Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Власть, на медосмотр?!

20 октября, 00:00

В конце прошлой недели в отечественных СМИ появилась информация о том, что Президент Леонид Кучма, он же — кандидат в президенты Украины, возможно, не сможет принять участие в запланированных на ближайшие дни мероприятиях ввиду «простудной болезни». По сообщению Центра журналистских исследований, администрация Президента заявила, что Леонид Кучма «продолжает заниматься неотложными делами» дома. Вчера в Администрации корреспонденту «Дня» сообщили, что «недомогание» Президента совершенно прошло, и он «снова в полной мере» отдает себя делам государственным.

Известно, что в ноябре 1992 года премьер-министр Леонид Кучма перенес операцию, связанную с хроническим воспалением щитовидной железы. В то же время, точный диагноз, поставленный Леониду Кучме в 1992 году, неизвестен, как и степень сложности перенесенной операции. Представитель правозащитного объединения «Мы» Сергей Одарич, ссылаясь на книгу «Хирургические болезни» под редакцией М.Кузина (1995 г.), находит, что, вследствие перенесенной операции, Леонид Кучма мог пострадать от гипотериоза (недостатка гормонов). По мнению С.Одарича, Президенту присущи такие, описанные в книге, симптомы, как «в некоторой степени» утрата интереса к окружающему. Это, по мнению правозащитника, подтверждается поведением Леонида Даниловича, в частности, иногда возникающей «неспособностью контролировать высказывания» — например, прозвучавший из уст Президента эпитет «нелюди» применительно к политическим оппонентам и т. п. С.Одарич также считает «ненормальным» то, что, по его мнению, заболевание Президента держат в тайне, что может быть опасно для государства.

Не вдаваясь в рассуждения об обоснованности подобных гипотез или о соотношении «импульса» и имиджевых технологий в эпатирующих высказываниях Президента, хотелось бы остановиться на вновь явившейся в свете вышесказанного проблеме. В Украине до сих пор не введено обязательное медицинское, в том числе и психическое обследование высоких должностных лиц. С одной стороны, применение такой процедуры может стать мощным инструментом воздействия на общественное мнение в руках тех или иных политических сил, к тому же от проводящих исследование специалистов потребуется высочайший профессионализм и щепетильность. Но с другой стороны, традиции западной демократии, например, подразумевают, что человек на высоком государственном посту всегда находится под пристальным вниманием общественности, теряя де-факто часть своих прав на тайну личной жизни. На примере России мы видим, как сокрытие состояния здоровья высокопоставленного лица приводит к потере авторитета власти в стране и авторитета страны за рубежом. Наконец, не так давно сам Леонид Кучма высказался в пользу проведения экспертизы психического здоровья всех кандидатов в президенты Украины.

КОММЕНТАРИИ

Дежурный врач отделения хирургии Киевского центра хирургии и реабилитации больных с патологией щитовидной железы Анатолий СТАШУК:

— Как правило, люди, перенесшие операцию на щитовидке, не становятся в чем-либо ущербными, и хирургическое вмешательство, как правило, не отражается на качестве их жизни. Хотя правильнее все же рассматривать каждый конкретный случай отдельно. Ведь многое зависит от диагноза, сложности и объема операции, от того, подобрана ли оптимальная доза принимаемого лекарства и насколько тщательно пациенты придерживаются рекомендаций врача.

В случае частичного удаления щитовидной железы после периода восстановительного гормонального лечения возможен полный отказ от препаратов. Что касается простудных заболеваний, то, за некоторым исключением, сопутствующие болезни, в том числе грипп, у прооперированных людей протекают, как у всех.

Всеволод РЕГИТСКИЙ, доцент кафедры конституционного права Национальной юридической академии Украины, эксперт по конституционным вопросам Харьковской правозащитной группы:

— Я думаю, что обязательное медицинское, в том числе и психическое обследование высоких должностных лиц необходимо ввести и в Украине. Это в большей мере касается тех политиков, которые имеют дискреционные полномочия, то есть отдают приказания на основе собственного понимания ситуации, согласуя их с какими-либо правовыми предписаниями. Или же для тех лиц, в функцию которых входит отдача приказов силовым структурам.

Вообще-то, политические деятели, имеющие проблемы со здоровьем, — довольно распространенное явление во всем мире. Да и у бывшего Союза имеется на этот счет печальный опыт. Но в США, к примеру, до пятого лица предусмотрены люди, сменяющие президента на посту в случае его тяжелой болезни или смерти. У нас же, в лучшем случае, есть один человек, выступающий в качестве преемника в подобных ситуациях.

Связывая все вышесказанное с сегодняшними политическими событиями в Украине, должен сказать, что медосмотр кандидатов накануне выборов — палка о двух концах. С одной стороны, как бы не избрать больного президента, а с другой — это отличное оружие для противников любого из кандидатов, которое может кардинально изменить ход выборов, если им будут злоупотреблять. Другое дело, что совершенно очевидна необходимость ежегодно, как это делают в США, публиковать в прессе результаты официального медицинского обследования президента. Причем, в Конституции страны тоже следовало бы обозначить такую норму.

Евгений ЗАХАРОВ, исполнительный директор Харьковской правозащитной группы:

— Я часто задумывался над тем, нужно ли обязательное медицинское обследование людей, находящихся у власти. У меня есть аргументы «за» и «против» этого. Повальное обследование всех политиков — это, по моему мнению, ненормально. С одной стороны, обследовать и ставить (если это необходимо) какие-то ограничения нужно, чтобы не повторился печальный опыт России с больным президентом. С другой же стороны, требовать на стадии выборов каких- либо экспертиз очень опасно. Ведь одно дело — общемедицинское обследование и совсем другое — обследование психиатрическое. В психиатрии, как известно, понятие нормы очень расплывчатое — и если у нас в стране представитель власти с диагнозом «вялотекущая шизофрения» может подвергнуться разной силы политическим «репрессиям», то, например, на Западе будет считаться абсолютно здоровым, поскольку там такого диагноза не признают. Ведь и так понятно, что политики всегда более пассионарны, чем обычные люди. Их психофизиологические функции резко отличаются от подобных функций основной массы населения. Поэтому я категорически против узаконивания психиатрического обследования.

Александр ФАНДЕЕВ, «День», Елена ГОДОВАНЕЦ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать