Возродить из руин
Каковы перспективы и риски новой программы Минкультуры и Офиса Президента по возрождению памятников?55 млрд гривен на 130 тысяч памятников за четыре года — это амбициозный план Министерства культуры и информационной политики для спасения культурного наследия. Ведомство начинает национальную программу «Большая стройка». Сейчас Министерство культуры формирует экспертный совет, который будет отбирать достопримечательности, требующие первоочередного восстановления. Как отмечал на брифинге глава ведомства Александр Ткаченко, в бюджет-2021 планируют включить около сотни объектов недвижимого наследия, на восстановление которых следует выделить 10-15 млрд грн. Реализацию программы утвердил президент Украины в указе по разработке и реализации мер по поддержке культуры и культурного наследия, развития креативных индустрий и туризма в рамках «Большого строительства».
Вместе с памятниками планируется возрождать все, что имеет отношение к культурному достоянию: библиотеки и клубы (станут центрами культурных услуг), туристическую инфраструктуру, чтобы гостям было где поесть и отдохнуть у памятной локации, народные промыслы, художественные школы, кинематограф и тому подобное.
По словам Ткаченко, речь идет не только о реставрации, а о наполнении новым содержанием музеев, замков, театров, дворцовых комплексов, чтобы культура не просто ожила, но и наполняла бюджеты местные и государственные, чтобы, наконец, заработала креативная экономика. И эксперты в ответ на планы Минкультуры советуют сначала возродить то, что приходило в упадок годами.
«СВЕТ И ТЕНЬ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА
УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ ЗАВИСИТ ОТ АКТИВНОСТИ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
Объекты культурного наследия действительно нуждаются в восстановлении и реставрации — это аксиома, ведь когда роскошные дворцы и замки, поместья и усадьбы известных украинцев не получают сейчас надлежащего ухода. Все сводилось к нехватке средств. Теперь государству нужно проявить максимальную щедрость и ответственность, чтобы воплотить задуманное в жизнь и поистине возродить из руин то, на что закрывали глаза чиновники разных уровней.
Маленькое отступление на примере дворца князей Сангушко в городе Изяслав. Этим летом он потерпел очередные потери — упала часть стены. Для спасения дворца местные активисты задействовали уже, кажется, все возможные механизмы: убирали территорию вокруг самостоятельно, писали обращения в местные органы власти, чтобы взяли памятник на баланс и выделили средства на его реставрацию. Долго чиновники разводили руками, кому же передать достопримечательность — району или области, то есть перекладывали ответственность за ее сохранность друг на друга.
В июле во дворец Сангушко наведалась очередная делегация — заместитель председателя Хмельницкой областной государственной администрации Оксана Ситницкая вместе с председателем Изяславской районной государственной администрации Иваном Федорчуком, председателем районного совета Сергеем Шлегелем и Изяславском городской головой Валентиной Корнийчук (об этом сообщает Фейсбук-группа «Изяслав есть») . Состав делегации впечатляет. Госслужащие осмотрели весь комплекс памятников архитектуры национального значения в Изяславе: дворец князей Сангушко, замок князей Заславских и кафедральный костел Иоанна Крестителя (Фарный костел).
И отчитались, что недавно в Хмельницкой ОГА начали работу по оформлению права собственности на памятник «Усадьба Сангушко» (об этом общественность просит несколько лет). Оксана Ситницкая в свою очередь посоветовала местной власти готовить необходимые документы на восстановление и реставрацию дворца. С готовой проектной документацией у памятника больше шансов попасть в национальную программу «Большая стройка». «Именно от слаженной и четкой работы всех будет зависеть, получат ли финансирование для выполнения работ по восстановлению и реконструкции эти исторические объекты из государственного бюджета», — отметила Ситницкая.
СНАЧАЛА АУДИТ, ПОТОМ — РЕСТАВРАЦИЯ
Фактически сейчас начнется соревнование местных органов власти, конечно, у кого такое желание есть, за место в программе «Большая стройка». Из 130 тысяч объектов недвижимого наследия 80% требует немедленной реставрации. Спасти все за год не получится. И не факт, что программа просуществует столько времени, сколько понадобится на восстановление абсолютно всех объектов. Получается, повезет тем, кто первыми вскочит в вагон?
«В целом это вроде бы правильные, ожидаемые действия. Однако сегодняшнее состояние развития культуры в стране такое, в частности относительно памятников культуры, что прежде всего нужно не эти программы реализовывать, а собрать команду, которая способна решить накопившиеся проблемы. Сегодняшняя кадровая ситуация в Министерстве культуры такова, что там нет людей, которые бы профессионально разбирались в задекларированных программах, наоборот — существует кадровый голод, — подчеркивает председатель Всеукраинской ассоциации музеев Сергей КРОЛЕВЕЦ. — За десять лет уничтожено все. Нет кадров, нет подготовки кадров в музеях, заповедниках, нет специалистов в сфере охраны памятников. А наглядно мы видим, что разрушаются объекты культурного наследия по всей Украине: от деревянных карпатских церквей в киевских домов, связанных с именами выдающихся людей, того же Сикорского. А еще застройка в охранной зоне Софии Киевской, Киево-Печерской Лавры, перестройка до неузнаваемости Нижней Лавры. Киево-Печерская Лавра включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И там действующий монастырь построил 21 здание, общей площадью более 20 тысяч квадратных метров, определенное количество которых было передано в пользование. Причем, подчеркиваю, владелец их неизвестен, эти объекты не сданы госкомиссии, они отсутствуют на балансе заповедника, отсутствуют в реестре собственности Фонда государственного имущества. То есть построена еще одна Нижняя Лавра. А Министерство культуры не видит этого».
Сергей Кролевец советует сначала провести мониторинг ситуации с охраной и сохранением памятников, решить проблемы в этом секторе, только после этого начинать программу восстановления. «Кроме этого, у нас нет механизмов контроля за средствами, — продолжает он. — Распределение является, как правило, индивидуальным, ручным. Выйдет министр, задекларирует, сколько куда средств будет направлено. Вот весь механизм. А если надо провести через какой-то совет... Кстати, никаких совещательных органов в министерстве нет, старые прекратили свое существование, потому что вышел срок, а новая еще не создана, потому что для ее создания и провозглашения нужна специальная процедура. По времени еще нет этого общественного совета, но если он будет, то он будет свой. У нас еще не создана и общественная модель, которая существует во всех нормальных цивилизованных странах. Многие страны, чей памятникоохранный опыт я изучал, придерживаются принципа, что министерство культуры не делит деньги и не назначает директоров. У нас это тоже задекларировано, но на самом деле делит лично министр и «карманный» общественный совет. В Литве это общественная структура, которая занимается охраной памятников. У нас же государственная памятникоохранная структура занимается охраной памятников по всей Украине. И сама себе выделяет деньги. И контролирует себя сама. Идея создания в клубах и библиотеках центров культурных услуг — в целом это хорошо, это можно делать. Но какой спрос на это? Кто будет заказчиками той культурной продукции, услуг? Люди? Каким образом? Кто услышал голос этих людей, кто его изучал? Похоже, что заказчиком будет Минкультуры... Кто заказывает эти услуги — Министерство культуры, потому что оно платит деньги. Опять же, деньги не должно делить Министерство культуры, это основной закон».
«ЗАБЫЛИ» ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ДОСТОЯНИИ
По мнению Сергея Павловича, министерство не с той стороны начинает. Реставрация памятников, хотя и крайне насущная необходимость, должна быть последним этапом последовательного процесса реформирования культурной сферы в целом. Сначала — реформа самого ведомства, дальше создание ключевых программ его деятельности. «На сегодняшний день можно делать только одно — консервацию зданий. Параллельно с этим создавать ту систему управления, те взаимосвязи в сфере Минкультуры, которые должны быть для проведения программы реформ. Реформа в культуре — это очень просто и быстро, но это очень неприятно для тех, кто взялся за управленческие рычаги, потому что нужно избавиться от них, отдать кому-то, не себе. Вот в чем проблема», — добавляет эксперт.
Историк, радиоведущий и общественный деятель Александр АЛФЕРОВ дополняет, что программа большого строительства почему-то «забыла» о еще одном пласте памятников — археологическом достоянии. «На сегодняшний день речь идет о том, что причисляют к программе объекты видимые, но есть невидимые объекты, включающие в себя поселения, отдельные виды жилья, начиная от каменного века и заканчивая эпохой Средневековья, — объясняет он. — Границы историко-культурных заповедников обходят археологические памятники просто по асфальтным дорогам. Это приводит к тому, что на сегодняшний день мы теряем последние элементы одного из крупнейших киевских городищ, так называемое Китаевское городище, то есть города, существовавшего тысячи лет назад: в частности, из-за того, что Министерство культуры не подписывает паспорта, которые были представлены более полутора года тому назад археологами и историками на то, что нужно расширить зоны до того, какими они были гораздо раньше, в советское время. На сегодняшний день Министерство культуры не реагирует никак на проблемы Китаевского городища. Как можно говорить о каком-то «строительстве», если в Киеве мы теряем памятник нескольких тысячелетий? И министр может ответить на вопрос, что в том числе он делает для Китаево, Самбурок, Болгарского, трех микрорайонов в Киеве, где сосредоточены памятники культуры, начиная от трипольского периода и до сегодняшнего дня? Это цельные комплексы, где жили люди во времена Триполья, скифов, Киевской Руси, Средневековья».
Министр апеллирует пока к тому, что все заведения, связанные с культурой, должны пройти путь трансформации. Для каждого типа объектов он разный. Но стоит ли ставить в один уровень проекты обновления сельских библиотек с реставрацией таких сооружений, как дворец Шуваловых или Корецкий замок, и еще включать все в одну программу? Все направления важны, лишь бы только в большой программе не потерялся ее смысл и цель — спасение памятников.
Выпуск газеты №:
№160, (2020)Section
Общество