Воюют «белые воротнички»
Наряду с профессиональными военными страну от террористов освобождают водители, учителя, экономисты, священники, предприниматели ... «День» продолжает собирать истории этих Героев
«Никогда не думал, что Киев находится под Луганском», — улыбается Виктор Хоменко, который три месяца воевал в зоне АТО. В мае его мобилизовали — попал в 12-й батальон территориальной обороны «Киев». Сначала бойцам формирования обещали, что они будут охранять столицу, но после учений отправили на Луганщину. «Нужно, так нужно. Если не мы и не там будем останавливать врага, станет хуже всюду», — говорит Виктор Хоменко.
Отец и деды Виктора были военными, сам он стал экономистом, работал в банке. Боец объясняет: «Когда отец увольнялся из армии, ему ничем было нас кормить. Во времена независимости наши вооруженные силы развалились, поэтому не видел смысла становиться военным. После срочной службы понял, что не ошибся. Сложно выделить самые главные недостатки нашей армии, нужно это почувствовать. Например, глупые приказы».
Военная специальность Виктора Хоменко — связист, он должен был управлять радиорелейной станцией на базе грузовика «ЗИЛ». Однако на фронте занимался всем, кроме связи: стоял на блокпостах, транспортировал раненых и тому подобное. «Чтобы развернуть машину со станцией, мне нужно чистое пространство — хотя бы 200 метров от леса, желательно на возвышении. Это — позиция для самоубийц, потому по специальности не работал», — сознается Виктор. Для связи солдаты использовали рации, купленные волонтерами, некоторое оборудование выдали в штабе АТО.
Из опыта киевского экономиста, учиться воевать просто: вот тебе бронежилет, вот автомат, вот «ведро» на голову, и — вперед! В подразделении Виктора выдавали каски 1950-х годов, от которых мало пользы под артобстрелами. Друзья купили Виктору качественный кевларовый шлем, которым он делился с побратимами.
Боец подчеркивает, что на фронте есть и позитив, например, много интересных личностей в коллективе. Виктор Хоменко делится впечатлениями: «На срочной службе все «пацаны», мальчишки, а в зоне АТО люди, которые самоутвердились, знают, чего хотят, во многих семьи, дети. Профессии у всех разные — от водителя до директора предприятия. Никого не интересует, чем ты занимаешься в мирной жизни, главное, как делаешь то, что нужно на передовой».
Подразделение Виктора приютило целый зверинец бездомных кошек и собак. Бойцы подбирают животных, в том числе раненых, выхаживают их и подкармливают. Эти «четырехлапые побратимы» имеют соответствующие клички: Гильза, Дембель, Патрон, Фугас. На фронте есть и свои праздники, самый лучший — тихий спокойный день, без убитых и раненных.
В 12-ом батальоне территориальной обороны «Киев» было мало потерь. Вообще, по наблюдениям Виктора, много ребят погибает, потому что большие чины «сливают» информацию. Боец приводит пример: «Пересекались с ребятами из «Айдара». Вот они планируют операцию, проводят ее и счастливо возвращаются с минимальными потерями. Планируют другую операцию, согласовывают ее со штабом, и не успевают доехать до места назначения, как попадают в засаду». Кстати, Виктор Хоменко не видит никакой разницы между добровольческими батальонами и подразделениями Вооруженных сил Украины. Главное, чтобы товарищам можно было доверять.
Несколько недель мобилизованный мужчина находится в киевском госпитале, круглосуточно лежит на спине, потому что сломан позвонок. Лагерь военных, где находился Виктор, обстреляли из «Смерча» кассетными бомбами. Взрывной волной его отбросило в 5-метровую яму, он неудачно упал и травмировался. Боец считает себя счастливцем: операцию провели удачно, через несколько месяцев он должен выздороветь. «Товарищи принесли ноутбук, волонтеры — подставку для него. Кровать у меня с пультом, чтобы мог перекатиться на тележку. Но в настоящее время врач запрещает даже переворачиваться на бок. Почти две недели лежу на спине, это нестерпимо», — описал свой быт Виктор Хоменко.
Боец уверен, что на войне устаешь не так физически, как морально. Виктор рассказывает: «Хуже всего, когда знакомые спрашивают, зачем пошел воевать. И еще интересно смотреть, когда ребята в освобожденном две недели тому назад городе пьют пиво, показывают на тебя пальцем и смеются, потому что ты стоишь на 40-градусной жаре в бронежилете и с автоматом. Хотя, в основном, близкие поддерживают, да и на Донбассе живут разные люди, некоторые становятся добровольцами».
После войны, считает Виктор, солдатам понадобится психологическая реабилитация. Боец знает нескольких человек, в которых на фронте «поехала крыша», потому что накипело. «Они уже ненормальные, только дай убить какого-то сепаратиста, неважно, на передовой или в госпитале», — откровенно говорит боец. В дальнейшем люди привыкают к войне, перестают реагировать на автоматные очереди, и различают, чем обстреливает враг: мина свистит, «Смерч» шуршит. Зато мирная жизнь становится странной: когда Виктор приезжал из фронта в отпуск, просыпался ночью и спрашивал у жены, где бронежилет и оружие.
По убеждению военного, сложно понять, что происходит на Донбассе, если просто смотреть телевизор или слушать радио. «Наши масс-медиа любят показывать только красивые картинки, говорить о чем-то интересном, а о проблемах молчат. Никто не рассказывает, что ребята в окружении две недели не ели, воду из луж пили. Такая информация деморализует, и, в принципе, придерживать ее — правильно. Но информационную войну мы проиграли в самом начале. Кажется, Украина и не принимала в ней участия», — пожимает плечами Виктор. Боец подчеркивает: важно донести до украинцев, что на Донбассе уже давно не АТО, а непровозглашенная война.
Сам Виктор имеет кучу знакомых в Европе, которым рассказывает о ситуации в Украине. Он отмечает: «К сожалению, половине наших эмигрантов все это безразлично. Но некоторые, напротив, очень проникаются, объединяются за рубежом, чтобы помогать Украине. На прошлой неделе меня посетила эмигрантка из США, подарила магнитик с фото, где члены украинской диаспоры стоят около Белого дома с американскими и украинскими флагами. Также в Америке проводят фестивали, где собирают деньги в помощь нашим военным».
В настоящее время раненный боец не загадывает, чем займется в будущем, главное — встать на ноги. Виктор Хоменко рассуждает: «После Донбасса приоритеты изменились, больше ценю семью. У меня жена будет рожать в декабре, и моя основная цель — забрать первенца из роддома на своих двух».
Выпуск газеты №:
№183, (2014)Section
Общество