Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вопрос «Дня»

Назовите несколько причин любви или ненависти к украинским богатым и украинским бедным
26 октября, 00:00

Эдуард ЗАНЮК, директор Независимого телевизионного агентства (г. Львов):

— Богатство всегда ассоциируется с нетрудовыми доходами. И, наверное, у людей есть некоторые основания роптать на несправедливость быстрого богатства. Я не знаю ни одного государства, где бы не было недовольства богатством какой-то определенной прослойки общества. Те же американцы разбогатели в свое время по-разному, и очень часто способами, которые базируются далеко не на христианских ценностях. Частично я понимаю природу такого богатства. С другой стороны, когда некоторые люди пытаются как-то реализовать себя на протяжении этих последних десяти лет (часто обходя налоги, используя свой деловой талант и накапливая капитал), то к ним также нужно отнестись с пониманием — как к людям, которые смогли-таки «состояться» как богатые люди.

Это вопрос довольно неоднозначный и индивидуальный, поэтому нельзя впадать в крайности — или любить, или ненавидеть. Если углубиться, скажем, в природу меценатских «порывов», то она очень часто объясняется какими-то грехами относительно происхождения этих капиталов. И эти люди откровенно об этом говорят: «Да, я не очень честно заработал свои деньги, но сегодня я искупаю свои грехи».

Я считаю, что человека следует воспринимать таким, каков он есть. Несправедливо ненавидеть кого-то за то, что он богатый. Способы накопления богатства, если они являются грубыми, не должны приниматься нормальными людьми. Надо быть толерантными, что-то понимать.

Что касается бедных. Если человек не хочет работать или просто не может — по тем или иным причинам — то, конечно, больно на это смотреть и чисто по-человечески его жалко. Все мы в какой-то мере виновны, что этот человек находится в таком положении. Если я не заплатил гривню налога — значит, я украл ее у бедной семьи. Хотя никто и никогда не скажет вам, что он вполне доволен налогами. Поэтому все равно должны существовать «правила игры», которые должны быть максимально совершенны в обществе.

Иван ГРАБАРЬ, первый проректор Житомирского инженерно- технологического института:

— Начну с богатых. Если богатство заработано средствами, которые находятся в этических границах, без нарушения действующего законодательства, не принося вреда окружающим людям, то я в богатстве не вижу ничего плохого. Богатство позволяет человеку быть независимым в своих взглядах, свободным, быть щедрым, делиться с окружающими.

Бедность. Говорят, бедность не порок, но, с моей точки зрения, это большая беда. Бедный человек все время думает о куске хлеба, он не может быть свободным, не может строить демократического государства. Говорят, что Григорий Сковорода был бедным человеком. Но он был философом. Здесь я хочу процитировать еще одного философа, Сократа, который когда-то говорил, что, если ты вступишь в брак и тебе попадется хорошая жена, то ты будешь счастливым, а если плохая — то станешь философом. Насколько я знаю, Григорий Сковорода был человеком холостым, и он мог себе позволить абсолютный минимум достатка. Сегодняшний уровень цивилизации должен ориентировать людей на богатство. Конечно, я не имею в виду людей, богатство которых находится на уровне, скажем, Била Гейтса, а тот нормальный средний класс, который в тех же Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии является основой, составляет где-то около 80% населения. Такие люди могут позволить себе хотя бы раз или два раза в год отдыхать на Багамских островах, купить себе нормальный автомобиль, не тот лом, который достается сейчас украинцу, и иметь на столе более или менее нормальную еду.

Владимир КИРИЧАНСКИЙ, ответственный секретарь Житомирской областной организации Национального союза журналистов Украины, Заслуженный журналист Украины, председатель благотворительного фонда «Заложники Чернобыля»:

— Я не делю людей на богатых и бедных. Если богатый человек стал богатым за счет того, что он этого достиг своими силами, умом, трудолюбием, то я только рад — чем больше будет таких богатых, тем будет более крепким государство. Если бедный обеднел потому, что он не работает, так как не хочет работать, поскольку привык где-то считаться на работе, как это было раньше, но зарплата ему шла, то у меня к таким людям сожаления нет. Если человек беден потому, что у него нет работы, а он может работать, имеет профессию, мог бы очень много для государства сделать, то это у меня вызывает негативные эмоции. И, как все у нас говорят, стать богатым в Украине честным путем очень трудно. Ибо если кто-то работает на своей ферме или открыл другое собственное дело, то сразу начинается: его душит налоговая; чтобы получить разрешение, надо выходить по кабинетам чиновников, собрать бумаги. То есть у нас нет такого четкого закона, чтобы дать людям и самим жить и зарабатывать, и делать богатым государство, поскольку каждое богатое государство базируется на среднем классе, а у нас его, к сожалению, нет. У нас где-то несколько десятых процента — это богатые люди, а остальные, в том числе и моя семья, живут за официальной чертой бедности. Вот это мне не нравится, и это меня удивляет. А вообще, по моему мнению, должны быть нормальные законы, которые бы регулировали пути обогащения: если у тебя есть желание богатеть, так не за счет того, что ты украл эту алюминиевую или медную проволоку и продал, и стал от этого богатым, а за счет своего ума и своих усилий, тогда это хорошо.

Относительно любви и ненависти. У меня нет ненависти к людям. Если я знаю, что человек заработал значительные средства честно, то пусть он будет еще более богатым. Я могу не любить человека или не уважать его, если вижу, что это высокомерный человек. И для меня даже не имеет значения, беден он или богат, и какую должность занимает.

Отец Богдан БОЙКО, Митрофорный протоиерей, настоятель Церкви Святого архистратига Божьего Михаила Украинской православной церкви Киевского патриархата, лауреат республиканской премии имени Ивана Огиенко:

— В первую очередь следует сказать, что я священник и должен говорить как священник. Любовь — основа всей нашей жизни, это — первое. И нет власти не от Бога, это — второе. И народ, который есть у нас в Украине, он стоит той власти, какая есть. Тем более, он сам ее выбирал. Это вопрос поднимается только потому, что много у нас сейчас бедных, которые ропщут на богатых. Но если государство богато и есть достаточно богатых, то нет и бедных. Почему? Потому что они много помогают бедным. И есть государства, где вообще бедных нет. Например, Дания и другие европейские государства. Там есть высокий и низкий уровень жизни, но у того, кто имеет низкий уровень, достаток выше, может, даже, чем у кое-кого из наших богатых. Хотя у нас есть супербогатые.

Ненавидеть? Ненависть порождает новое зло. А это новое зло снова порождает зло, и тогда все разрушается. В таком случае у нас ничего хорошего не будет. Должны быть те, кто имеет больше, и те, кто имеет меньше. Но у нас совсем другая ситуация: очень много украли у людей, и сейчас воруют, обворовывают их. И это совсем другой взгляд на вопрос. Говорят, что нет денег. А куда же делись те деньги — были и нет? Это абсурд. Просто их украли. Так надо и сказать об этом.

Наталка БОРИСЮК, руководитель пресс-службы главы Черкасской облгосадминистрации:

— По своему характеру я не могу ненавидеть людей, бедняки они или богачи. Каждый человек, прежде всего, привлекает тем, насколько он интересен, эрудирован и неординарен. Иногда, встретив на улице нищего, чуствуешь себя неудобно, когда нечем ему помочь. Иногда видешь, что на нищенскую стезю человек встал из-за пьянки, алкоголизма, и тогда это отталкивает. Больно, когда милостыню просят дети, в особенности зимой. Жалко инвалидов, которым тяжело прожить на мизерную пенсию. Признаю, что и любить бедняков трудно, ибо у каждого из нас хватает своих проблем, но надо помнить, что от «тюрьмы и сумы не надо зарекаться». Богатые существуют независимо от нашей любви или ненависти. Им тоже трудно, так как нельзя быть абсолютно счастливым, ведь вокруг бедная страна. Вместе с тем, богачу никогда не съесть семь обедов, не одеть три рубашки. Еще и бояться приходится, находясь под постоянным надзором криминалитета. А счастье, любовь и за большие деньги не купишь. Впрочем, как и искренние человеческие отношения. Когда бедные станут лучше жить, то и богатым будет спокойнее дышать.

Если же говорить кратко, за что мы любим бедных, — так это жалость, убогость, постоянное мыканье. Ненавидим их за то, что отпугивает их внешность, дерзкое приставание с просьбами, а еще за то, что такие категории являются распространителями инфекционных болезней, в том числе туберкулеза. Любим богатых за меценатство, интеллект, воспитанность и вежливость. Ненавидим их «крутизну» без интеллекта, мещанство и толстопузость.

Петр РУДЬ, председатель правления открытого акционерного общества «Житомирский маслозавод» (торговая марка «Рудь»). Предприятие — лауреат областной премии «Золоте гроно хмелю» в номинации «За успехи на внешних рынках»:

— Чтобы не быть бедным, нужно много работать. Тот, у кого есть желание работать, ищет новых путей, тот будет богатым и при нынешней налоговой системе.

Сергей МИРОШНИКОВ, генеральный директор ООО «Торговый дом «Мириса» (предприятие — лауреат областной премии «Золоте гроно хмелю» в номинации «За успехи на внутреннем рынке»):

— В Библии сказано, что всех нужно любить — и богатых, и бедных. У нас есть бедные клиенты, которых, хотя они и дают нам меньше дохода, мы также любим.

Леонид МИХАЙЛОВ, фермер, земли в Черняховском районе Житомирской области, лауреат 5-й общенациональной программы «Человек года-2000» в номинации «Фермер года»:

— Я плохо отношусь к украинским бедным, потому, что, во-первых, от них постоянно веет плохим настроением, пессимистическим отношением к жизни; во-вторых, бедный аккуратно превращается в революционера или ночного вора, бедные с утра до вечера пьют водку, а ночью ходят, чтобы что-то украсть у меня, из моей фермы (я выращиваю картофель, держу больше 100 свиней); они бродят ночью вокруг фермы, собаки лают на них, и я вынужден охранять хозяйство с ружьем; а я не хочу участвовать в гражданской войне; не хочу спать на оружии; в-третьих, бедные постоянно канючат деньги, а если кто-то сдуру одолжит, то никогда не отдают, и становятся все более бедными, потому что не хотят работать, а больше никто ничего не дает, а еще с пьяных глаз делают по 10 детей и тем самым плодят себе подобных и, смешнее всего, в большей прогрессии, чем богатые.

А богатых я люблю, во-первых, за то, что они покупают мою качественную продукцию, не торгуясь; за то, что они тратят много денег; за то, что они по ночам спят (дома или с дорогими проститутками); и тогда мои собаки не лают; во-вторых, за то, что дают своим детям хорошее образование, и если у ребенка из богатой семьи фамилия не Ульянов, то неприятностей наподобие сотен погибших от революций (вспомните Россию, Китай, Кампучию и тому подобное) от него не будет. В-третьих, я у богатого всегда могу одолжить 100 долларов (США), если мне не будет хватать на «Мерседес-600», и если у меня хорошая репутация, он мне всегда даст, в отличие от бедного; и богатый знает, что завтра он придет ко мне, и я также ему одолжу.

Игор ЛИХОВОЙ, директор Национального Шевченковского заповедника в Каневе:

— Любить или ненавидеть человека за то, что он в имущественном плане беден или богат, у меня нет ни единой причины. Скорее, радусь, когда вижу, как люди богатеют от своего труда. И чувствую себя дискомфортно, когда общаюсь с бедными. А поскольку в нынешней Украине превалирует второе, а мои профессиональные интересы лежат в области национальной культуры, и круг общения формируют преимущественно мои коллеги, которым власть отвела последнюю ступень в табеле заработной платы, то вопрос паритета богатства и бедности считаю очень актуальным для всех граждан, без исключения. А вообще, я ввел бы в курс обучения современных украинских политиков и бизнесменов поэму «Гайдамаки» Тараса Шевченко ( в которой идет речь о незавидной судьбе панства во времена, когда кончается терпение народа. — Авт. ).

Мария ЗУБРИЦКАЯ, про ректор по учебной работе Львовского Национального университета имени Ивана Франко:

— Я считаю, что в нашем обществе не сформирована нормальная культура отношения к богатым людям, и отсюда — все последствия. Даже подсознательно, на стереотипном уровне (как отголосок еще советских времен), сохраняется мнение о том, что богатый человек — это почему-то нечистые деньги, это почему-то изъятия у других слоев общества. Когда в обществе существует такой большой разрыв между богатыми и бедными, где есть маленькая группка богатых людей и еще не сформировано среднее звено, то будет соответственно и неприятие, негативно-стереотипное восприятие этой группки, и здесь помочь нельзя. Это одна из форм агрессии в обществе. А агрессия в обществе возникает тогда, когда человек не имеет элементарных условий для выживания — питания, одежды, образования и т. д. Что человеку необходимо? Стабильность. Если пошатнулась стабильность как фундаментальная черта человеческого бытия, тогда разрушается все, возникает негативная рецепция.

Я не говорю, что я лично ненормально отношусь к этому явлению, но когда я читаю прессу или смотрю телевидение, то становится очевидным, что отношение действительно не является нормальным. Даже это понятие «новый» — стереотип «нового» — является очень негативным, очень гротескным. Ибо есть группка людей действительно делового класса, которые ценят время и деньги.

Все это, мне кажется, — болезнь «переходного периода». Вторая причина — огромный разрыв между достаточно богатыми и очень бедными. Это — социальная болезнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать