Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время собирать камни. Все

В Киево-Могилянской академии состоялась дискуссия «Покидая СССР: латыши в Киеве делятся опытом преодоления тоталитаризма». Симптоматично, что в это же время на ул.Институтской и Грушевского шли бои между силовиками и протестующими
28 февраля, 13:55
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Сегодняшняя криминальная система — это как раз непосредственное последствие того, что мы не преодолели последствия тоталитаризма», — отметил Сергей Квит, президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» на конференции «Покидая СССР: латыши в Киеве деляться опытом преодоления тоталитаризма».

По мнению Владимира Вятровича, директора Центра истории государства Украина XX в. НаУКМА, это «болезнь», которая запущена. «Украина, в отличии от Латвии, не сделала системный анализ. Мы до сих пор живем в УССР, которая сейчас умирает на улицах Киева».

«ПРИОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ»

Недавно президент Болгарии отметил, что призывает открыть все архивы КГБ, ведь «после 25 лет ничего не должно держаться в тайне; каждый человек должен иметь доступ к этой информации, и никто не должен исполнять роль посредника, читая архивы вместо нас» («День», «Прививка от диктатуры власти» № 25 от 12 февраля 2014 года).

Украинские архивы КГБ «приоткрыты» с 1991 года. По данным пресс-службы СБУ, в период с 2009 по 2011 годы Экспертной комиссией Отраслевого государственного архива (ОГА) СБ Украины осуществлен пересмотр грифов секретности архивных документов, связанных с украинским освободительным движением, политическими репрессиями и Голодомором в Украине, которым в установленном порядке отменены ранее предоставленные грифы секретности, в случае, если в них не содержались сведения, которые составляют государственную тайну. По данным ведомства, в 2011 году эта работа завершена («День», «Секретные файлы и трансформация страны» №29 от 18 февраля, 2014).

Однако, как заверяют эксперты, работа над архивами КГБ в Украине не носила системный характер. Одна из причин заключается в том, что «документы разбросаны по ведомствам». «Часть находится в архивах силовых структур, доступ к которым запрещен. С каждым годом получить какую-либо информацию становится все сложнее», — отмечает Игорь Кулик, эксперт по доступу к архивам Центра исследований освободительного движения. Кроме того, часть архивов находится в России.

«Конечно, пока Россия не откроет архивы и не систематизирует данные, очень сложно получить полноценную картину того, что происходило», — говорит  заместитель директора Музея оккупации Латвии 1940—1991 гг. Ритварс Янсонс. По его словам, Латвия давно открыла свои архивы. Работа над анализом советского пришлого началась еще в 1991 году.

ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ

«У нас есть два понятия, которые мы четко разграничиваем: оккупация и тоталитарная власть. Эти два понятия мы рассматриваем в контексте истории Латвии. Потому что после окончания Второй мировой войны начался второй период оккупации. По количеству пострадавших людей она была безжалостной», — считает Гунарс Нагелс, заместитель директора по развитию Музея оккупации Латвии 1940—1991 гг.

Эксперты из Риги отмечают, что главная проблема латышей сегодня — их нежелание «будоражить» общество. По мнению г-на Нагелса, сейчас простые латыши мало внимания уделяют этой теме. В основном из-за того, что Латвия считается небольшой страной, и никто не верит в то, что какая-либо страна снова захочет ее оккупировать. Поэтому сегодняшней задачей рижских экспертов является распространение информации и создание большого информационного поля, в котором были бы доступны документы того времени.

В Латвии за все эти годы пытались создать то, что называется «национальной памятью». Для этого, в частности, Музей оккупации Латвии проводит образовательную программу для преподавателей, учителей школ, родителей, детей и студентов. Они предлагают им работу в архивах, курс лекций и т.д.

«Мы можем повышать квалификацию учителей. Потому что, когда они учились, этих знаний не было. Информации становится больше с каждым годом, и они должны это знать», — рассказывает г-дин Янсонс.

По его словам, еще относительно недавно в Латвии не изучалась отдельным предметом история страны: Латвия была частью мировой истории. Этого оказалось недостаточно. Сейчас историю страны изучают с 5 класса. По словам г-дин Янсонса, власть не занимается переписыванием истории. Главная линия в учебниках — это преемственность территории, на которой находится современная Латвия. А потому нет дат, событий и личностей, которые являются желательными или нежелательными. «У нас обо всем говорят факты», — подчеркивает Янсонс.

По словам, экспертов, Латвия была одной из первых стран, объявивших процесс люстрации, однако она оказалась неполной. Часть людей, имеющих отношение к режиму, осталась при власти и по сей день. К примеру, подчеркивают эксперты, сегодня в Европарламенте Латвию представляет депутат, которая отстаивает не интересы независимой Латвии, а интересы имперской России (имеется в виду Татьяна Жданок, которая недавно переименовала свою партию «За права человека в единой Латвии» в «Русский союз Латвии». — «День»).

Тогда в 1991 году было сразу же объявлено о создании латвийского гражданства. Его могли получить все желающие без особой процедуры. Негражданами становились те, кто имел отношение к режиму: участники антиконституционной деятельности, военнослужащие Вооруженных сил СССР, лица, работавшие в органах государственной безопасности, лица, направленные в Латвию после 17 июня 1940 года в качестве партийных функционеров Коммунистической партии и комсомола, а также люди с наркотической или алкогольной зависимостью, лица, не имеющие законного источника дохода.

«Мы делаем все для того, чтобы люди чувствовали себя в Латвии комфортно и воспринимали себя латышами. Об этом свидетельствует то, что сразу же в 1991 году Британское посольство выдавало паспорт гражданина Латвии всем желающим вернуться на родину. Процедура принятия гражданства и сегодня не сложная: нужно прожить в Латвии 5 лет, знать язык, сдать небольшой экзамен», — говорит эксперт из Музея оккупации.

Вопрос люстрации в Украине сегодня один из наиболее обсуждаемых в обществе. События в центре Киева стали катализатором изменений, но люди хотят большего — они желают системных перемен.

«На примере Латвии мы видим, что плохо, когда общество не вмешивается в государственные процессы. На примере Украины — когда государство равнодушно к своему наследию. Для эффективной работы нужно, чтобы эти два фактора были заинтересованы в становлении государственности и в возрождении национальной памяти», — подчеркивает Алина Шпак, директор Центра исследований освободительного движения.

По мнению историка Кирилла Галушко, вопрос люстрации очень сложен. Но Украина может опираться в этом случае на опыт Центрально-Восточной Европы. «Люстрация необходима. Она должна коснуться всех тех, кто имел отношение к зверствам и на этом создал себе карьеру. В первую очередь это высшие чины и средние», — отмечает он. По его словам, для создания эффективного соответствующего законодательства необходимо создать комиссию из независимых экспертов. К примеру, такими могут быть бывшие судьи Конституционного Суда для судебной системы, которые уже давно не работают на этом поприще и никак не заинтересованы в кадровых перестановках. Кроме того, считает историк, данный процесс не должен проходить без участия активистов.

«Есть судьи и прокуроры, которые за это время показали свою честность. Без сомнения, они должны оставаться на местах», — подчеркивает он.

Кроме того, по его словам, также стоит продолжать заниматься архивами. Эту работу  могут выполнить эксперты и историки.

«Одним из элементов люстрации должно быть недопущение к руководству архивными хранилищами людей,  заинтересованых в сокрытии информации, то есть в любом случае это не могут быть представители коммунистической партии. Люди, которые занимались архивами, могут сформулировать критерии и подходы к тому, что должно быть опубликовано, а что нет. Но для этого нужно создать не политическую, а профессиональную среду», — говорит он.

«Это очень сложный вопрос. Но этот вопрос требует немедленного внятного решения. Иначе — Майдан будет стоять до конца», — уверен эксперт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать