Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Военные истории

Украинские ученые рассказали чешским коллегам о жизни в оккупированных рашистами городах
24 марта, 12:13
ФОТО REUTERS

Чем больше мир знает о событиях в Украине, тем больше шансов, что не окажемся без внимания международного сообщества. Война России против нашего государства длится почти месяц. За эти дни некоторые регионы испытали столько горя, разрушений, человеческих страданий, что не хватит слов, чтобы передать то, что пережили очевидцы. Но наши граждане пытаются рассказывать и об увиденном, и о пережитом, и об услышанном от друзей или родственников, чтобы тема войны в Украине была полностью понятна и правильно представлена мировому сообществу.

На прошлой неделе в Университете Палацкого в чешском городе Оломоуца состоялся круглый стол «Война из первых уст». Его инициатором стал профессор Томаш Опатрный. Об организации круглого стола рассказала в Facebook ученая Юлия Красиленко, работающая в настоящее время в Чехии. Эта встреча стала площадкой для обсуждения ситуации в Украине, а также описанием той помощи, которую организовали чехи и украинцы в Чехии для нашего народа.

«По инициативе прекрасного человека и великого друга Украины профессора Томаша Опатрного круглый стол объединил оставшихся на родной земле украинцев с теми, что давно или недавно приехали в Оломоуц, - подытожила ход мероприятия Юлия Красиленко. – Многие чешские активисты предложили свою помощь, в частности Radek Kubíček, который собирает средства на аптечки для неотложной помощи IFAC, которые можно было бы передать, в частности, Госпітальєри Госпитальеры Hospitallers и Jana Petřivalská Vaculová, помогающая украинским матерям и детям в семейном центре «Олива». Kolja Abramov сделал подробную презентацию о волонтерской сети Оломоуца. Именно он и семья Степановых Olga Stepanova и Sergey Stepanovсобирали вещи у себя дома и отвозили их к границе. Мои смелые подруги Polina Zabizhko и Atamas Natalia, а также Ganna Gerasymchuk кратко рассказали свои «дорожные» истории… Напоследок я могла сказать все, что думаю о «deep concern формата 2014» относительно аннексии Крыма, и вскользь рассказать о нашей с Olha Politylo Flora Taurica», в которую, я верю, мы вернемся...».

ХЕРСОНСКОЕ ЕДИНСТВО

Часть рассказов наших ученых чешской общественности слушал и «День». Доктор биологических наук, профессор из Херсона Иван Мойсиенко неоднократно приобщался к комментированию острых экологических тем в «Дне». Сейчас он описывает в Facebook, что происходит в его родном Херсоне, где ученый остается и сегодня. В частности, рассказывает о ежедневных митингах херсонцев, доказывающих, что город не отдадут оккупантам. «Как всегда протестный митинг стартовал в 12:00. Протест проходил на фоне постоянных громких взрывов за городом, - описывал ученый в соцсети. – Понятно было, что это наши обстреливают орков в окрестности Херсона, так что взрывы не пугали, а наоборот – бодрили. Очень порадовало появление трубача, вживую исполнившего гимн. Музыка звучала настолько звонко и чисто, что пришлось исполнять гимн на бис. Креативные протестующие соорудили гроб с изображением путлера и провели импровизированные похороны этого урода…».

К чешским коллегам Иван Мойсиенко обратился со словами благодарности за приглашение к встрече и за поддержку граждан Чехии. Он сравнил, что ситуация в Херсоне, в отличие от других городов, еще более или менее спокойная. Да, в городе есть оккупанты, которые преследуют и похищают активистов, журналистов и просто тех, кто способен им сопротивляться. Пока в городе нет таких разрушений, как на Востоке или на северных окраинах Киева. «Но из-за того, что в городе очень много российских солдат это тоже опасно для горожан. Они чувствуют себя здесь спасателями. Приходят с обысками в дома херсонцев, заходят в различные здания и помещения. Это почти немыслимо для туристического города. Но люди в Херсоне проявляют единство, помогают друг другу», – рассказывал Иван Мойсиенко. Также он добавил, что среди его коллег-ученых большинство решило остаться в Херсоне. Кто-то смог выехать из города, в частности и в другие города Европы.

ПОЛУРАЗРУШЕННЫЙ ХАРЬКОВ

Евгений Киося, преподаватель Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, ведет дневник жизни в осаде на страницах FB. Из последних записей: «В некоторые районы города воду стали давать по расписанию. Ну, это не так уж плохо. Расписание дает предсказуемость, что позволяет почувствовать контроль над ситуацией. Впрочем, у меня вода пока течет без расписания – очень слабо, но постоянно. Выступил онлайн перед собранием в чешском университете, где обсуждали ситуацию в Украине и пути помощи. Продолжаю учить для таких выступлений английские слова (ну там – фанера, системы залпового огня, бомбоубежище – такие)… Уже сейчас коммуникации некоторых районов повреждены так, что, по словам руководителей города, «их можно будет починить только после прекращения боевых действий», то есть непонятно когда. И дальше будет только больше такого. К тому же население постепенно убегает, больше и больше домов заброшены – а что у нас бывает с заброшенными домами, хорошо известно. Северная Салтовка с нынешней динамикой скоро будет уничтожена просто физически, а если она и выстоит, ее, скорее всего, все равно придется сносить. В далекой перспективе все это действительно дает шанс на улучшение. Например, у города, наконец, будет стимул переходить от громоздкой и неэффективной системы центрального отопления к локальным котельным, а вместо морально устаревших «хрущевок» и «брежневок» могут появиться какие-то современные кварталы. Но это все – когда-нибудь, в неопределенном будущем, и то – при определенных электоральных условиях. А жить в полуразрушенном городе нам точно придется достаточно долго».

Присутствующим во время онлайн-встречи Евгений Киося рассказывал, что с началом войны многие его студенты уехали в Польшу. Преподаватель пока остается в Харькове. «Сейчас ситуация в городе в целом сложная, отмечал он. – Это очень большой город. Здесь жило до войны два миллиона человек. Сейчас многие здания в городе разрушены, включая и здание нашего университета. Многие дома повреждены, это не руины, но у них много выбитых окон. В целом в городе много выбитых окон. И у нас есть проблема, потому что ночью холодно, могут быть ночью минусовые температуры». Как уже упоминалось, ученый рассказал коллегам о ситуации в частном «Фельдман Экопарке», расположенном за городом. Здесь не хватает кормов, нет возможности их восстановить из-за постоянного обстрела. Даже покормить оставшихся животных – это тоже проблема. Несколько волонтеров уже погибли, попав под обстрелы.

«Что касается меня, то я живу в районе города, где все еще более-менее хорошо. У нас рядом супермаркет, вода, электроэнергия, интернет. Но многие жители города оказались гораздо худшей ситуации. Многие из них спускаются ночевать в метро. Я знаю людей, которые остаются там, - продолжал ученый. – Общая ситуация такова, что россияне не смогли захватить город, но проблемы создали и создают».

ИЗУВЕЧЕННЫЙ ИРПЕНЬ

Фактически дважды пережил оккупацию сотрудник Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена Григорий Попов. До 2014 года он работал и жил в Донецке. До последнего времени – в Ирпене. Но уехал оттуда с сыном, потому что 24 февраля город был оккупирован россиянами. «В первые дни местная администрация оказывала помощь с лекарствами и продуктами нашим соседям. Но на второй неделе войны коммуникации, интернет, газ, электроэнергия, вода стали недоступными. 8 марта мы выбрались из Ирпеня в Киев с рюкзаками и нашей собакой через лес. Сейчас мы в Белоцерковском районе, – описывал он свою историю. – Ситуация в Украине непростая. На мой взгляд, самая большая проблема в том, что Россия убивает, есть много террора в отношении наших людей, и это в центре Европы. Россия бомбит не только здания, но и реактор в Харькове, создает гуманитарные катастрофы в нашей стране. Много возникло проблемы с медицинскими услугами для гражданских. Мы нуждаемся в помощи и поддержке от ЕС – любой».

Судя по реакции в зале, чехи готовы поддерживать украинцев. Каждый – по мере своих возможностей. Это очень важно. Ведь часто именно общественность влияет на мнение своей власти, на ее более активную и решительную позицию относительно поддержки Украины или наложения санкций на Россию. Только вместе можем обуздать Путина – тирана ХХІ века.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать