайство на замечательного артиллериста с фамилией Волкенштейн (родом с Полтавщины). Существовал еще один путь, который позволил нескольким сотням немцев все же остаться в армии. Те солдаты, которые на время выхода указа находились в больницах или на каких-нибудь учениях, не попали ни в какие списки, поэтому смогли вернуться в свои части, хотя действие указа продолжалось до самого 1945 года.
КАК НЕДОСЧИТАЛИ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА — НЕМЦЕВ
Из 43 Героев Советского Союза, которые в период с 22 июня по 22 сентября 1941 получили почетное звание, было 23 немца. Если взять советскую энциклопедию, то там их всего четыре. Я долгое время занимался именно этой темой, даже написал книгу «Немцы — герои Советского Союза», поскольку их вклад не только должным образом не оценен, а просто стерт из истории. 30 лет жизни я потратил на то, чтобы выяснить: «А кто они? Сколько их?». После указа об исключении немцев из армии много их все же осталось, изменив фамилии и национальность. На сегодня мы нашли свидетельство о 48 таких героях, и к тому же в архивах еще много реляций на погибших солдат. Например, в главном Подольском архиве Министерства обороны России можно найти еще 117 реляций. Это объясняется тем, что командир полка или командир дивизии за какой-то героический поступок немца писал соответствующее письмо в штаб армии, а те в свою очередь — в наградной отдел президиума Верховного Совета СССР. Но если на одном из этих звеньев видели немца, то возникала серьезная угроза для командира, подавшего для награждения высоким знаком отличия немца. И что тогда оставалось делать: либо на свой страх и риск меняли фамилии, национальность, либо откладывали. Так вот, 117 реляций за совершенные подвиги просто не были подписаны. Попросту 117 человек совершили героические поступки, а звание Героя Советского Союза так и не получили. Сегодня я и мои студенты, аспиранты стараемся исправить эти исторические несправедливости. Мы хотим найти тех, кто пострадал в этой вынужденной таинственности, кому пришлось скрывать свои фамилии, национальность, и восстановить их репутацию.
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ НЕМЕЦ, ПРОЖИВАВШИЙ НАТЕРРИТОРИИ СССР, ПОГИБ
Депортированных с прифронтовых территорий через военкоматы мобилизовали на разного рода строительства. Как-то мне попался на глаза список погибших немцев из Украины, которые работали на алюминиевом заводе. Только на этом одном объекте их было около 4 тысяч. Главные причины — голод, дистрофия. Понятно, что никто не занимался захоронением, их просто сбрасывали в ров и закапывали бульдозером. Установленная норма выработки для каждого трудармейца по сравнению с обычной была в 10—15 раз выше. Как бы героически, по-стахановски трудармеец ни работал, он не выполнял ее. А раз не выполнял, по правилам распорядка ему уменьшали дневной рацион. Многие люди, которые с самого начала были таким образом обречены на смерть, считали, что это их трудовой фронт и работали в полную силу. Они говорили, что раз им не дают защищать родину с оружием в руках, то они должны героически работать в трудармии. Такие трудармейцы создавали комсомольские партийные организации и даже платили взносы из тех копеек, которые им давали на махорку. Для примера: в 1943 году власть поставила задачу увеличить количество добытого угля в Тульском угольном бассейне. Чтобы выполнить этот указ, туда перебросили несколько тысяч немцев. Их норма выработки была в пять раз выше, чем гражданских рабочих.
В трудармиях погибли сотни тысяч немцев, и это элемент геноцида против немцев: трудармия, депортация, годы спецпоселений привели к тому, что в тот промежуток времени — с 1941 года по 1945 — как минимум каждый третий немец, проживавший на территории СССР, погиб.
В сентябре 1946 года объявили аннулирование трудармий. Но одно дело указ, а другое то, что объекты, строившиеся этническими немцами, были важны в военно-стратегическом плане, поэтому аннулирование затянулось на десятки лет. Например, в лагере, где я родился, разрушили защитный забор этого поселения лишь 10 августа 1964 года. Самый поздний трудармейский объект был уничтожен в 1967 году на юго-востоке Сибири в Бодайбо (Иркутская область).
ТРУДАРМЕЙЦЫ СЕГОДНЯ
Совет немцев Украины, многочисленные немецкие объединения всегда помогали и помогают трудармейцам через немецкий Красный крест. Судьбы этих людей советская власть покалечила до невозможности. Большинство трудармейцев никогда не имели собственного жилья, квартир, 50—60% этих людей так и не смогли построить семью из-за проблем со здоровьем, после реабилитации их разбрасывали по всевозможным уголкам страны к незнакомым людям, ведь немцы не могли вернуться в города, откуда их депортировали.
И когда сегодня стоит вопрос о реабилитации трудармейцев, депортированных немцев, мы совсем не говорим о возврате имущества, домов, коров и так далее (этот вопрос даже никогда не затрагивался, поскольку все понимают тяжелое экономическое положение страны). Мы просим одного: верните народу доброе имя ровно так, как перед всем народом, перед всей страной вы нас назвали изменниками, пособниками фашистов. Мне неспокойно от того, что мои родители, так как и тысячи этнических немцев, ушли в мир иной с этим унизительным ярлыком отступников...
Рассказ кандидата исторических наук, доцента кафедры всемирной истории Донецкого национального университета Дингеса Александра Артуровича записала Виктория БИЛАШ, Летняя школа журналистики «Дня», фото предоставлены благотворительным фондом «Общество развития» (Одесса)
Выпуск газеты №:
№75, (2012)Section
Общество