«Волчий билет» или путевка в жизнь?
Стоит ли доверять IQ-тестам
Разумеется, на этот счет существуют и объективные, подтвержденные психологами исследования. Как рассказывает заведующий кафедрой медицинской психологии и психодиагностики КНУ им. Шевченко доктор психологических наук Леонид Бурлачук, в среднем в 50% случаях интеллектуальные способности сопряжены с наследственностью — одинаковые гены дают высокое сходство по интеллекту. Правда, известно и то, что, попав в «благоприятную» среду, потомки тех, у кого коэффициент IQ был невысок, могут его значительно улучшить. С другой стороны, по словам Л. Бурлачука, образование родителей и их профессиональный статус все же остаются одним из самых прогностических факторов, объяснимых формальной логикой. Книжно-словарная насыщенность квартиры, доступ к источникам информации, образование родителей и доход семьи сказываются в первую очередь на интеллекте ребенка. А поскольку минерально-витаминная насыщенность рациона существенно увеличивает показатель IQ по тестам, то фактор тугости кошелька зачастую оказывается определяющим. Ведь, как говорят врачи, у детей, получающих до трех лет недостаточно витаминизированную пищу, больше шансов стать умственно отсталыми. В то же время, исследования американских ученых показали, что при устранении из рациона питания синтетических красителей и вкусовых добавок показатель невербального интеллекта у испытуемых по тестам на IQ существенно увеличивался.
Правда, сейчас психологи все больше стали сомневаться в том, что существующие тесты интеллекта на самом деле в силах определить его уровень. Они считают, что в «их компетенции» — скорее определить скорость выполнения простых мыслительных операций. И, скажем, умение найти фигуру, «похожую» на несколько других, или расшифровать числовой ряд может указывать лишь на наличие математических способностей, но отнюдь не прогнозировать успех или неуспех в жизни. Кстати, это подтверждает и статистика: число тех, кто по тестам имел большой показатель IQ и достиг вершин, очень невелико. В свое время в США было отобрано 1500 учащихся с результатами «выше среднего» по тестам на IQ. Спустя 40 лет они же были «обследованы» с точки зрения профессиональных достижений, и оказалось, что 60% из них закончили университет, 14% мужчин и 4% женщин имели научные звания и зарплату выше среднего. Но в то же время никто из них так и не стал в своей области выдающимся, а кроме того, не было среди них и творческих личностей. Зато 30% учеников, отчисленных из школы за неуспеваемость, оказались впоследствии одаренными и даже сверходаренными.
Именно поэтому отечественные педагоги не спешат проводить в школах селекцию по показателям тестов. Тем более, что в США, где в муниципальных школах это стало настоящей религией, побочные эффекты «ай-кьюизации» все же были — распределение «по кастам» оказалось губительным. Тем, кому изначально не посчастливилось попасть в разумные и перспективные, за редким исключением, не удавалось это и потом. Но только потому, что учебный план для них был уже упрощенным, а педагоги не считали нужным «продвигать» таких учеников. По сути, говорит главный редактор журнала «Одаренный ребенок» психолог Елена Кульчицкая, это ставило крест на успехе ребенка и формировало целый ряд ненужных комплексов. Таким образом, педагоги, основываясь на своих часто ошибочных суждениях, давали волчий билет или путевку в жизнь. «Понятие «одаренность» подразумевает далеко не один интеллектуальный фактор, в первую очередь, — это наличие творческого потенциала, который тестами интеллекта уж никак не выявляется», — говорит Е. Кульчицкая. Примеров из жизни тому достаточно. Например, известно, что Чарльза Дарвина учителя считали, мягко скажем, посредственным учеником и предрекали незавидное будущее. Не проявляли особенных способностей в школе и Чехов, и Булгаков, и Лобачевский. Тем не менее, это не помешало им «записаться» в историю.
Аналогичная ситуация возникает и при так называемом профотборе. Психологам известно, что те, кто при кастинге демонстрирует зашкаливающие интеллектуальные способности, в результате оказываются способными решить лишь стандартные задачи. А при необходимости творческого подхода действуют по шаблону, в отличие от менее «способных» сотрудников. Яркий пример грамотного отношения к «раскопке» талантливых и одаренных, по мнению кандидата психологических наук, главного редактора журнала «Практическая психология и социальная работа» Александра Губенко, — Япония. Там, помимо создания государственных программ по выявлению одаренных детей, в учебных заведениях ввели даже социальные стимулы для развития интеллектуальных и творческих способностей. Один из них — обязательная рационализация своего труда каждым сотрудником, благодаря чему, считает А. Губенко, и находятся внутренние ресурсы развития экономики, культивируется интеллект.
Как выяснилось, подобные попытки были и в Украине. В 1995 году программу развития одаренности написали, но в этом же году ее и не стало, так как конкретных задач не обнаружили, а, условно говоря, заниматься поиском талантов вызвались лишь психологи-энтузиасты. Теперь же сами педагоги признаются, что ярко выраженная одаренность у ребенка практически зачисляет его в группу риска, а его способности выбивает из колеи педагогов. Индивидуализация программы под силу лишь увлеченному и высококвалифицированному учителю, перепрыгивание через класс — процедура весьма затрудненная, да и, с точки зрения педагогики, мало успешна, если в ней принимает участие один ребенок. Учитель младших классов Елена Демина признается, что быстрые, всезнающие и всеумеющие ученики ей в классе откровенно мешали: мол, гонишься за ними — не успевают остальные, а когда они сидят без дела, то шумят и отвлекают одноклассников. Однако психологи говорят, что в таком случае потенциал у детей имеет все шансы «залечь на дно». Ребенок считает, что не может заслужить одобрение и поддержку взрослых, и для него спокойнее решить математическую задачку одним способом, как того требует учитель, чем доказывать, что есть еще три, и к тому же удачнее. На психологических консультациях, рассказывает Е. Кульчицкая, такие дети говорят, что привыкли к непониманию со стороны сверстников и взрослых, и что им хотелось бы быть такими, как все, а не «белыми воронами».
Украинские педагоги в этом вопросе прибывают в растерянности. Не пожелавшая представиться учительница одной из киевских школ говорит, что в Украине у педагогов появляется неосознанный страх перед одаренными детьми, возникает вопрос: что с ними делать? По ее мнению, просто необходимы программы по педагогическому мониторингу одаренности, специально обученные под таких детей преподаватели, планы занятий с ними. Ведь школьные олимпиады — вещь полезная, но не касающаяся творческих способностей. А специализированные школы не всегда грамотно подходят к творческому развитию ребенка. В то же время потребность в целенаправленной работе с одаренными — как в плане творчества, так и интеллекта, — не вызывает сомнений.
К слову, в России недавно обнародовали ужасающую статистику: из пяти сверходаренных детей один заболевает тяжелой болезнью, другой заканчивает жизнь самоубийством, третий с годами теряет свою одаренность, четвертый уезжает за границу, и только пятому удается самореализоваться на родине.
Выпуск газеты №:
№99, (2003)Section
Общество