Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владимир — cтольный град Волыни

25 июля, 00:00
КИРПИЧНЫЙ КОСТЕЛ ИОКИМА И АННЫ (МОНАСТЫРЬ КАПУЦИНОВ), ЧТО В ДРЕВНЕМ ВЛАДИМИРЕ-ВOЛЫНСКОМ, ПОСТРОЕН В 1752 ГОДУ НА МЕСТЕ СГОРЕВШЕГО ДЕРЕВЯННОГО. ЭТО ОДИН ИЗ МНОГИХ ПАМЯТНИКОВ СТОЛИЦЫ ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОГО КНЯЖЕСТВА

Здесь родился приблизительно в 1681 г. Андрей Войнаровский, племянник гетмана Ивана Мазепы, который принимал участие в составлении Конституции Филиппа Орлика. В 1871 г. во Владимире увидел свет Агатангел Крымский — филолог, писатель, блестящий ученый-ориенталист, один из организаторов Всеукраинской академии наук. Здесь же в 1898 г. родился прекрасный историк, исследователь прошлого Волыни Александр Цинкаловский.

Города имеют различную судьбу. Есть те, что, зародившись в далеком прошлом и пройдя непростые испытания, сумели не только сохраниться, но и стать могущественными мегаполисами. Есть города, которые пережили подъем, а потом пришли в упадок и исчезли. А есть такие, которые, вспыхнув, словно звезда во времена былые, потом остановились в своем развитии. Они никуда не исчезли. Они есть, живут своей, казалось бы неприметной, но интересной жизнью.

К таким и принадлежит Владимир. Официально — Владимир-Волынский. Такое длинно-неудобное название дали ему в те времена, когда город оказался в составе царской России, чтобы отличить его от Владимира-на-Клязьме в центральной России. Хотя на самом деле, наш Владимир более древний по сравнению со своим российским тезкой. Его основание приписывают Владимиру Святославовичу, в то время как российский Владимир был основан далеким его потомком Владимиром Мономахом. Поэтому, казалось, кому как не нашему Владимиру носить свое начальное название без какого-то уточняющего дополнения Волынский. Уже нет царской России, распался Советский Союз. Владимир (на Клязьме) и наш Владимир в различных государствах. Но и дальше этот город в своем названии имеет дополнение Волынский. Не пора ли уже вернуть ему предыдущее название? Тем более, что именно с этим названием связаны заметные страницы из истории средневековой Украины.

В 1988 году город отметил 1000-летие. Сейчас будут отмечать 1020. Дата его учреждения совпала с датой крещения Руси. В этом есть определенный символизм. Ведь Владимир, а также Западная Волынь принадлежали к тем украинским землям, в которых раньше всех начало распространяться христианство. Сразу после крещения князь Владимир передал город, названный его именем, своему сыну Всеволоду как земельное владение.

На самом деле с 988 года в «Повести временных лет», откуда мы почерпнули эту информацию, встречаем только первое упоминание о Владимире в древнерусских летописях. Город же существовал и ранее, еще с «языческих времен». Об этом говорят некоторые топонимы его урочищ — Велесивщина, Колядово, Стрибоги. Языческие следы встречаем в одной из колядок, которую исполняли во Владимире еще в XIX веке. В ней рефреном были слова «Три Велеса Богу помолились».

Известный на Волыни археолог, доктор исторических наук М. М. Кучинко на основе как собственных исследований, так и исследований своих коллег утверждает, что город зародился намного раньше X века и его становление необходимо отнести к VII — IX векам. Т.е. Владимир можно считать почти ровесником Киева. Это подтверждается и письменными источниками. Так, в венгерской хронике «Геста Гунгарорум» («Деяние угрей»), которая была написана в середине XIII века, сообщается, что в 884 году, когда угри во главе с их вождем Альмошем, взяли Киев, киевляне попросили завоевателей идти дальше на Запад и довели их до города Лодомир. Воевода Лодомира гостеприимно встретил Алеша, который пробыл здесь две недели. Потом вожак венгров взял заложников, две тысячи марок серебра, сто марок золота, множество скота, коней и направился в Паннонию (современную Венгрию).

Лодомира отождествляют с Владимиром. В западных источниках Владимирская земля часто именуется Лодомерией. Если упомянутая информация в хронике «Геста Гунгарорум» отвечает действительности, можно утверждать, что в то время Лодомир- Владимир был значимым и богатым городом.

По всей вероятности, тогда Лодомир становится объектом миссионерской деятельности учеников Кирилла и Мефодия. Так, в пригороде Владимира, в урочище «Старая катедра» археологами были открыты остатки церкви-ротонды. Ее сооружения относят к первой половине X века. Именно тогда христианство начало утверждаться на землях Западной Волыни. Об этом, кстати, свидетельствуют и некоторые письменные упоминания и археологические материалы.

А какая роль князя Владимира в истории города? Ведь в его честь оно носит такое название. Из летописных источников известно, что где-то в начале 80-х годов X века этот князь осуществил поход на Волынь, которая не входила в состав Киевской Руси. Очевидно, здесь существовали свои антигосударственные объединения. Так в арабских источниках упоминается государство Валинана. Вероятно, главным центром этого государства был город Волынь, который, собственно, и дал название краю. Этот город находился недалеко от современного Владимира.

Прийдя на Волынскую землю, князь Владимир разрушил главные укрепления волынян. И очевидно, желая создать свою ячейку на территории края, таким избрал Лодомир. Существует версия, как будто жители этого города сдались победителю. Поэтому князь Владимир сделал на них ставку, укрепил город и передал своему сыну Всеволоду. Город начал носить его имя и в нем на протяжении несколько веков начали властвовать потомки Владимира.

Позволим себе высказать предположение, что завоевание князем Владимиром Волыни и создание ним в Лодомире своей территории, имело определенное отношение к выбору этим князем христианства как государственной религии. Известно, что с христианством Владимир был знаком и до этого завоевания. Оно имело определенное распространение в Киеве. Однако присоединение к своему государству большой территории, которая подверглась христианизации, могло подтолкнуть князя к выбору этой религии. Ведь должен был видеть он на Волыни христианские храмы, в т.ч. в Лодомире, знал также он, что здесь есть христианские общины, играющие заметную роль в общественной жизни. Не случайно именно во Владимире была основана одна из первых епископских кафедр на территории Украины. Произошло это в 992 году.

Существование кафедры превращало город в значимую религиозно-культурную территорию. Здесь, по всей вероятности, существовала школа, переписывались книги. Ссылаясь на неизвестные нам источники, русский историк В. Татищев писал, будто бы в 1097 году к Владимиру приезжал летописец Нестор осматривать местные училища и наставлять учителей. О высоком уровне письменной культуры в городе свидетельствует повествование об ослеплении теребовлянского князя Василия Романовича, помещенное в «Повести временных лет» в 1097 году и написанное во Владимире. Это один из наилучших образцов древнерусской литературы. С тогдашним Владимиром связано появление одной из миниатюр, которая была вклеена в Трирский Псалтырь.

В древнерусские времена Владимир, став стольным градом Волыни, существенно расширился. Он выступил не только как административный центр, но и как центр ремесленный и торговый. Хотя сохранилось мало документов, касающихся истории древнерусского Владимира, на даже фрагментарные упоминания дают основания говорить, что городская община имела здесь заметное воздействие, а мещане пользовались значительными правами. До нас дошло письмо владимирских горожан к жителям северонемецкого города Штральзунда от 1324 года. Некоторые исследователи, в частности М. Грушевский, на основании анализа этого документа пришли к выводу, что во Владимире уже в то время действовало Магдебургское право (или во всяком случае его элементы). Учитывая тот факт, что в городе была численная немецкая община, а также торговые и культурные связи города с немецкими землями, такое мнение кажется вполне достоверным. Владимир можно считать первым украинским городом, где утвердилось Магдебургское право.

Средневековый Владимир имел крепкие оборонные сооружения, а также прекрасные храмы, величественные здания. Венгерский королевич Андрей, осматривая его в 1231 году, восторженно воскликнул: «Такого города я не находил даже в немецких землях!» Приблизительно в 1160 году во Владимире был построен Успенский собор, который сохранился до наших дней. Выполненный в византийском стиле, он был подобен кафедральным храмам Киева и Новгорода и поражал своим величием. В архитектуре средневекового Владимира своеобразно переплетались культурные традиции католического Запада и православного Востока. Рядом с «византийскими» храмами строились храмы в западном стиле. В частности, к ним принадлежала церковь-ротонда Михайловского монастыря, построенная во второй половине XIII века. Она не имеет тогдашних аналогов на украинских землях и свидетельствует о связи владимирских мастеров-строителей со своими западными коллегами.

В XII веке Волынское княжество стало одним из наиболее могущественных государственных образований на просторах Киевской Руси. Его правители имели большие амбиции, стремились расширить свои владения как на восток, так и на запад; как на юг, так и на север.

В конце XII века владимирский князь Роман Мстиславович осуществил попытки овладеть богатым Галицким княжеством. Не удалось ему это сразу. Однако приблизительно в 1199 году (точная дата этого события, к сожалению, неизвестна) он начал княжить в Галиче. Это считается началом Галицко-Волынского государства.

На самом деле термин Галицко-Волынское государство (или княжество) не совсем корректный. Официально государства под таким названием не существовало. Это творение галицких историков XIX века. И хотя правители данного государственного образования в некоторых документах именовались правителями «Галичины и Лодомерии», на самом деле их столицей преимущественно выступал Владимир, а не Галич. Даже князь Даниил Романович, которого в нашей литературе упрямо именуют Галицким (так его никто в древнерусских документах не называл), некоторое время княжил во Владимире, хотел сделать своей резиденцией, основанный им город Данилов (неподалеку современного Кременца), а потом стал княжить в Холме. «Опорой», «твердой основой» этого государства была именно Волынская земля. Здесь ее правители имели гарантированную поддержку со стороны местных бояр, в отличие от «крамольных» бояр галицких. Показательно, что и последний правитель Галицко- Волынского государства, князь Болеслав- Юрий, умер во Владимире.

Но вернемся к Роману Мстиславовичу, который объединил Волынь и Галичину. Этот князь сумел подчинить себе и другие украинские земли, в том числе Киев. В то время Владимир, так можно сказать, выступал столицей Украины. Князь Роман создал перспективный государственный организм, который имел все возможности стать одним из ведущих политических игроков на поприщах Восточной и Центральной Европы. Однако князь погиб в походе на Польшу в 1205 году, не оставив после себя совершеннолетних наследников. Его сыновьям, Даниилу и Васильке, длительное время пришлось бороться за родительское наследство. А во время этой борьбы страна оказалась в состоянии политической анархии.

Однако стоит отдать должное Даниилу и Василию, они в непростых условиях борьбы за свой домен, а потом и монгольского нашествия сумели не только возобновить и сберечь государство отца, а и поднять его авторитет. Многое зависело здесь от согласованности их действий. Взаимопонимание, сотрудничество этих князей могло бы стать примером для украинских политиков. Они не прибегали к междоусобицам, ведя борьбу за власть, а действовали совместно на благо государства. На переднем плане был Даниил как старший сын Романа Мстиславовича. Василько, который все-таки, вероятно, был более талантливым, чем Даниил, и как дипломат, и в конечном счете, как полководец оставался в тени своего старшего брата. Правя во Владимире, он всячески поддерживал Даниила, прикрывая его тылы, часто делал вместо своего старшего брата то, чего тот делать не рисковал. Есть в современном Владимире памятник Даниилу, а вот Василию нет. Нет памятника и их отцу — одному из наиболее выдающихся князей-политиков Киевской Руси. В конечном счете, нет памятника и Владимиру, сыну Василия. Хотя деяния последнего заслуживают внимания.

Владимир Василькович правил во Владимире в 70—80-х годах XIII века. Он сумел, ведя непростую дипломатическую игру с правителями Золотой Орды, укрепить государство, особенно на его северных рубежах (территории современной Берестейщины и Подляшья). Его вассалом стал мазовецкий князь. Под контролем Владимира Васильковича оказалась большая территория, протянувшаяся от Побужья до Вислы. Также этот князь выступал щедрым меценатом, уделял внимание расширению церкви, развитию письменной культуры. Под его руководством в основном было завершено составление Галицко-Волынской летописи — одной из наилучших летописных памяток Киевской Руси. Не исключено, что окончательный вариант этой летописи был написан именно во Владимире. В то время с Владимиром была связана жизнь Петра Ратенского, который прославился как иконописец, потом стал митрополитом Киевским. Во время своего пребывания на престоле митрополита он перенес свою резиденцию в Москву, что стало важным фактором развития этого города.

Владимир фактически оставался столицей Галицко-Волынского государства вплоть до ее падения в середине XIV века. После этого события главным политическим центром Волыни становится Луцк. Соответственно, звезда Владимира зашла и он постепенно начал терять свое значение.

Правда, город продолжал играть роль важного культурного и религиозного центра. Он был центром одной из наибольших православных епархий Украины, которая охватывала как территории Западной Волыни, так и земли Берестейщины и Подляшья. В 1586 году при епископской кафедре во Владимире князем Василием-Константином Острожским была открыта школа, образцом для которой выступала Острожская академия. Здесь велось изучение не только старословянского, а и греческого языка. Эта школа получила свое дальнейшее развитие, когда епископом Владимирским стал Ипатий Потий (1593—1615 гг.).

Оценка деятельности последнего в украинской литературе не является однозначной. Он был одним из инициаторов и промоторов Берестейской церковной унии 1596 года. Соответственно, православные воспринимают его как «изменника», «антигероя». Греко-католики, наоборот трактуют его как одного из наиболее выдающихся деятелей своей церкви. Не прибегая к оценке Ипатия Потия, отметим, что это был, без сомнения, чрезвычайно талантливый человек. Сделал он немало и на культурном поприще. Даже Иван Франко, который не испытывал симпатий к Ипатию Потию, вынужден был признать, что тот был самым талантливым украинским писателем на рубеже XVI — XVII веков.

С Владимиром связана жизнь еще одного известного деятеля греко-католической церкви епископа Иосафата Кунцевича. Он был канонизирован греко-католиками как их первый святой. Родился Иосафат именно во Владимире.

С 1677 года во Владимире начал работать иезуитский коллегиум, который просуществовал до закрытия этого ордена в конце XVIII века. В коллегиуме некоторое время учился выдающийся деятель украинской культуры Феофан Прокопович.

Невзирая на свою провинциальность, Владимир все-таки смог дать Украине выдающихся деятелей культуры. В XX веке, в межвоенный период, Владимир стал одним из главных центров движения за украинизацию православной церкви на Волыни. В то время в городе жил и работал, издавал журналы и книги ведущий идеолог этого движения Арсений Ричинский. К сожалению, этот выдающийся человек с непростой судьбой остается до сих пор не оценен в Украине.

Сегодня Владимир — спокойный провинциальный городок. Гуляя по его тихим и живописным улочкам, часто встречаешь памятники древности — церкви, костелы, дома, остатки оборонных сооружений... Здесь много переплелось — своего и чужого, побед и поражений, радостей и горя. Здесь — история. Но ее нельзя прочитать. Ее нужно прочувствовать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать