Водно-тепловой пессимизм
Справиться с ним Украине помогают международные организации
ГОРОД, ТЕПЛО ДАРЯЩИЙ
Город Теплодар, расположенный в 30 километрах от Одессы, смело можно именовать «пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы». Взрыв четвертого энергоблока АЭС в 1986 году поставил крест на строительстве новых атомных станций по всей стране в целом. Заморожено было и строительство Теплодарской АЭС. Судьба девяти тысяч жителей молодого города атомщиков, построенного специально для обслуживания станции, оказалась под вопросом. О том, что будет с ними, ни в одном международном соглашении не говорилось. В результате «в верхах» было принято решение о строительстве на месте планируемой АЭС новой тепловой электростанции. Все последующие годы, вплоть до конца 90-х, годов Теплодар жил ожиданием, которому так и не суждено было сбыться. После развала экономики страны последовал неизбежный развал городского хозяйства. Город, который самим своим названием был призван дарить тепло, оказался на грани вымерзания. Выход из кризиса руководству города и области помогли найти международные специалисты программы Экологического партнерства «ЭкоЛинкс», финансируемой Американским агентством международного развития. Почти 44 тысячи долларов было выделено агентством в 2000 году для анализа и разработки стратегии повышения уровня эффективности работы и уменьшения промышленных выбросов Теплодарской котельной, официально именуемой Одесской ТЭЦ-2.
— Целый год команда инженеров, прибывшая к нам по проекту из Праги, от компании «СРЦ Интернейшнл ЦС», вместе с коллегами из Киева подробно анализировала и изучала работу котельной, — рассказывает директор предприятия Николай Ломакин. — С помощью современного оборудования были измерены потери тепла в каждой точке трубопровода. Специалисты-инженеры изучили нашу техническую документацию и выдали развернутый анализ наших перспективных возможностей и рекомендации. Следуя им, предприятие всего за несколько лет смогло увеличить экономическое и экологическое КПД в несколько раз.
Конечно, сотрудники предприятия и до этого были прекрасно осведомлены о проблемных местах Теплодарской ТЭЦ. Но благодаря специалистам проекта «ЭкоЛинкс» эти знания из плоскости теоретической переросли в плоскость практических решений. Одно из таких заключений касалось перевода котельной с мазута на природный газ. Элементарные расчеты доказывали, что стоимость мазута в два с половиной раза превышает стоимость газа. Для жителей города, в котором каждый второй в то время был безработным, платить двойную цену за тепло было нереально. Котельная простаивала без топлива, поскольку купить его было не за что. Проведенный анализ помог нам обосновать необходимость срочных инвестиций в газификацию котельной. В результате проект получил одобрение в областной администрации, были выделены средства. К декабрю 2000 года два котла котельной были переведены на газ».
Еще одна проблема, которую подвергли анализу специалисты проекта «ЭкоЛинкс» — это решение экологических вопросов. Теплодар входит в курортную зону. И, как утверждают экологи, здесь действуют очень жесткие нормативы загрязнения воздуха. Кроме того, город находится в кольце овощеводческих хозяйств Беляевского района, и их продукция используется для изготовления детского питания, соков. Вопрос об экологической безопасности этих земель долго обсуждался в областном совете еще во времена проектирования станции. «По проекту, составленному инженерами программы «ЭкоЛинкс», — говорит Николай Ломакин, — реконструкция ТЭЦ и перевод котельной на газ включали в себя строительство 120 метровой дымовой трубы. Взамен старой, 40-метровой, — поскольку чем выше труба, тем больше площадь рассеивания вредных выбросов и меньше их концентрация. Труба была построена, но не до конца. Нам не хватило совсем незначительной суммы для ее завершения и запуска».
Недостаток средств для финансирования жизненно важных проектов является сегодня общей проблемой малых городов Украины. И Теплодар здесь не исключение. Часть предложений и пожеланий, высказанных зарубежными специалистами, в городе так и не смогли реализовать. Не хватило ресурсов. Для замены теплоизоляции труб в сети тепломагистрали на новую современную необходимо 2 миллиона гривен. Для полного завершения процесса газификации котельной, перевода на газ оставшихся двух котлов — чуть больше 1 миллиона гривен. Для окончания строительства высотной дымовой трубы — 850 тысяч гривен. «Для достижения конечной цели необходимы инвестиции — 1,4 млн. долларов США, — говорится в заключении экспертной комиссии программы «ЭкоЛинкс». — Период окупаемости — от 1 до 5 лет. За исключением новой системы горячего водоснабжения, для которой этот период равняется 12 годам». В том же документе говорится, что в случае полного выполнения всех рекомендуемых мероприятий «сократятся затраты на выработку и доставку теплоэнергии, а также на производство и техническое обслуживание».
БЕЗВОДНАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО АККЕРМАНА
В отличие от совсем юного Теплодара, город Белгород-Днестровский имеет многовековую историю. Она насчитывает более 2,5 тысячи лет. Но проблемы у двух этих городов вполне идентичные.
Старинный Белгород-Днестровский расположен на берегу одноименного лимана, по соседству с лучшими курортами Одесской области — Затока и Сергеевка. Еще до нашей эры, во времена греков и римлян, город именовался Тирой и был процветающей торговой колонией. Этому способствовало его уникальное месторасположение. Заложенный в точке пересечения трех миров: варварского-фракийского, скифского и греческого, он никогда не пустовал и не был разрушен. В период новой истории город вошел уже под турецким именем Аккерман, что означает «Белый город». Жители до сих пор предпочитают это старинное название неблагозвучному, по их мнению, Белгород-Днестровску.
Однако то, что оказалось не под силу за две тысячи лет сделать полчищам варваров, удалось за каких-то десять лет плеяде бесхозяйственных руководителей. Их усилиями зеленый красавец Аккерман был фактически разрушен. Остановилось производство, замерла работа в порту, пришло в упадок жилищное хозяйство. С 1990 года 52 тысячи жителей Белгород-Днестровска были вынуждены забыть о существовании горячей воды в кранах. С 1994 года — о существовании центрального отопления. Город так и остался не газифицирован, а на дорогой мазут денег хронически не хватало.
Но и это, по словам жителей города, можно было бы пережить, если бы не другая, более глобальная проблема, — отсутствие воды. Несмотря на то, что Белгород-Днестровский расположен в непосредственной близости от реки Днестр, система трубопровода построена таким образом, что он оказывается последним в очереди получателей воды. После Одессы, Ильичевска, Затоки и еще пары десятков мелких поселков воды в трубе почти не остается. Вот уже десять лет живительная влага появляется в домах местных жителей по графику: два часа утром, два часа днем и два — вечером. При этом несет в себе целый набор весьма неполезных бактерий, солей, металлов и запах сероводорода. И если в других вопросах жизнедеятельности города в последние годы наметилась тенденция на улучшение — оживились предприятия, началось строительство газопровода, решается вопрос отопления, то проблема городского водоканала так и остается нерешенной. Помочь Аккерману сдвинуть вопрос с мертвой точки взялись специалисты проекта «ЭкоЛинкс».
— Проект «ЭкоЛинкс» начал реализовываться на нашем предприятии с февраля 2002 года, — рассказывает директор Белгород- Днестровского водоканала Александр Дукач. — Изучив хозяйство, специалисты программы «ЭкоЛинкс» выдали нам заключение, которое схематически можно разделить на три составляющие: новая экономическая система водоснабжения, проект улучшения качества очистки сточных вод и предложения по внедрению энергосберегающих технологий. Скажу сразу, что чешские инженеры нам фактически открыли глаза на городское водоснабжение. Они выяснили, что его система изначально была запроектирована неправильно, с большими энергозатратами. И предложили построить на базе одного из резервуаров новый комплекс с насосной станцией, с учетом всех современных энергосберегающих технологий. Разработали технико-экономическое обоснование этого объекта. К сожалению, для реализации этого проекта нам не хватает самой малости — денег. Но если они появятся, мы уже точно знаем, куда и как их вкладывать.
Специалисты «ЭкоЛинкс» также предложили строительство новой ветки водоканала, которая соединила бы Белгород-Днестровский напрямую с рекой Днестр, а так же новой станции очистки. Интересно, что еще в советские времена советскими инженерами был предложен точно такой же проект и даже начато строительство. Недостроенная станция очистки до сих пор гниет возле Измаильской трассы. Чехи об этом ничего не знали, но пришли к такому же выводу, просто руководствуясь принципом экономической целесообразности.
Еще одна больная проблема города, подвергшаяся подробному анализу специалистов проекта «ЭкоЛинкс», — водоотведение, или канализация. «В отличие от молодых городов, нашим инженерным сетям уже больше 30 лет, — говорит мэр Белгород- Днестровска Николай Чербаджи. — И практически все они в аварийном состоянии. Беда в том, что по прихоти советских строителей трубы коллектора у нас «залегают» на глубине 6 метров. Попробуйте их оттуда достать. Часть труб водопровода просто давно сгнила в земле. О каком качестве воды можно при этом говорить?» Два года назад Белгород- Днестровск «прогремел» на всю Украину, когда два городские коллектора вышли из строя и 1,5 тысячи кубов пахучих канализационных стоков ежедневно заливали городские улицы и попадали в Белгород-Днестровский лиман.
Отсутствие воды и проблемы с канализацией являются серьезным недостатком любого населенного пункта. Но для города, претендующего на статус курортного, на привлечение большого потока туристов, — это факторы основополагающие.
— Белгород-Днестровский — это ворота Бессарабии, — рассказывает мэр города Николай Чербаджи. — Летом сюда стекается огромный поток туристов, и мы делаем все, чтобы они задержались в городе подольше. Нам есть что показать. Не хватает только того, что сегодня называется «раскруткой», ну и, конечно, средств для создания достойных условий для отдыха.
Выпуск газеты №:
№224, (2003)Section
Общество