«Все, что вы скажете, может быть использовано против вас»
МАДОННА, ПУГАЧЕВА, СКРИПКА — В ПОИСКАХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
— Насколько за последние годы, на ваш взгляд, изменилось в сознании общества понимание необходимости защиты своих авторских прав?
— Изменилось, и очень сильно. За последние десять лет отечественное законодательство, особенно в области авторского права, пережило основательные изменения. Почти все международные акты в сфере авторского права теперь действуют и на территории Украины. Можно с уверенностью утверждать, что действующее законодательство Украины на данном этапе отвечает мировым стандартам, а это означает, что в обществе растет правосознание, особенно на законотворческом уровне, итак, внедрение — следующий этап. Организации коллективного управления, правоохранительные органы, государственные и негосударственные структуры как раз и являются рычагом, призванным реализовать теоретические положения этих законов. Как? Автор создает произведение. Субъекты общественных отношений это произведение используют. Но не одно это произведение и не один субъект. Согласитесь, обращаться каждому из пользователей отдельно к Мадонне, Алле Пугачевой, Олегу Скрипке и многим другим авторам, чьи произведения ежедневно используются многими пользователями, или к их поверенным за разрешением на использование, а потом и для уплаты авторского вознаграждения, ни одному пользователю не под силу! Это реалии жизни и мировой опыт: если потребитель вынужден платить многим, к тому же разрозненным правовладельцам, то он теряется и не платит вообще! С другой стороны, самим авторам довольно сложно и практически невозможно отслеживать факты использования своих произведений, проконтролировать правомерность их использования и выплату авторского вознаграждения. Так что авторы создают организацию, которая бы взяла на себя эти функции, а в случае нарушения — отстаивала авторские права.
— Много ли было подобных рассмотрений дел в суде по поводу защиты авторских прав в практике Агентства и были ли они выиграны?
— Подобные рассмотрения происходят постоянно. По возможности мы сами выявляем нарушителей авторских прав, инициируем судебное рассмотрение по нарушению авторских прав авторов, которые заключили с УААСП соглашения об управлении их имущественными правами. Есть разные категории пользователей авторской продукции. Это — театры, концертные и цирковые объединения, кафе, рестораны и тому подобное, а также организации, которые воспроизводят как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения науки, литературы и искусства в передачах радиовещания и телевидения. Каждый из них должен выплачивать авторское вознаграждение по отдельным тарифам — в зависимости от способа и условий использования. Фоновая музыка в кафе — одно, а использование музыкальных произведений в дискотеках, вход на которые платный, или в программах телерадиовещания — это другое. На сегодняшний день, к сожалению, большинство пользователей нарушают авторские и смежные права. В этом случае мы рассматриваем определенный инцидент, оформляем исковое заявление в суд, а далее — дело за прокуратурой и судебными органами. Если же автор поручил нам действовать от его имени, представляем его интересы в суде.
Что касается выигранных дел, то в течение 2001 года по инициативе юридического отдела в порядке претензии и судебном порядке по всей Украине было рассмотрено 42 дела о взыскании авторского вознаграждения с неправомерных пользователей на общую сумму более 300 тысяч грн.
— В начале года вы объявили о введении системы мониторинга телерадиопространства. Какие выводы уже можно сделать?
— Да, это мы считаем своим важнейшим прошлогодним практическим достижением. Располагая «вещественными доказательствами» правонарушений — зафиксированы факты неправомерного использования тех или иных произведений — мы можем обоснованно обращаться к нарушителям с претензиями и предупреждениями, а в случае отказа — для привлечения их к ответственности. Но Агентство пытается не прибегать к крайним мерам, в частности, привлечению к ответственности, а решать вопросы, связанные с правомерностью использования произведений авторов и с уплатой авторского вознаграждения, путем разъяснений, переговоров. Если же они откажутся встретиться за столом переговоров, то придется встречаться с ними на судебном заседании. Хотя система мониторинга — это не панацея от всех бед. Нужны широкомасштабные меры. К тому же, думаю, ни одному владельцу ТРК не понравилось бы, если бы его продукцию кто-то использовал бесплатно, по собственному усмотрению и без ограничений, но почему-то они позволяют себе подобным образом обращаться с другими, используя созданное интеллектуальным трудом авторов абсолютно неправомерно. Следовательно, проблема нарушения авторских прав имеет еще и этический аспект.
В АМЕРИКЕ ПИРАТОВ — 10%
— В ответ на распространение большого количества пиратских дисков, по предварительным данным, изготовленных на территории Украины, США ввели против Украины экономические санкции. Почему именно Украине уделено такое внимание, если та же Болгария до недавнего времени была страной-лидером CD-пиратов?
— Права производителей компакт- дисков нарушали и до сих пор нарушают не только болгарские пираты. Как свидетельствует практика передовых стран мира, окончательно искоренить пиратство невозможно. Его уровень можно уменьшить настолько, чтобы он не влиял на хозяйственный оборот страны. Например, в той же Америке уровень пиратства достигает приблизительно 10%, в других странах — до 20%. Украина попала что называется «под горячую руку», но почему этот вопрос не ко мне, и даже не к кому-то из украинских политиков. В Украине довольно высокий уровень аудиовизуальной продукции, изготовленной пиратским способом, далекий, как говорится, от допустимого, но ведь не критический!
— Если взять отечественных производителей, то они выпускают тираж дисков даже с определенным дефицитом, чтобы распродать его, а «благодаря» пиратам рынок становится переполненным и национальный производитель несет большие потери на этом.
— Конечно, пиратство — позорное явление, ведь пираты используют чужой интеллектуальный продукт — они не вкладывают средства в развитие национального искусства, их интересует только выгода, а не поддержка и помощь молодым, еще не известным авторам. Пиратские средства не задействованы в хозяйственном обороте страны, это, по существу, теневой бизнес. Их компакт- диски дешевые, хотя не уступают по качеству оригиналам. В наших экономических условиях люди намного беднее, чем в Западной Европе. Поэтому, когда человек видит товар приблизительно одинакового качества, то, естественно, он берет более дешевый. Таким образом, пираты очень удобно чувствуют себя в современных экономических украинских реалиях, к сожалению...
— Может ли Агентство каким-то образом повлиять на ситуацию, чтобы изменить ее к лучшему?
— Каждый должен выполнять свою работу. Наша главная задача — это отстаивание авторского права. Не в нашей компетенции, а в компетенции правоохранительных органов следить за тем, каким образом осуществляется предпринимательская деятельность в целом. На общих условиях мы регулируем выдачу контрольных марок и предоставляем рекомендации по их усовершенствованию. Например, кроме указания серии и номера, контрольная марка содержит теперь и название продукции, то есть выданная на определенную продукцию, она не сможет быть наклеена на другую — покупая продукцию с названием «Земфира. Четырнадцать недель тишины» вы можете быть уверены, что не услышите народные ирландские песни.
Агентство также косвенно влияет на ситуацию через подготовку и проведение разъяснительной работы. К тому же, сбор авторского вознаграждения по сравнению с прошлым годом увеличился почти в пять раз — и это, на мой взгляд, лучший аргумент нашей деятельности!
РЕГИСТРАЦИЯ ЖЕЛАЮЩИХ. ЗАЩИТА — ВСЕМ
— Что делать в случае, если автор не состоит на учете в Агентстве, а его права нарушены?
— Как я уже отмечал выше, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или выполнение любых других формальностей. Так, агентство осуществляет два вида регистрации прав авторов на произведения. Один, осуществляемый отделом учета авторов и распределения гонорара, заключается в том, что автор, заключающий с нами соглашение о передаче в управление на коллективном основании своих имущественных прав, становится на учет для получения авторского вознаграждения после поступления в Агентство информации об использовании созданных им произведений. Второй — государственная регистрация прав автора на произведение, в результате чего выдается Свидетельство о регистрации авторского права. Но занесение в государственные реестры подобной информации не долг, а право автора. В случае, если авторские права нарушены, неважно, было ли произведение, относительно права на которое осуществлено нарушение, зарегистрировано в Агентстве, ведь никаких ограничений в защите прав нет.
Если у автора имеется информация или документально (материально) зафиксированные подтверждения фактов нарушения его имущественных прав, он может обратиться в судебную инстанцию по месту жительства с исковым заявлением.
— Доподлинно известно, что ВААП довольно сурово следил за соблюдением авторских прав в условиях их использования в таких заведениях, как рестораны. Каково сегодня положение дел в этом направлении деятельности Агентства?
— Выше я уже перечислил почти все категории пользователей авторской продукции, в частности, музыкальных произведений. Там были упомянуты не только рестораны, но и бары, кафе и другие предприятия общественного питания. Кстати, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 784 от 18 ноября 1994 года «О минимальных ставках авторского вознаграждения за использование произведений литературы и искусства» за использование музыкальных произведений с текстом или без текста, литературных произведений в кинотеатрах, кафе, ресторанах, барах, на выставках и в других общественных местах с бесплатным входом (как при исполнении произведений артистами-исполнителями, так и при воссоздании их в звукозаписи) должно выплачиваться авторское вознаграждение в размере 2,5 процента от суммы дохода организации, которая направила исполнителей по договору, или от суммы вознаграждения исполнителей. И это минимальная ставка! Для ночных клубов, вход в которые платный, этим же Постановлением предусмотрена другая сумма, и, поверьте, не такая уж и непомерно большая. К сожалению, сейчас можно перечислить на пальцах одной руки подобные заведения города Киева, выплачивающие авторское вознаграждение. А сколько их в том же Киеве? И здесь уже речь не идет о трудном материальном положении нас с вами... В развлекательном бизнесе, ресторанном или клубном, ни для кого не секрет, вращаются немалые средства. Но ситуация начинает меняться к лучшему. Авторам сегодня также нужно осознать необходимость отстаивания собственных прав, тогда сдвиги будут происходить значительно быстрее.
Выпуск газеты №:
№140, (2002)Section
Общество