Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Враги нас боялись»

Герой книги «Катастрофа і Тріумф. Історії українських Героїв» и наш друг командир танка Артур Степаненко демобилизовался. Вместе с «Днем» боец подвел итоги года на передовой
02 октября, 12:20
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Боец с позывным «Сокол» год отслужил в 3-м отдельном танковом батальоне «Зверобой». До этого несколько месяцев воевал в рядах Национальной гвардии. Встречи с боевыми побратимами, общение со школьниками и малышами в детсадах — сейчас у бойца много дел. Однако Артур нашел время, чтобы приехать в нашу редакцию. «Рвались к дембелю, последние дни тяжелые были. Знаешь, что должен быть дома, а еще служишь. Но выдержали. Потери батальона минимальные. Благодаря нашим офицерам и комбату батальон сохранился и неплохо зарекомендовал себя. Враги нас боялись», — рассказывает Артур Степаненко.

ТОВАРИЩ ЕДВА УЗНАЛ В ГРАЖДАНСКОМ

Киев встретил «Сокола» с побратимами громко. Танкист вспоминает: «Когда в поезде подъезжали к Киеву, нам позвонили по телефону и предупредили, что будут встречать волонтеры, родные и телевизионщики. Просили, чтобы не пошли куда-нибудь гулять — дембель праздновать. Все нормально было, никто не подвел. Эмоции фантастические!». Так же тепло встретили Артура в родном селе Кожуховка, что на Киевщине. Сразу пригласили в школу — там «Сокол» подарил детям боевой флаг. А через несколько дней Артур сам встречал парня из своего взвода, который также демобилизовался. Товарищ едва узнал друга, одетого в гражданское.

Перед дембелем Артур стоял под городом Попасная Луганской области. «Наши ребята стреляли, отбивали атаки, ловили диверсантов, — рассказывает «Сокол». — Стало страшно, когда за неделю-две до перемирия нас обстреливали то из САУ (самоходная артиллерийская установка. — Авт.), то из «Градов». Расслабились немного — и на тебе, прилетело в гости. И беспилотники кружили над нами постоянно».

За год на фронте Артура глубже всего поразила смерть товарища. Парень служил в другом подразделении, был земляком бойца. «Друг погиб под Краматорском. Ему оставался где-то месяц до дембеля. Перед тем, как он погиб, мы виделись в Краматорске — это после 9 мая было. И знать, что ты, фактически, последний, кто видел его живым, — очень тяжело, — признается Степаненко. — За пару дней в школе села Кожуховка, где друг работал и учился, ему открыли мемориальную доску. У нас уже вторая такая. Первая — мужчине, который когда-то в Афганистане погиб».

БАТАЛЬОН — ЕДИНСТВЕННАЯ СЕМЬЯ

Бойцы подразделения, где служил танкист, за год сдружились — не разлей вода. По словам Артура, сначала притирались друг к другу, но потом поняли, что живут, как семья, и нужно отвечать за побратимов, уважать их. Как доказательство дружбы — бойцы перестали ходить в столовую и готовили сами. Кстати, с продуктами у танкистов проблем не было. Это — заслуга волонтеров и командования батальона. С государственным обеспечением за год было немало проблем, но понемногу ситуация улучшается. «Те же самые вещмешки у нас старые были, а у недавно мобилизованных — новые, хорошие. Наладилось обеспечение техникой. Раньше все долго искали, бегали по складам и все равно не понимали, где достать необходимое. А теперь — созвонились, приехали, взяли, записали — все как должно быть», — рассказывает Степаненко.

В селе около Попасной, где был Артур, в основном живут пенсионеры. Военные раззнакомились с местными и помогали им. «Сено погребем женщине — она нам яиц принесет. Как-то в селе «гусь» для воды «полетел» — мы починили. А один местный пасечник постоянно приносил нам то мед, то еще что-нибудь, — перечисляет «Сокол». — Люди доверяют военным, и мы пытаемся им помочь. Как-то загрузили в машину свои продукты и развозили еду по дальним школам Попасной. Многие жители Донбасса сейчас возвращаются в свои дома, отстраивают их потихоньку — ребята помогают физическим трудом. И нам веселее — время быстрее проходит, и местным хорошо». Собственно, местные жители «привязали» Артура к Донбассу. Боец вспоминает, что как только вернулся из Нацгвардии        — уже скучал по Славянску. А теперь хочет поехать в Артемовск как гражданский. За время, проведенное на передовой, у «Сокола» появилось много друзей в Артемовске, Селидовом, Попасной.

ИЗ ТАНКА — В СЕЛЬСОВЕТ?

«На смену нашему экипажу пришло двое мужчин: у одного — трое детей, у другого — двое внуков», — делится Степаненко. Перед дембелем бойцы из подразделения Артура помогли новобранцам прийти в себя на передовой. «У нас опыта больше. У новичков — только месяц «Десны» (учебный центр. — Авт.) за плечами, а там многому не научишься. У нас с товарищами было такое, что стреляют, и никто не говорит, что это. Сами учились», — объясняет «Сокол». Танк Артура «Ангелина — Белый тигр» преемники обещают не переименовывать: ведь под этим названием машина прошла немало боев.

Артур демобилизовался в звании старшего сержанта. В настоящее время, как и до войны, работает электриком реактора в Институте ядерных исследований, но надолго оставаться там не планирует. «Рекомендовали идти в полицию — вроде бы там очень неплохо. В крайнем случае, около меня есть военная часть — можно там записаться контрактником. Там, где работаю сейчас, нет перспектив для меня. Даже коллеги советуют изменить занятие — пока есть возможность идти дальше», — объясняет «Сокол». Единственное, в чем уверен Артур — скоро вместе с побратимами начнет волонтерить, помогать товарищам на передовой. Также танкист примет участие в местных выборах. Пойти в депутаты сельского совета попросили земляки. Односельчане гордятся «Соколом», доверяют ему и убеждены, что он хорошо знает проблемы родной Кожуховки.

«ПОМОГУТ МИРОТВОРЦЫ»

Чем закончится война на востоке Украины — предвидеть сложно. «Сокол» не хочет загадывать, но отметил: боевики грызутся между собой по полной. «У них обеспечения нет, зарплаты уже нет, — говорит о боевиках «ДНР» и «ЛНР» Артур. — У России есть Сирия — там теперь не до них. Когда Россия втянулась в сирийский конфликт, на Донбассе стало относительно спокойно — миномет какой-то постреляет, а тяжелого вооружения почти нет. Многие наемники сдаются, потому что разочаровались. Людям обещали одно, а затем они увидели, что их бросили. Думаю, нам помогут миротворцы ООН. Если бы они просто стояли на Донбассе, это была бы первая гарантия соблюдения Минских договоренностей. Ведь если боевики полезут на миротворцев, мир увидит, что не Украина провоцирует агрессию».

В завершение встречи мы подарили «Соколу» книгу «Катастрофа і Тріумф. Історії українських Героїв», в которой есть и его история. «Такие книги — это и есть новейшая история Украины! Благодаря таким  рассказам потом не будет передергивания истории. Человеку намного интереснее почитать такую книгу, чем слушать в школе вещи, которым он и не поверит. Поэтому такие книги, как «Катастрофа і Тріумф...» должны быть», — поделился впечатлениями Степаненко. «Военная одиссея» Артура окончилась, но боец не прекращает борьбу за свободную и успешную Украину — пусть и не на передовой. Поэтому мы будем поддерживать дружбу с «Соколом», который за этот год стал для нас настоящим побратимом.

СПРАВКА «Дня»

Портрет Артура Степаненко «Позывной «Сокол»» фотограф Сергей Харченко сделал прошлым летом в Славянске. В прошлом году снимок получил Приз Призов на фотоконкурсе «Дня». Впоследствии фотографию на благотворительном аукционе приобрела директор ООО «Аквавита» Татьяна Юркова за 15 тысяч гривен. Эти средства мы передали на нужды украинских военных и непосредственно Артуру.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать