Возрождение села... Кирилла Кожемяки
В пяти километрах от Киева археологи нашли поселение ХV века
История рассказывает нам о том, как жили князья и их жены, бояре и их челядь, епископ и его свита. Но нам мало известно о простых русичах — тех, кто готовил для знати пищу, строил жилье, шил одежду, ковал железо. Три года назад Северная экспедиция Института археологии НАН Украины взялась за это дело и не только изучила особенности быта крестьян, но и доказала, что древнерусское село имело высокий уровень материальной и духовной культуры, а сельское население ничем не уступало городскому. Такой ценный вывод сделали участники экспедиции на основе находок на территории древнерусского поселения, которое расположено на территории Ходосовского археологического комплекса недалеко от Киева.
ПО УСТАМ АРХЕОЛОГОВ ТЕКЛО, А В РОТ НЕ ПОПАЛО
Главной задачей Северной экспедиции стало воспроизведение особенностей быта и культуры древних русичей (это дает возможность реконструировать целое древнерусское поселение со всеми хозяйственными и жилыми сооружениями). И поскольку археологи — народ не голословный, то ценность любой находки они проверяют в процессе эксперимента. После того, как найденная вещь реконструирована или создана аналогичная, ее обязательно проверяют в действии. Если речь идет о строительстве жилья, значит возводят его средствами русичей, а не современной техникой. А лучший способ убедиться в том, что оно построено крепко и надежно — пожить в нем.
Именно эту цель преследуют археологи Северной экспедиции, изучая ходосовское поселение. Им уже удалось реконструировать и испытать в действии печи для обжига посуды, гончарные круги и борти для пчел. Кроме этого, они восстановили рецепт алкогольного напитка Древней Руси, о котором мы слышали из сказок: «По устам текло, а в рот не попало». Речь идет о знаменитой медовухе.
— Ведя раскопки на территории ходосовского поселения, мы натолкнулись на остатки глиняных горшков, — рассказывает начальник Северной экспедиции Игорь Готун. — И вдруг к нам пришла идея стать древнерусскими гончарами. Чтобы убедиться, что мы не худшие мастера, чем наши предки, мы привели в порядок гончарный круг второй половины II века. На нем вылепили несколько изделий из местной глины и примесей. Поскольку сама по себе глина жирная, то для прочности изделий мы прибавили окислители — песок и керамику. В одном из горшков мы даже сварили перловую кашу... Но только гончарством мы не ограничились. Члены экспедиции вылепили из глины и песка металлургический горн, который прикрепили к земле и вылепили сверху небольшое отверстие. В это цилиндрическое отверстие мы засыпали слой древесного угля, слой руды и примесей, таким образом образовалась тестообразная масса. Потом некоторое время раздували мехами горн, поддерживая в нем огонь. А со временем у нас уже был металлургический шлак, который после проковки стал железом. По нашим подсчетам, такой горн обеспечивал потребности небольшого поселения.
По словам археологов, им повезло воссоздать копии древнерусских бортей — праотцов современных ульев. Они похожи на цилиндр с вырезанным сбоку овальным окошечком, через которое поселялся рой и вставлялись рамки с сотами. Потом это окошечко закрывалось люком и пасечник не беспокоил пчел вплоть до конца медоносного сезона. Производительность таких ульев довольно значительная — несколько ведер меда за один сезон. Известно, что борти могли размещать на земле и на стволе деревьев. В таком случае нужно было защищать их от лесных сладкоежек — медведей. Поэтому наши пращуры прикрепляли к стволу дерева дубины с гвоздями. А что русичи делали с ценным продуктом — археологам тоже известно. На его основе изготовляли вкусную медовуху. Ее рецепт историки нашли в записях древних русичей. Оказывается, все очень просто — к меду с водой древнерусские селяне прибавляли шишки хмеля и изюм для брожения. Получался очень вкусный напиток, немного похожий на сухое вино.
ДРАГОЦЕННОСТИ ДЛЯ СЕЛЯНОК
Поселение вблизи Ходосовки охватывает всего сотню квадратных километров. Однако археологи уверяют, что ценных находок здесь нашли столько, что можно на их основе подготовить научную работу. Кстати, это может стать реальностью, ведь на раскопках работают студенты киевских вузов, которым в будущем надо получать научную степень. Итак, темы дипломных работ у них просто под ногами. Предметом описания может стать ряд вещей, которые указывают на грамотность селян. Прежде всего речь идет о глиняном кувшине середины V века с надписью «Боже, помози рабу своему М», а также кухонные ножи высокого качества и металлургические шлаки.
— Все это указывает на то, что наши предки были довольно просвещенными. Фактически они стали зачинателями современной металлургической деятельности, — продолжает Игорь Готун. — Кроме того, на исследуемом участке были найдены рыболовные грузила из свинца и керамики, которые являются бесспорным доказательством рыболовецких способностей русичей. А о том, что наши предшественники жили довольно хорошо, свидетельствуют десятки стеклянных браслетов, найденных на территории поселения. Как и сегодня, женщины Киевской Руси также хотели быть красивыми. Но стеклянные браслеты, которые являются признаком высокой материальной культуры, чаще могли позволить себе лишь горожанки. Однако удивляет не то, что мы нашли именно стеклянные браслеты, а их большое количество. Ведь лишь на территории одной древнерусской усадьбы мы нашли их более 50.
Откуда у древних селян средства на изысканные украшения — еще одна неразгаданная тайна. Ее разгадку усложняет найденная пружина цилиндрического замка — значит, русичам было что прятать от соседей и врагов, считают археологи. Кроме обломков жернова для размола зерна, они нашли кольчужные кольца, бронебойный наконечник стрелы, боевые ножи, гвозди, скобы на двери. Но более всего нас поразило серебряное кольцо и серебряный крестик, которые являются фактически элементами религиозной культуры. Значит, наши предки могли позволить себе немало вещей, что диктовалось не бытовой необходимостью, а духовными интересами. И сколько этих ценностей и утонченных предметов быта имели наши предки, пока дело не изучено.
ЗМИЕВЫ ВАЛЫ РУКОТВОРНЫЕ?
Что было вокруг ходосовского поселения сотни тысяч лет назад — точно неизвестно. Тем не менее археологи точно знают, что оно когда-то было частью большого скифского городища.
— Оно было своеобразным укрытием для людей от нападений врагов, — рассказывает господин Готун. — С одной стороны, городище охранялось неприступными болотами и лесами, а с другой — его полукругом окружали Змиевы валы. Откуда взялись в I тысячелетии до н.э. эти валы, протяженностью около одиннадцати километров и высотой два— три, а иногда и четыре метра, до сих пор остается загадкой.
Если верить легенде, то валы насыпал плугом Змей Горыныч, которого укротил Кирилл Кожемяка. Однако историки выдвигают другую версию. Они утверждают, что люди своими силами насыпали валы, чтобы позаботиться о безопасности своего поселка и всего государства. Насыпали их местным грунтом — суглинком. И для кочевников он стал большим препятствием. Поскольку их главная стратегия — это внезапность нападения, то построение этих валов полностью ее разрушало. Ведь пока враги штурмуют вал, стражи в это время объявляют тревогу и сообщают местным жителям об опасности. Таким образом, начинается неожиданная для врагов атака. На головы нападающих летят тяжелейшие камни, сыплются градом стрелы, и в конце концов враги отступают...
Кстати, по значимости Змиевы валы историки сравнивают с Великой китайской стеной: Владимир Великий тоже использовал Змиевы валы как рациональный способ укрепления (однако татаро-монгольское нашествие эти валы уже не могли остановить). В средние века люди не могли поверить в его рукотворность, поэтому и придумали легенду о Кожемяке...
Выпуск газеты №:
№143, (2007)Section
Общество