Ветер перемен над столицей
Накануне Дня Киева эксперты рассказали, как «вырос» город за последний год
На соседней улице начали отстраивать заброшенный детский садик, в другом квартале строят с нуля школу, старый скверик у дома превратился в нарядный и украшенный цветами, с новыми вымощенными брусчаткой дорожками — разве изменения не очевидны?
Возможно, в вашем районе за последние месяцы произошло что-то подобное. Если так, однозначно это позитивная тенденция, которая в столице набирает обороты. Но параллельно стремительно развиваются другие: хаотическая застройка центра города, угрозы уничтожения зеленых зон, вероятный рост тарифов на проезд, неустраненные дыры на дорогах, отказ от диалога с громадой, например, в вопросе строительства транспортных развязок, как в случае с Шулявским путепроводом. В городе давно накопилось немало болезненных точек. Накануне Дня Киева, который город традиционно отмечает в последние выходные мая (в этом году основные празднования приходятся на 27 мая), «День» подводит итоги, как изменилась жизнь столицы за год.
ТРАДИЦИИ СОХРАНИЛИСЬ
Сначала напомним, что впервые официально День Киева отмечали в 1987 году. Эту дату якобы предложил журналист Вячеслав Лашук. А предшествовало этому торжественное празднование 1500-летия столицы в 1982 году. Тогда важно было вызвать интерес киевлян к прошлому древнего города. Для этого ученые подготовили ряд монографий и популярных книг по истории и архитектуре, издали фотоальбомы с пейзажами Киева, даже появилась в обращении памятная почтовая марка. К юбилею в городе установили памятный знак с изображением летописных основателей Киева в ладье. Возле Золотых ворот установили условный макет сооружения в натуральную величину. Музей истории города Киева поселился в Кловском дворце, на Подоле воспроизвели фонтан «Самсон», а Андреевский спуск украсили брусчаткой и фонарями под древность.
Первый день Киева запомнился горожанам насыщенной программой: театрализованный митинг в центре столицы, марш духовых оркестров, воздушно-спортивные выступления на стадионе «Чайка», литературные чтения у памятника Богдану Хмельницкому, мини-матч известных киевских футболистов на стадионе «Динамо». До сих пор эти традиции сохранились, в этом году День Киева тоже наполнен событиями.
Кое-кто называет нынешний праздник спортивным, поскольку 27 мая в столице состоится финал Лиги чемпионов УЕФА. Из-за этого традиционный парад в вышиванках провели еще 19 мая, а легкоатлетический благотворительный «Пробег под каштанами», наоборот, отложили до 3 июня. Помимо футбольного действа на День Киева также пройдут детские велогонки и парусная регата. И еще ряд небольших мероприятий в каждом районе столицы на разные вкусы.
«ВИЖУ ПРОРЫВ В ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ»
Но все это — красивая канва, за которой прячется разноголосая городская жизнь. О ее темных и светлых сторонах говорим с директором аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александром Сергиенко. «Меня больше всего поразило, что улица, на которой я живу, Семашко, которая не ремонтировалась точно 20 лет, наконец покрыта новым красивыми асфальтом с новыми бровками, даже зеленую зону восстановили. И снесли на углу с бульваром Академика Вернадского «шанхай» из киосков, после чего открылось замечательное пространство. Кроме того, этот ремонт перекинулся на весь бульвар Вернадского. Это полусерьезно, потому что это как каждый кулик хвалит свое болото», — улыбаясь, говорит пан Александр.
«Если серьезно, то за год вижу колоссальный прорыв в дорожной инфраструктуре. Это очень приятно. Поскольку становится все больше автомобилей, многие люди пользуются или своим, или общественным транспортом, и они все это чувствуют. Я бы говорил об этом, как о материальных достижениях, — продолжает Александр Сергиенко. — Среди проблем — вопросы безопасности. В кризисные времена всегда растет уровень преступности. Я статистику не смотрел, но по личным контактам видно, что поднялся уровень преступности, происходят мелкие и крупные нападения с применением огнестрельного оружия. К сожалению, так изменилась ситуация, это объективно, пока идет война на востоке, это ее следствие. А в принципе городское руководство делает правильные вещи: закупается общественный транспорт, власть обещала за два года, условно говоря, ликвидировать маршрутки, заменить их преимущественно городским транспортом. Неотложным, как по мне, является вопрос оформления киевской агломерации, так называемого большого Киева. Потому что неконтролированный въезд маршруток из окружающих городов и поселков создает огромные проблемы для столицы и жителей этих селений. Это преимущественно частные перевозчики, которые завышают цены, делают их неподъемными для тех, кто едет на работу в Киев, а таких у нас ежедневно 500—600 тысяч граждан».
«ОДНОЙ НОГОЙ В ЕВРОПЕ...»
Чтобы увидеть что-то хорошее, иногда действительно нужно посмотреть себе под ноги или выглянуть из окна офиса. Архитектор Олег Гречух, делясь своими наблюдениями, тоже начал с того, что бросается в глаза, например, при выходе из метро: «Вот вижу какие-то островки безопасности, поднятые над уровнем дороги, то есть это ненарисованная разметка. Когда я лет 15 назад в Европе впервые увидел это, не понимал, для чего, если разметку можно просто нарисовать. У нас проблема в том, что многие исполнители и, наверное, подрядчики не понимают, для чего это делается. Но уже даже в элементах благоустройства, в заниженных бордюрах, тротуарах городская власть показывает отношение к людям».
«Официально якобы исчезли парковщики, но остатки этого явления еще остались. Вот только что видел возле «зебры», сделанной по евростандартам, припаркованные с обеих сторон автомобили, и нельзя с этим что-то сделать, хотя это в полукилометре от КГГА. Так что тогда говорить об отдаленных районах города? — риторически спрашивает Олег Гречух. — С одной стороны, внедряются какие-то западные образцы городской культуры, ориентированные на человека, а с другой стороны — нет благоустройства. Очень детально прописаны нормы и законы, при этом не используется механизм их выполнения. Вот такой имеем дисбаланс. Одной ногой мы тянемся к переменам к лучшему, а другой увязаем в бюрократии и советском наследии, когда что-то делалось без понимания сути или к дате».
«Что касается строительства, то у нас хаос. Но есть отдельные места, где можно подобрать такой ракурс для фото, что почти, как в Европе, — отмечает архитектор. — Я знаю место на улице Ломоносова, двор между домами спроектирован там, где невозможен заезд машин. За пределами Киева таких мест больше. Я недавно проезжал Белогородку, так есть места, построенные, будто в Дании или Голландии».
«ПОВОДА ДЛЯ ПРАЗДНОВАНИЯ СЕЙЧАС НЕТ»
Праздник быстро отшумит, а что останется потом? Да и вообще, что День Киева значит для каждого из нас? Общественный деятель, депутат Киеврады VII созыва Елена Терещенко (Ескина) советует превратить этот праздник в день защиты столицы. Объясняет свою позицию так: «Повода для празднования сейчас нет, поскольку самая древняя европейская столица комплексно уничтожается хаотической застройкой. Принимаются детальные планы территорий, которые не соответствуют действующему генеральному плану, из-за этого господствует полное строительное своеволие, не выполняются закон об охране культурного наследия и другие нормы памятникоохранного законодательства. Почти еженедельно в столице разрушаются, поджигаются или преднамеренно уничтожаются старые дома».
«Для меня Киев дорог именно тем, каким я его помню с детства, своим уникальным природным рельефом, зеленью, архитектурой. Поэтому когда я вижу, как на моих глазах он превращается в совсем другой город, то, конечно, сердце разрывается от боли. Очень трудно за этим наблюдать и понимать, что ты лично мало на что влияешь, — констатирует Елена Терещенко (Ескина). — Впрочем, объединяя усилия, удается достигать каких-то побед. А политика на уровне государства и города должна быть изменена. История, культура и культурное наследие должны быть приоритетами. Ведь без них ни одна нация не имеет будущего. Сохранение культурного наследия является вопросом национальной безопасности. Надеюсь, мы сможем как-то изменить нынешние тенденции».
«НУЖНО РАБОТАТЬ НА ПОЛЬЗУ ГОРОДА»
Первый во времена независимости Украины киевский мэр Леонид Косакивский предпочитает не говорить о плохом накануне праздника, а советует объединиться и сделать для столицы что-то полезное. «Праздник Киева — это не просто День Киева, а событие, которое должно нас объединять. Поэтому нужно отбросить все проблемы и думать о том, что каждый может сделать для своего города, — рассуждает он. — В 1993 году мы начинали празднование Дня Киева в новых условиях. Ведь раньше это был идеологический праздник, а мы формировали новую философию городской жизни. Тогда я сказал в своем приветствии, что мы одна семья, должны заботиться о Киеве, как о своем доме. Такая философия семейного праздника, которую мы пытались осуществлять».
«Тогда каждый год происходили определенные значимые события, так мы формировали позицию киевлян как хозяев в городе, — продолжает Леонид Косакивский. — В 1993 году начали «Пробег под каштанами». В 1994 году было возвращение конкурса, который в настоящий момент известен как Международный конкурс артистов балета и хореографов имени Сержа Лифаря. В 1995 году положили начало международному конкурсу молодых пианистов памяти Владимира Горовица и вернули герб города Киева. 1996 год — это восстановление памятника княгине Ольге, святому апостолу Андрею Первозванному и просветителям Кириллу и Мефодию, а также начало возрождения Церкви Успения Богородицы Пирогощи. Таким образом мы от рутинного и официозного праздника пытались перейти к философии одной семьи. Поэтому я призвал бы перед праздником отложить проблемы, взаимные обвинения, иголки, которые мы научились вставлять друг другу, и подумать о том, что Киев — вечный город, который нуждается в нашей заботе. Поздравляю всех с праздником, а преодоление проблем зависит только от нас. В начале 1990-х годов пережили худшие времена. Сейчас времена лучше, нужно работать в интересах города, и все будет в порядке».
Выпуск газеты №:
№91-92, (2018)Section
Общество