Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Водно-тепловой пессимизм

Справиться с ним Украине помогают международные организации
10 декабря, 00:00
В Украине с 1998 года действует Программа экологического партнерства «ЭкоЛинкс» Ее основная задача — поддержка предпринимателей, малых коммунальных предприятий, органов местного самоуправления в решении задач, связанных с охраной окружающей среды и повышением эффективности производства. Финансовую поддержку программы осуществляет Американское агентство международного развития USAID. За пять лет по проекту «ЭкоЛинкс» было выделено 28 грантов различным предприятиям и организациям Украины на общую сумму 1 миллион 225 тысяч долларов. А также ряд грантов, направленных на развитие новых технологий и повышение квалификации украинских специалистов, на сумму 120 тысяч долларов. О том, как реализовывалась программа «ЭкоЛинкс» в Одесском регионе, а именно — городах Теплодар и Белгород- Днестровский, рассказывает корреспондент «Дня».

ГОРОД, ТЕПЛО ДАРЯЩИЙ

Город Теплодар, расположенный в 30 километрах от Одессы, смело можно именовать «пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы». Взрыв четвертого энергоблока АЭС в 1986 году поставил крест на строительстве новых атомных станций по всей стране в целом. Заморожено было и строительство Теплодарской АЭС. Судьба девяти тысяч жителей молодого города атомщиков, построенного специально для обслуживания станции, оказалась под вопросом. О том, что будет с ними, ни в одном международном соглашении не говорилось. В результате «в верхах» было принято решение о строительстве на месте планируемой АЭС новой тепловой электростанции. Все последующие годы, вплоть до конца 90-х, годов Теплодар жил ожиданием, которому так и не суждено было сбыться. После развала экономики страны последовал неизбежный развал городского хозяйства. Город, который самим своим названием был призван дарить тепло, оказался на грани вымерзания. Выход из кризиса руководству города и области помогли найти международные специалисты программы Экологического партнерства «ЭкоЛинкс», финансируемой Американским агентством международного развития. Почти 44 тысячи долларов было выделено агентством в 2000 году для анализа и разработки стратегии повышения уровня эффективности работы и уменьшения промышленных выбросов Теплодарской котельной, официально именуемой Одесской ТЭЦ-2.

— Целый год команда инженеров, прибывшая к нам по проекту из Праги, от компании «СРЦ Интернейшнл ЦС», вместе с коллегами из Киева подробно анализировала и изучала работу котельной, — рассказывает директор предприятия Николай Ломакин. — С помощью современного оборудования были измерены потери тепла в каждой точке трубопровода. Специалисты-инженеры изучили нашу техническую документацию и выдали развернутый анализ наших перспективных возможностей и рекомендации. Следуя им, предприятие всего за несколько лет смогло увеличить экономическое и экологическое КПД в несколько раз.

Конечно, сотрудники предприятия и до этого были прекрасно осведомлены о проблемных местах Теплодарской ТЭЦ. Но благодаря специалистам проекта «ЭкоЛинкс» эти знания из плоскости теоретической переросли в плоскость практических решений. Одно из таких заключений касалось перевода котельной с мазута на природный газ. Элементарные расчеты доказывали, что стоимость мазута в два с половиной раза превышает стоимость газа. Для жителей города, в котором каждый второй в то время был безработным, платить двойную цену за тепло было нереально. Котельная простаивала без топлива, поскольку купить его было не за что. Проведенный анализ помог нам обосновать необходимость срочных инвестиций в газификацию котельной. В результате проект получил одобрение в областной администрации, были выделены средства. К декабрю 2000 года два котла котельной были переведены на газ».

Еще одна проблема, которую подвергли анализу специалисты проекта «ЭкоЛинкс» — это решение экологических вопросов. Теплодар входит в курортную зону. И, как утверждают экологи, здесь действуют очень жесткие нормативы загрязнения воздуха. Кроме того, город находится в кольце овощеводческих хозяйств Беляевского района, и их продукция используется для изготовления детского питания, соков. Вопрос об экологической безопасности этих земель долго обсуждался в областном совете еще во времена проектирования станции. «По проекту, составленному инженерами программы «ЭкоЛинкс», — говорит Николай Ломакин, — реконструкция ТЭЦ и перевод котельной на газ включали в себя строительство 120 метровой дымовой трубы. Взамен старой, 40-метровой, — поскольку чем выше труба, тем больше площадь рассеивания вредных выбросов и меньше их концентрация. Труба была построена, но не до конца. Нам не хватило совсем незначительной суммы для ее завершения и запуска».

Недостаток средств для финансирования жизненно важных проектов является сегодня общей проблемой малых городов Украины. И Теплодар здесь не исключение. Часть предложений и пожеланий, высказанных зарубежными специалистами, в городе так и не смогли реализовать. Не хватило ресурсов. Для замены теплоизоляции труб в сети тепломагистрали на новую современную необходимо 2 миллиона гривен. Для полного завершения процесса газификации котельной, перевода на газ оставшихся двух котлов — чуть больше 1 миллиона гривен. Для окончания строительства высотной дымовой трубы — 850 тысяч гривен. «Для достижения конечной цели необходимы инвестиции — 1,4 млн. долларов США, — говорится в заключении экспертной комиссии программы «ЭкоЛинкс». — Период окупаемости — от 1 до 5 лет. За исключением новой системы горячего водоснабжения, для которой этот период равняется 12 годам». В том же документе говорится, что в случае полного выполнения всех рекомендуемых мероприятий «сократятся затраты на выработку и доставку теплоэнергии, а также на производство и техническое обслуживание».

БЕЗВОДНАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО АККЕРМАНА

В отличие от совсем юного Теплодара, город Белгород-Днестровский имеет многовековую историю. Она насчитывает более 2,5 тысячи лет. Но проблемы у двух этих городов вполне идентичные.

Старинный Белгород-Днестровский расположен на берегу одноименного лимана, по соседству с лучшими курортами Одесской области — Затока и Сергеевка. Еще до нашей эры, во времена греков и римлян, город именовался Тирой и был процветающей торговой колонией. Этому способствовало его уникальное месторасположение. Заложенный в точке пересечения трех миров: варварского-фракийского, скифского и греческого, он никогда не пустовал и не был разрушен. В период новой истории город вошел уже под турецким именем Аккерман, что означает «Белый город». Жители до сих пор предпочитают это старинное название неблагозвучному, по их мнению, Белгород-Днестровску.

Однако то, что оказалось не под силу за две тысячи лет сделать полчищам варваров, удалось за каких-то десять лет плеяде бесхозяйственных руководителей. Их усилиями зеленый красавец Аккерман был фактически разрушен. Остановилось производство, замерла работа в порту, пришло в упадок жилищное хозяйство. С 1990 года 52 тысячи жителей Белгород-Днестровска были вынуждены забыть о существовании горячей воды в кранах. С 1994 года — о существовании центрального отопления. Город так и остался не газифицирован, а на дорогой мазут денег хронически не хватало.

Но и это, по словам жителей города, можно было бы пережить, если бы не другая, более глобальная проблема, — отсутствие воды. Несмотря на то, что Белгород-Днестровский расположен в непосредственной близости от реки Днестр, система трубопровода построена таким образом, что он оказывается последним в очереди получателей воды. После Одессы, Ильичевска, Затоки и еще пары десятков мелких поселков воды в трубе почти не остается. Вот уже десять лет живительная влага появляется в домах местных жителей по графику: два часа утром, два часа днем и два — вечером. При этом несет в себе целый набор весьма неполезных бактерий, солей, металлов и запах сероводорода. И если в других вопросах жизнедеятельности города в последние годы наметилась тенденция на улучшение — оживились предприятия, началось строительство газопровода, решается вопрос отопления, то проблема городского водоканала так и остается нерешенной. Помочь Аккерману сдвинуть вопрос с мертвой точки взялись специалисты проекта «ЭкоЛинкс».

— Проект «ЭкоЛинкс» начал реализовываться на нашем предприятии с февраля 2002 года, — рассказывает директор Белгород- Днестровского водоканала Александр Дукач. — Изучив хозяйство, специалисты программы «ЭкоЛинкс» выдали нам заключение, которое схематически можно разделить на три составляющие: новая экономическая система водоснабжения, проект улучшения качества очистки сточных вод и предложения по внедрению энергосберегающих технологий. Скажу сразу, что чешские инженеры нам фактически открыли глаза на городское водоснабжение. Они выяснили, что его система изначально была запроектирована неправильно, с большими энергозатратами. И предложили построить на базе одного из резервуаров новый комплекс с насосной станцией, с учетом всех современных энергосберегающих технологий. Разработали технико-экономическое обоснование этого объекта. К сожалению, для реализации этого проекта нам не хватает самой малости — денег. Но если они появятся, мы уже точно знаем, куда и как их вкладывать.

Специалисты «ЭкоЛинкс» также предложили строительство новой ветки водоканала, которая соединила бы Белгород-Днестровский напрямую с рекой Днестр, а так же новой станции очистки. Интересно, что еще в советские времена советскими инженерами был предложен точно такой же проект и даже начато строительство. Недостроенная станция очистки до сих пор гниет возле Измаильской трассы. Чехи об этом ничего не знали, но пришли к такому же выводу, просто руководствуясь принципом экономической целесообразности.

Еще одна больная проблема города, подвергшаяся подробному анализу специалистов проекта «ЭкоЛинкс», — водоотведение, или канализация. «В отличие от молодых городов, нашим инженерным сетям уже больше 30 лет, — говорит мэр Белгород- Днестровска Николай Чербаджи. — И практически все они в аварийном состоянии. Беда в том, что по прихоти советских строителей трубы коллектора у нас «залегают» на глубине 6 метров. Попробуйте их оттуда достать. Часть труб водопровода просто давно сгнила в земле. О каком качестве воды можно при этом говорить?» Два года назад Белгород- Днестровск «прогремел» на всю Украину, когда два городские коллектора вышли из строя и 1,5 тысячи кубов пахучих канализационных стоков ежедневно заливали городские улицы и попадали в Белгород-Днестровский лиман.

Отсутствие воды и проблемы с канализацией являются серьезным недостатком любого населенного пункта. Но для города, претендующего на статус курортного, на привлечение большого потока туристов, — это факторы основополагающие.

— Белгород-Днестровский — это ворота Бессарабии, — рассказывает мэр города Николай Чербаджи. — Летом сюда стекается огромный поток туристов, и мы делаем все, чтобы они задержались в городе подольше. Нам есть что показать. Не хватает только того, что сегодня называется «раскруткой», ну и, конечно, средств для создания достойных условий для отдыха.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать