Перейти к основному содержанию

Вплотную к оккупанту

«День» побывал на административной границе с Крымом и узнал, как пограничники, таможенники и местные жители привыкают к новым условиям жизни
21 января, 11:25
НА «ЧОНГАРЕ» ЗАМЕТНО УМЕНЬШИЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА, ПОТОМУ СИТУАЦИЯ ВНЕШНЕ ВЫГЛЯДИТ СПОКОЙНОЙ. НО КОГДА В НЕСКОЛЬКИХ СОТНЯХ МЕТРОВ ВИСИТ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ, РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕЛЬЗЯ, ГОВОРЯТ НАШИ ПОГРАНИЧНИКИ

Весной прошлого года незаконные вооруженные формирования из числа бывших «беркутовцев» и местных бандитов выставили блокпост на границе Крыма и Херсонской области недалеко от села Чонгар. Именно эта дорога на полуостров была закрыта первой. Вскоре к преступникам присоединились российские военные и другие украинские милиционеры-изменники. В нескольких километрах от блокпоста (уже за селом Чонгар) расположились и украинские солдаты.

Так продолжалось до конца прошлого года. В декабре украинские власти договорились с оккупантами об отведении их войск вглубь Крыма, то есть о полном освобождении территории Херсонщины. Было также принято решение отменить регулярные рейсы автобусов и поездов на Крым. Это заметно изменило ситуацию на пограничье: как для военных, так и для гражданских.

Наши пограничники и таможенники постепенно переносят пункт въезда-выезда на освобожденную территорию. Но это сделать непросто. Покидая эту часть украинской земли, россияне разбили имущество частных кафе, оставили горы мусора, повырывали кабели электросетей, украли несколько бетонных плит, в общем, варварски поступили со всем, что не могли забрать с собой. Сейчас украинские и российские пограничники стоят в нескольких сотнях метров друг от друга. Но лично ни с кем из россиян не контактируют, говорят наши военные.

Тем временем для многих местных жителей оккупация Крыма стала поводом свернуть мелкий бизнес. Обычно очень загруженная трасса на курорты полуострова позволяла торговать различными морепродуктами, зарабатывать на придорожных ресторанах, заведениях быстрого питания и гостиницах. Теперь все это стихло.

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА

После отмены поездов и автобусов пассажирское сообщение с полуостровом значительно усложнилось. Эта ситуация дала возможность спекулянтам зарабатывать на безвыходном положении людей, имеющих неотложные дела на материковой Украине или в Крыму. Кто-то продолжает возить людей такими рейсами, как, например, «Черновцы — Севастополь». Официально билеты продают только до Херсона, но на этом автобусе люди пересекают административную границу. Российская сторона не возражает, а с украинской перевозчики договариваются «втемную». По крайней мере, так говорят пассажиры, которые уже не раз ездили в Крым подобным образом. Что касается поездов, то узловой станцией с украинской стороны теперь является Новоалексеевка. Но до «границы» оттуда еще 25 километров. Местные таксисты вычислили эту проблему и тут же предлагают довезти людей до пункта въезда-выезда за 200-500 гривен, а если нужно в Крым, то, «чтобы не шмонали», берут еще несколько сотен и перевозят на полуостров. Из Чонгара до Новоалексеевки расценки такие же. Хотя на самом деле никакого «шмона» наши пограничники не устраивают. В этом автор убедился собственными глазами. Все по обычным процедурам и довольно быстро.

ПОГРАНИЧНИКИ ОСВАИВАЮТ НОВЫЙ КВАДРОКОПТЕР. ГДЕ ВЗЯЛИ ЭТО ПОЛЕЗНОЕ УСТРОЙСТВО, НЕ ПРИЗНАЮТСЯ. «ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПРОВОДИЛ КАЧЕСТВЕННУЮ СЪЕМКУ», — ОТМЕЧАЮТ БОЙЦЫ

 

«Местные дельцы делают бизнес на сложной ситуации в государстве. Таксисты сговорились с владельцами автобусов. За каждого подвезенного до Чонгара пассажира они берут безумные суммы, — комментирует начальник отдела Государственной пограничной службы «Чонгар» подполковник Александр МОСКВИН. — Сейчас мы ведем переговоры с местными властями и подняли вопрос на областном уровне. Этот бизнес будет закрыт, и транспортное сообщение с Новоалексеевкой и Геническом станет комфортным для граждан».

ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

украинской стороны работают пограничники и таможенники. Как уже отмечалось, проблем с пересечением этой зоны у граждан, которые не везут запрещенные предметы и вещества, нет. Хотя были и случаи нелегальных перевозок. По словам пограничников, из Крыма к нам везли наркотики, охотничье оружие и патроны. Но это случается редко. Основной товар с полуострова — так называемый крымский камень или ракушняк. Тогда как в Крым везут преимущественно продуктовые товары. В отличие от летних перебоев, теперь их пропускают без проблем. Зато есть задержка с промышленными товарами. В буферной зоне между пунктами пропуска стоят десятки грузовиков, которые россияне не впустили в Крым из-за отсутствия новых разрешительных документов.

Некоторые водители стоят здесь уже шестой день. «Когда ехали сюда, сказали, что действует упрощенная система пропуска, а оказалось не так. Мы везли в Крым мебель. Нашу таможню прошли без проблем, а там завернули назад. Говорят — не пустим. Толком о документах не объяснили, якобы мы должны сами все знать. Теперь нужно отменять украинскую декларацию и ехать домой. Но когда это будет — не знаем. Это зависит от начальства, — говорит водитель Александр из Полтавы. — Пока держимся, едим все, что с собой было, спим в машинах, а о других удобствах вы можете догадаться. Вокруг все разрушили, негде и погреться или чашку кофе нормально выпить».

РЕБЯТА НЕСУТ ДЕЖУРСТВО В САМОЙ КРАЙНЕЙ ТОЧКЕ ХЕРСОНЩИНЫ. ОНИ СЛЕДЯТ, ЧТОБЫ ПЕШЕХОДЫ И АВТОМОБИЛИСТЫ ПО ПРАВИЛАМ ПЕРЕСЕКАЛИ АДМИНГРАНИЦУ С КРЫМОМ

 

О перевозке грузов через административную границу нам рассказал начальник отдела таможенного оформления №2 (действует на пункте «Чонгар») херсонской таможни Миндоходов Владислав Ракша. «Особенности перевозки грузов определены Законом Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым». Происходит оформление экспортной документации, если груз идет из Украины, и импортной — если из Крыма. Количество грузов в последнее время уменьшились из-за того, что таможенники с крымской стороны ввели с 1 января дополнительное оформление, — отмечает Владислав Ракша. — Теперь все грузы из Украины, кроме продуктовых товаров, там подлежат оплате в режиме «импорт».

«МЫ ВЫБРАЛИ СВОЮ ДОРОГУ. ОНА — С УКРАИНОЙ»

Пограничная зона имеет повышенный риск роста преступности. Теперь в Новоалексеевку, Чонгар, Геническ прибывают люди с разной целью. В прессе неоднократно говорилось о случаях задержания крымчан, которые воюют на стороне «ДНР» и «ЛНР» или подпольно сотрудничают с террористами. Поэтому в Геническом районе усилена охрана общественного порядка. Милиции, пограничникам и военным вооруженных сил существенно помогают местные жители. В частности, крымские татары, которых в районе насчитывается около восьми тысяч человек. Они создали свое общественное формирование.

«Формирование назвали «Хорт». Разработали статус, зарегистрировались в органах юстиции, уже заказали форму. Мы объединились для помощи пограничникам и милиционерам, ведь в последнее время стало больше правонарушений, краж. Помогает также местное казачество, — комментирует «Дню» глава Херсонского регионального меджлиса Асан АЛИЕВ. — Мы преимущественно патрулируем на блокпостах и на улицах, ведем разъяснительную работу для местных. Из-за оккупации Крыма возникло множество проблем, с которыми тяжело разобраться многим людям. Это касается справок, паспортов, других документов и пересечения границы. Да и на тех же блокпостах местные скорее доверятся нам, своим, если мы повторим ту же просьбу военного, но без автомата. Сотрудничаем и с представителями ООН, ОБСЕ. Их интересуют проблемы переселенцев. Что касается ситуации с крымскими татарами в Крыму, то она непростая. Россияне оказывают сильное психологическое давление на меджлис. Вы знаете о похищении людей, запугиваниях. Проводятся обыски в мечетях, в семьях активистов. Но мы это выдержим. Мы выбрали свою дорогу. Она — с Украиной. Поэтому не сидим на месте и хотим быть полезными для наших граждан».

Фото автора

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать