Волынские «кринички»
В последние 10 лет возвращены к жизни свыше 70 заиленных источников, и к ним опять началось паломничествоНа Волыни испокон веков уважали это природное чудо, когда вода, которая пробивается сквозь толщу земли, несет сильную позитивную энергетику, а значит, оздоровляет и даже исцеляет. Источники у нас ласково называют «криничками», и около многих поселений их может быть и по несколько десятков. В последние 10 лет возвращено к жизни более 70 заиленных колодцев, и к ним опять началось паломничество.
СКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ — НЕИЗВЕСТНО
Самый известный на Волыни источник в Оконске. Это село около райцентра Маневичи, вблизи так называемой бетонки — дороги Киев — Варшава. Большинство просто не знает, что кроме этого, над дорогой, где всегда в любое время года стоит вереница машин и десятки людей с канистрами и бутылками, в окрестностях села есть еще, по крайней мере, десять источников. Оконская вода содержит серебро и магний, сохраняется — как освященная! — месяцами, и не поддается газированию, иначе бы здесь давно стоял заводик по наливанию воды в бутылки... Интересно, что специалисты проверяли ее на содержание радиации и утверждают: в воде ее не добавилось, а в почве после Чернобыля радиации значительно больше. В самом Оконске природные источники испокон веков называли «окнами» или «оками»: за чистую воду в неизмеренной никем глубине. От этого выводят и название села. В Оконске бурлят посредине небольшого озерца, образованного ключевой водой, два подземных потока. Ежесекундно они выбрасывают на поверхность по 200 (!) литров воды и в самом деле напоминают глаза...
Волынь известна как край озер, их, по неполным подсчетам, почти триста. Хотя широко известны и популярны несколько десятков, и за это — благодарность Богу, иначе бы любители отдыха в местах первобытной природы быстро бы с ней расправились. Количество же источников не знает никто, а мало какое село не имеет своего колодца...
В селе Билосток, около горы, которую здесь издавна называют «Синаем» (потому что стоит здесь очень древний храм), источник пробивается фонтанчиками просто через трещины в земле. Из-за того, что он проходит сквозь меловые залежи, вода... белая, но в стакане или бутылке она хрустально прозрачная. Билый сток, поэтому и село Билосток. Имя селу дала и река Череваха поблизости Маневич, она берет начало из 12 источников! Большим вниманием и массовым паломничеством из соседних областей отмечен источник в Будятичах, у Нововолынска. Старая легенда рассказывает, что пан не хотел, чтобы люди пили из него воду, потому что источник был на его земле. Взял и засыпал. И ослеп. Во сне ему явилась Божья Матерь, которая приказала источник расчистить. Сделал так — и прозрел. После в источнике увидели икону Божьей Матери. Ее никто не мог достать, пока не пришли с просьбой о лучшей судьбе две сиротки из соседнего села. Святой образ достали и он давно на почетном месте в будятичевском храме. Над источником же построили часовенку.
Есть источники, вода из которых исцеляет даже от... курения, есть такие, где она помогает «от всех болезней». Будятичевский, кроме болезней телесных, исцеляет и душу. Поэтому говорят, что главное в процессе употребления родниковой воды — это вера в ее силу и Божью милость.
Рекордсменом же среди волынских источников являются стобыховские. Ныне Стобыхва — это небольшое село в Камень-Каширском районе, в самом центре волынского Полесья. Когда-то оно имело магдебургское право и было местечком на всю округу. Ныне проживает здесь не больше 50 человек и глухомань такая, что под окнами домов свободно пробегают дикие кабаны из окружающих лесов. Это место интересной истории (в частности здесь снимали кино о Голодоморе в Украине, в котором сыграл и Богдан Ступка), удивительной красоты пейзажей, здесь растет дикий барбарис и каучуковое дерево (в округе его больше нет нигде). Представьте, как осенью это дерево меняет свою одежду: зеленые листики становятся ярко-красными, а на их фоне оранжевые плоды выглядят маленькими апельсинами. Но особенным эксклюзивом Стобыхвы стали источники, их 30. И несколько из них — не замерзают даже зимой, а ранней весной, когда еще вокруг лежит снег, около них расцветают цветы. Есть одно, умывшись в котором, люди реально улучшают зрение и вылечивают разные глазные болезни.
«Водоросли в этих источниках всегда зеленые, даже лютой зимой. Мы сюда гнали на водопой колхозный скот. Так как на фермах не было водопровода, а ведрами не наносишься», — рассказывает бывший фельдшер, коренная стобыховчанка Галина Ильинична Макарук, которая описала историю села в... стихах.
В Стобыхве вам и легенды расскажут, которые века пережили. О том, что в источниках живут... души потерчат, так на Волыни называют младенцев, которые умерли некрещеными...
«Одна женщина встретила их около криниц. Они плакали, что умерли некрещеными. Женщина сняла с себя платок, разорвала его пополам, одним концом махнула на девочку: «Ты будешь Евой». Другим — на мальчика: «А ты — Адамом». Дети засмеялись и прыгнули в криницы, а кто в какую — люди не помнят», — недаром благодаря таким преданиям глубокой древности краеведы и фольклористы считают Стобыхву своей «Меккой».
В последние десять лет на Волыни областное управление водного хозяйства расчистило, восстановило и облагородило около семи десятков источников. Водники видели уже не одну такую криницу, а сотни. Но стобыховские считают самыми красивыми и наиболее интересными.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ КРИНИЦ
Насколько серьезным является вмешательство в природу, показала давняя история со знаменитым источником в музее-усадьбе Косачив в Колодяжном. Еще с раннего детства я помню, как нас, школьников, возили сюда на экскурсию и особый восторг вызывал Лесин кадуб: старый пенек, из-под которого вытекал источник... Он помнил еще и саму Лесю, и всю ее семью. А в 1971 году его... засыпали щебнем и песком. Приближалась какая-то дата, и на месте старого дубового пенька решили установить его каменный муляж. Аж в Львове студенты и преподаватели одного вуза разработали проект, изготовили муляж... Но земля около источника — это не асфальт, поблизости всегда мокро. Поэтому и сделали «подушку» из щебня... И источник... исчез.
«Мы пробовали его оживить. Пробурили скважины, изучали, какие там напорные воды, — рассказывает Юрий Бахмачук, бывший начальник Волынского областного управления водного хозяйства. — Но все было напрасно. Природа не простила необдуманного вмешательства. А источник пробился в нескольких десятках метров от своего первоначального места».
Юрию Иосифовичу и принадлежит идея об очищении, облагораживании волынских источников. Говорит, что это чудо природы просто достойно большего уважения. Да и польза же для людей. Он сам, где бывает, всегда набирает в банки чистую ключевую водичку. Рассказывает и анекдот из жизни, когда заехал около Ковеля к источнику, который водники и расчищали. И увидел здесь огромную очередь с бидонами! Как оказалось, это местные «спиртовики» затоваривались кристальной водичкой, чтобы ею разводить спирт. Ну, ему таки дали с кружечкой дойти и попить воды.
А в селе Качин Камень-Каширского района Бахмачуку показали деда, который ел блюда, приготовленные только на воде из местного колодца. Каким-то образом, попробовав суп, определял, не поленилась ли вдруг жена пойти к колодцу. Если ленилась, и набирала из «банального» колодца около хаты, то просто выливал суп свиньям.
Волынские водники, когда ими руководил Юрий Бахмачук, первыми в Украине начали восстанавливать старые источники. Впоследствии это начали делать их коллеги и в других регионах, но Волынь доныне делает это благородное дело, восстанавливая по 6 — 7 источников ежегодно. А это же нужна спецтехника, работа многих специалистов, определенные средства. Каждый источник обязательно освящает священник, рядом с ним сооружают скамейки, беседку... Не слышали, чтобы люди разрушали восстановленный источник. В беседках обычно пьют целебные воды, а не «огненную воду». И все же, и все же...
Десятилетиями в Стобыхве тешили себя надеждой, откуда-то же была у людей мысль о том, что «оживет источник — оживет село». Стобыхва стала жертвой военного полигона, который советская власть втиснула рядом с ним. Отбомбится сюда прилетали самолеты армий всех тогдашних социалистических стран Европы. Людей выселяли аж в Бессарабию, а они возвращались к родным домам и криницам около них.
«Как мы радовались, когда водники восстановили нам криницу на Панской горе! Женщины из сундуков достали старинные, еще прабабушкины костюмы: праздник же был в Стобыхве! Верили, что и село воскреснет, — вспоминает Галина Ильинична Макарук. — А в беседку зачастили пьяницы, осквернили они источник... А люди же ехали сюда отовсюду, промывали водами глаза».
Недавно побывала она около еще одного колодца на околице села, которого уже немногие и знают. С детства (а уже ей за 70) помнит старинный крест около него. Кого из старожилов не спрашивала еще когда-то, молодой, никто не дал ответа об истории его появления. В этот источник также бегали мыть глаза, потому что вода таки помогала. А еще, рассказывает, у одних людей не было детей, так мужу старые люди сказали, чтобы возил жене воду отсюда. И надежда их по вере сбылась же! Вероятно, что поставили здесь крест как благодарность за исцеление. И всегда на кресте были завязаны или рушник, или лента.
«Источник кустарником зарос, а крест стоит и новая лента на нем завязана, — удивляется женщина. — Какая-то Божья душа это делает, может, семья дала обет за исцеление: молчать за чудо, сделанное водами из колодца, но ценить источник...».
Выпуск газеты №:
№140, (2015)Section
Общество