Внешность и пол значения не имеют?
Минтруда вступил в полемику с правозащитниками![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030902/4153-5-1_0.jpg)
Численность работающих в Украине женщин увеличилась на 117,8 тысячи и составила около 10 миллионов человек. Количество незанятых с марта 2002 по март 2003 сократилось на 12,4% и в результативном выражении составило чуть более одного миллиона. Уровень безработицы среди представительниц слабого пола (9,2%) — ниже, чем среди мужчин (9,7%)... Этими и другими цифрами, взятыми из ежеквартальных исследований Госкомстата, ответил вчера Государственный центр занятости — исполнительная дирекция Фонда обязательного государственного страхования Украины на случай безработицы Международной правозащитной организации Human Rights Watch. Последняя, как сообщили отечественные СМИ накануне, в своем новом отчете осудила украинское правительство за неспособность обеспечить женщинам равные права с мужчинами на рабочем месте.
Главный вывод HRW таков: украинки подвергаются дискриминации и вынуждены выполнять малопрестижную и низкооплачиваемую работу. Его Министерство труда и социальной политики в своем официальном «ответе Чемберлену» (от 27. 08. 2003) оспаривать не стало. Во всяком случае, контраргументов тезисам правозащитной организации (вроде «распространенная со стороны работодателей дискриминация относительно женщин в процессе найма ограничивает возможности женщин устроиться на работу, в том числе на высокооплачиваемые и престижные должности»; «работодатели как в частном, так и в государственном секторах регулярно подчеркивают желательный пол работника в объявлениях о вакансиях...» и т. д.) в информации Государственного центра занятости не содержится.
Зато в ней присутствует намек на то, что выводы о «женском лице» украинской безработицы «не совсем корректны». В Минтруда это объясняют тем, что активность женщин в регистрации службы занятости является выше, чем мужчин. Опыт общения специалистов базовых центров занятости с посетителями свидетельствует, что специфическая проблема безработных «клиентов-мужчин» также существует. Сильному полу, как утверждается, сложнее обратиться за помощью в поиске работы ввиду ошибочного представления и боязни быть уличенными в собственной жизненной несостоятельности.
Правда ли то, что требования относительно возраста и внешности, как заключили в HRW, могут стать преградой, даже если женщины полностью отвечают должности с профессиональной точки зрения, — неизвестно. Но случаи, когда «хранительницы очага» обращаются в центры занятости для своих мужей и вместо них, дирекция Фонда называет «неодиночными».
Таким образом, если верить специалистам из Минтруда, то утверждение экспертов HRW, что «женщины все более вытесняются в низкооплачиваемую сферу услуг и государственный сектор или ищут работу, в том числе и по совместительству, в нерегулируемом теневом секторе», не совсем верно. И не только потому, что на протяжении января—июля сего года услугами государственной службы занятости воспользовались 1 млн. 224,1 тыс. женщин (263,7 тыс. которых оказались «почти половиной от всех трудоустроенных»). Ведь, и это уже уверенное допущение, в числе трудящихся украинцев «по совместительству», «неполный рабочий день», «в вынужденных отпусках» и других порождениях национальной экономической мысли — «скрытой безработицы» (теории экономики сия категория просто неведома) — мужчин также хватает.
А вот то, что в первом полугодии 2003, следуя данным Министерства, 12108 гражданок Украины получили разовую помощь для занятия предпринимательской деятельностью, — радует. Правда, не так сильно, чтобы не обратить внимания на ту часть отчета HRW, где говориться, что «многие женщины едут за границу в поисках лучших экономических возможностей» и «таким выбором подвергают себя опасности быть втянутыми в коммерческую секс-индустрию (другие формы принудительной работы)».
В любом случае, в Минтруда на обнародованный отчет HWR отреагировали оперативно. В том числе и той статистикой, которую сложно назвать эталоном доверия.
Выпуск газеты №:
№153, (2003)Section
Общество