Вместо врача — телевизор,
или Почему медицинская реклама вредит здоровью![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050804/4140-6-1.jpg)
Российский фармбизнес нынче в ожидании. Практически в одночасье здесь появилось два законопроекта, способные установить новые правила игры на рынке. А именно — в столь важном вопросе как реклама лекарственных средств. С одной стороны, правительство России предлагает лишить ряд органов исполнительной власти права запрещать ту или иную рекламу. Это сможет сделать только суд. А значит вмешательство государства в работу предпринимателей станет в данном случае минимальным. В то же время астраханские депутаты считают, что телерекламу лекарств стоит запретить вовсе. Соответствующие документы уже подготовлены, и осенью их рассмотрит Госдума. К тому же за «рекламное» вето неоднократно высказывались и российские чиновники от медицины.
Словом, в России, как говорится, процесс пошел. У нас же, по утверждениям специалистов, реклама медикаментов продолжает оставаться неконтролируемой и агрессивной. По словам заместителя директора института фармакологии и токсикологии Анны Григорьевой, Украина занимает одно из первых мест в Европе по объемам низкокачественной рекламы лекарств. И хотя медикаменты — продукт специфический, к его «выходу в массы» врачи не имеют никакого отношения. В том смысле, что Минздрав нынче лишен как контрольных, так и экспертно-разрешительных функций в данном вопросе. По сути, сегодня там могут лишь констатировать: дескать, в рекламе препарата N ничего не сказано о побочных эффектах, а лекарства B — о том, что предварительно нужно проконсультироваться с врачом. Не припомнят эксперты и прецедентов, когда бы за несоблюдение законодательства в области «лекарственной» рекламы» привлекли к ответственности. Показательно, что в той же России в 2003 году было рассмотрено около 15 тысяч таких дел, и в большинстве из них рекламодателю таки пришлось заплатить штраф.
Конечно, в Украине имеются законы, регулирующие рекламу медикаментов. Хотя они и не столь жесткие, как в Европе. Там, например, запрещено представлять лекарство как альтернативное другим методам лечения, абсолютно безопасное и лишенное побочных эффектов. Кроме того, рекламодателя ожидают пользован образ врача или фармацевта. В Украине закон требует немного — дабы в рекламе звучали общие предостережения, а также настоятельная рекомендация прочитать инструкцию. Еще у нас полностью запрещена реклама рецептурных препаратов. Уже другой вопрос, что органы надзора не могут наказать аптеки, которые отпускают их без письменной рекомендации врача — нет меры ответственности. Но в случае с рекламой за этим действительно следят. К примеру, как рассказывает А. Григорьева некоторым изданиям пришлось заплатить внушительные штрафы.
В остальном же все работает по схеме: «что не запрещено, то разрешено». Скажем, рекламируются биологически активные добавки, которые якобы и опухоль рассасывают, и от алкоголизма излечивают, и от цирроза печени избавляют. «За кадром» остается тот факт, что средство это профилактическое. И с лекарством, которое проходит всевозможные клинические (и не только) испытания, не имеет ничего общего. Да и в целом, возмущаются врачи, как можно рекламировать препараты от, по сути, неизлечимых болезней?
Результат лояльности законов в данном случае не обнадеживает. Нынче, по оценкам медиков, больше половины украинцев практикуют самолечение. Правда, как сказал «Дню» руководитель одной из компаний-дистрибьюторов лепользу — улучшает здоровье населения и уменьшает нагрузку на бюджет. Но врачи придерживаются иного мнения. Вероятность того, что пациент сам разберется, какой препарат и в каких дозах ему необходим — согласитесь, невелика. В лучшем случае эффект будет нулевым. По мнению исполнительного директора Фармацевтической ассоциации Виктора Чумака, бесконтрольная реклама лекарств не только побуждает лечиться по собственному усмотрению, но и «награждает» медикаменты эдаким ореолом — кажется, что излечение гарантировано и незамедлительно. В то же время безрецептурные медикаменты, которые и позволяется рекламировать, наоборот, на организм серьезно не влияют. Они скорее оказывают лечебно-профилактическое действие. «Была бы в Украине страховая медицина, реклама лекарств так бы не влияла на «умы и сердца», — убежден В. Чумак. Когда человек ежемесячно отчисляет определенную сумму на свое лечение, он, естественно, хочет увидеть свои деньги «в работе». То есть он пойдет к врачу, обследуется, возьмет рецепт и только после этого отправится в аптеку», — говорит исполнительный директор Фармацевтической ассоциации. Пока же, по его мнению, необходимо заняться рецептурными лекарствами. Ведь ни в одной стране мира нет столь объемного списка медикаментов, котописания врача. Если в Европе безрецептурными считается 25% зарегистрированных препаратов, то у нас — все 50%.
Тем временем объемы «лекарственной» рекламы в Украине растут. По оценкам экспертов, на нее нынче приходится до 40% всего «экранного» промоушна. На 30% возросли и инвестиции компаний в рекламную сферу. Впрочем, как утверждают производители, украинцы не очень-то падки на медикаменты. В отличие, скажем, от американцев, которые уже привыкли при любом малейшем недомогании заглатывать пригоршни пилюль. У нас же среднестатистический житель тратит в год на лекарства около 20 долларов. И предпочитает покупать медикаменты лишь тогда, когда в них есть необходимость. Но зато, по словам генерального директора ОАО «Фармак» Фили Жебровской, между появлением лекарства на плакатах (или в эфире) и спросом на него — существует четкая зависимость. Запретить рекламу медикаментов — означает лишить потребителя права на информацию.
Но в Украине никто не собирается ее запрещать. Лишь очень немногие считают, что медицинская реклама — удел «профильных» изданий. В целом же, как чиновники, так и практикующие врачи убеждены: реклама должна быть. Но только такой, чтобы непосвященный, к примеру, зритель не счел телевизор компетентнее медика.
Выпуск газеты №:
№140, (2005)Section
Общество