Все начинается с культуры вождения
ООН объявила Десятилетие действий по безопасности дорожного движения, к которому присоединилась и Украина
Если раньше основными причинами высокой смертности украинцев медики называли сердечно-сосудистые заболевания, онкологические болезни и СПИД, то в ближайшее время все эти факторы могут подвинуть на второй план дорожно-транспортные происшествия. В настоящее время по количеству аварий на дорогах и жертв Украина занимает пятое место в Европе. Ежегодно в результате ДТП погибает семь тысяч человек, еще около 40 тысяч получают травмы. Эксперты Всемирной организации здравоохранения называют несколько причин высокой аварийности и смертности на дорогах — превышение скорости, вождение в нетрезвом состоянии, отсутствие защитных шлемов у мотоциклистов и тому подобное. Однако украинские дороги имеют свою «специфику». К упомянутым факторам ДТП стоит добавить состояние дорог, их освещение в ночное время, качество дорожной разметки, а также наш менталитет и культуру вождения, когда для привилегированных водителей правила на дорогах не писаны.
Ведь почему же тогда ни одно из резонансных ДТП, происходящих по вине мажоров, так и не завершилось наказанием виновников и привлечением их к криминальной ответственности? Так было и в случае, когда в прошлом году в октябре в Днепропетровске джип «Тойота Прадо» сбил на пешеходном переходе трех женщин («День» писал об этом ранее), и когда в апреле этого года в Одессе водитель «Лексуса» сбил на пешеходном переходе молодую женщину с тремя детьми. Такая же ситуация возникла около месяца назад: водитель джипа снес остановку общественного транспорта в Киеве, из-за чего пострадали две двадцатилетние девушки, одна из них умерла от полученных травм, но наказание за это виновник так и не понес.
Казалось бы, что на дорогах все должны быть равны, ведь речь идет об ответственности за человеческие жизни. Но ввиду последних заявлений киевских политиков, признавшихся одному из интернет-изданий, что они часто нарушают правила дорожного движения и имеют в запасе много способов, с помощью которых можно избежать штрафа, о равенстве на автодорогах можно забыть.
Проблема высокой смертности и аварийности на дорогах присуща не только Украине. Генеральная ассамблея ООН также обеспокоена распространенностью этой тенденции во всем мире, потому в марте прошлого года приняла резолюцию, которой провозгласила 2011—2020 годы Десятилетием действий по безопасности дорожного движения. Официальный старт этой кампании состоялся 11 мая в большинстве стран мира, в том числе и в Украине. Основная задача этого десятилетия — сократить потери человеческих жизней в результате ДТП путем активизации действий на региональном, национальном и глобальном уровнях. Некоторые европейские страны ставят перед собой цель снизить смертность на дорогах до нуля. Украинские эксперты считают, что в Украине это тоже возможно. Каким образом — «Дню» рассказал вице-президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» Юрий КОРНЕВ.
— Юрий Геннадиевич, почему ООН обратила внимание на это именно сейчас, объявив о начале Десятилетия действий по безопасности дорожного движения?
— Действительно, такая акция проводится впервые в мировой практике. ООН рассматривает тему безопасности дорожного движения неслучайно. Ежегодно на дорогах погибает 1 миллион 300 тысяч человек, еще около 50 миллионов получают травмы. То есть это огромная глобальная проблема. Поэтому именно в 2011 году начинается Десятилетие действий по безопасности дорожного движения. Почему именно сейчас — потому что тотальная автомобилизация приобрела такие размеры, что уже отражается на жизни человечества. Получается, на одной чаше весов имеем выгоды от автомобилизации, то есть скорость, комфортность и так далее, а на другой — дорожно-транспортные происшествия, уносящие человеческие жизни.
В 2004 году Всемирная организация здравоохранения опубликовала доклад о предупреждении дорожно-транспортных происшествий и травматизма. В нем подчеркивалось, что это глобальная проблема, и ее нужно решать немедленно. Также были определены основные факторы риска при ДТП. Это превышение скорости движения, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, отсутствие защитных шлемов у мотоциклистов, ремней безопасности и удерживающих устройств для детей. По оценкам ВОЗ, если сейчас не принять срочные меры, то до 2020 года аварии на дорогах станут основной причиной смертности после сердечно-сосудистых заболеваний и СПИДа. Поскольку уровень смертности на дорогах значительно возрос и эта тенденция продолжает развиваться в том же направлении, международное сообщество и объявило о начале такой кампании.
— Какая ситуация с аварийностью и смертностью на дорогах в Украине?
— По данным Европейского отчета по безопасности дорожного движения, наша страна занимает пятое место по уровню смертности от травм, полученных в результате ДТП на 100 тысяч населения. В этом рейтинге мы стоим после Казахстана, Российской Федерации, Киргизии и Литвы. В прошлом году на украинских дорогах погибло 4 тысячи 709 человек, травмировано около 40 тысяч. Каждый третий погибший — это молодой человек в возрасте до 29 лет. И это беда, которая несет не только моральные и физические травмы, но тянет за собой и материальные убытки. По оценкам Всемирного банка, потери украинской экономики ежегодно достигают пяти миллиардов долларов, это даже больше, чем мы получаем от иностранных доноров. В резолюции ООН отмечается, что это проблема комплексная, поэтому ее следует решать вместе: государственным органам, общественным организациям и представителям бизнеса. Если у нас развитое гражданское общество, то эта проблема требует контроля и с его стороны за действиями всех ветвей власти. В ноябре прошлого года была проведена неделя безопасности дорожного движения, на нашем сайте проводился опрос украинцев на эту тему. По его результатам, большинство людей считает, что проблему безопасности дорожного движения должен взять под свой личный контроль Президент Украины. В рамках гражданского общества рассматривается, что право на жизнь, в данном случае не погибнуть на дорогах, — это часть конституционных прав человека. Поэтому его должен гарантировать Президент. В целом же этими вопросами занимается ряд ведомств: Министерство инфраструктуры, ГАИ МВД; при Кабинете Министров существует Координационный совет по вопросам безопасности дорожного движения, который провел в 2010 году только одно заседание, да и то в результате настоятельных требований общественных организаций и народных депутатов.
— Что предлагает ООН делать каждой стране для решения проблемы аварийности на дорогах, есть ли какой-то общий план действий, рассчитанный на десять лет?
— На это Десятилетие составлен глобальный план, по которому в каждой стране должна быть разработана Национальная программа по безопасности дорожного движения и создано Национальное агентство, которое этим будет заниматься. В этом году в Украине планируется ряд мероприятий. В июне состоится круглый стол, посвященный проблеме безопасности дорожного движения, а в ноябре пройдет Межпарламентская встреча по вопросам эффективности национального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, инициированная нашей организацией. Инициативу уже поддержала Верховная Рада Украины и Европейская Экономическая комиссия ООН. В ней уже согласился принять участие исполнительный секретарь ЕЭК ООН Ян Кубиш. Это впервые в мировой практике в нашем государстве соберутся представители парламентов многих стран мира, чтобы обсудить вопрос усовершенствования законодательства, связанный с этими проблемами. Также предлагается ряд мероприятий, связанных с воспитанием водителей, пешеходов и тех, кто принимает участие в оснащении дорожного движения. Ведь эта проблема не связана только с техническим состоянием автомобилей или воспитанием человека. Также следует приводить в порядок дороги, заниматься их освещением и так далее.
Главная цель Десятилетия — сократить потери от ДТП. Например, компании, выпускающие на наш рынок опасную продукцию, которой являются автомобили, должны за это платить. Если с каждым годом они все больше получают прибылей за то, что увеличивают количество подвижного состава на дорогах, то должны за это платить. Социально ответственные компании, особенно в развитых странах мира, это понимают — например, компании «Рено», «Мишеллин», «3М» делают огромные вклады в безопасность дорожного движения, так как понимают, что несут за это ответственность. Они вкладывают деньги в страховые фонды, разрабатывают программы, связанные с безопасностью дорожного движения. Скажем, если какое-то устройство в автомобиле не соответствует требованиям безопасности, то десятки тысяч автомобилей пересматриваются заново.
— Наверное, самая главная задача этого Десятилетия — разработка Национальной программы по безопасности дорожного движения. На каком этапе сейчас ее создание в Украине и на какие результаты она сориентирована?
— Месяц назад председатель координационного совета нашей организации выступил в Верховной Раде с инициативой дополнить закон о Национальной безопасности Украины тем, что часть национальной безопасности — это именно безопасность дорожного движения. Его предложения предполагают ускорение разработки Национальной программы. Потому что, к сожалению, в правительстве не считают эту проблему такой важной, какой она является на самом деле. А за 20 лет на карте Украины исчезает один областной центр, за этот промежуток времени в результате ДТП погибает около 150 тысяч человек, один миллион получает травмы, а еще полмиллиона человек становятся инвалидами. Эта проблема стала всеобъемлющей, она касается каждой украинской семьи.
— Возможно, ваша организация мониторит, как меняется ситуация на дорогах за последние годы, например, снизился ли уровень аварийности после повышения штрафов за нарушение правил дорожного движения?
— По данным ГАИ, аварийность несколько сократилась в прошлом году по сравнению с предыдущими годами. Но у нас есть много замечаний относительно этой статистики. Она несовершенна. Во всем мире есть специальные организации, контролирующие каждое дорожно-транспортное происшествие и ведущие их учет. У нас, к сожалению, действуют ведомственные подходы, поэтому чтобы руководствоваться этой статистикой, нужно быть уверенным, что она отвечает действительности.
— Во многих случаях виновниками ДТП становятся так называемые мажоры. По сути, эти люди остаются безнаказанными, как, по-вашему, нужно решать эту проблему?
— Нужно действовать в соответствии с законом. Никто не должен избежать ответственности перед ним.
— Но ведь избегают...
— Это связано с уровнем совершенства нашего законодательства и коррупцией, пронизывающей большинство ветвей нашей власти.
— Часто общественные организации не находят общего языка с представителями власти относительно совместного решения той или иной проблемы. Нет ли такого конфликта в вашей организации? Видите ли вы готовность парламента или правительства сотрудничать с вами?
— За последние три года нашей деятельности ситуация в корне изменилась. Мы постоянно обращаем внимание властей на то, что проблему аварийности на дорогах следует решать. Возможно, это происходит не так быстро, как того хотелось бы, но власть вынуждена поворачиваться к нам лицом. Население не может терпеть, что постоянно есть угроза его жизни на дорогах. Мы считаем, что нужно поднимать общественность, которая должна давить на депутатов и требовать соблюдения прав безопасности на дороге. Кстати, в обращении по случаю официального старта Десятилетия глава нашего государства заявил, что поручил Кабинету Министров Украины принять необходимые меры для организации соответствующей работы в текущем году и формирования перспектив такой деятельности на период Десятилетия.
— Это пока только заявления, а что действительно может спасти украинцев на дорогах, которые часто называют дорогами смерти? С чего нам следует начинать?
— Начинать нужно с детского сада. Так же, как человек учится каким-то другим знаниям, он должен с детства учиться культуре поведения на дороге. Но тут взрослые должны показывать пример. Если мама держит малыша за руку и переходит дорогу на красный свет, то как бы в школе ни учили, ребенка уже не перевоспитаешь. Поэтому постоянно должна быть пропаганда, социальная реклама в средствах массовой информации. Культура поведения на дорогах — это культура поведения нации. Если у нас такое количество аварий на дорогах, значит нам не удалось достичь уровня европейской культуры. Кстати, у нас уровень автомобилизации ниже, чем в европейских странах. Например, в Германии насчитывается 565 автомобилей на тысячу граждан. В Украине — 140. Но количество смертей у нас в три раза большее. Это говорит о том, что культура поведения на дорогах за рубежом намного выше.
— Если подытожить все задачи Десятилетия, на что Украина может рассчитывать в конечном счете?
— Думаю, мы можем поставить перед собой задачу снизить уровень смертности на дорогах в ближайшие десять лет и выполнить ее. Но такие задачи должны быть амбициозными, их следует пропагандировать в обществе так же, как увеличение ВНП, улучшение показателей в потребительской корзине. Это непростая работа и очень кропотливая, поэтому начинать нужно с себя лично, со своей семьи, близких, а не надеяться только на правительство.
КСТАТИ
В день официального старта Десятилетия действий по безопасности дорожного движения вице-премьер-министр Украины Борис Колесников заявил, что в настоящее время правительство осуществляет амбициозную программу преобразования европейской дорожной инфраструктуры. На подготовку к Евро-2012 дорожной инфраструктуры четыре украинских города, которые будут принимать чемпионат, получат в этом году 2,4 млрд. грн. В 2011 году к Евро-2012 предусмотрено произвести ремонтные работы и построить 1200 км автодорог. Среди них: ремонт автодороги Киев — Харьков, реконструкция дорог, которые связывают Львов с Польшей, строительство объездных дорог вокруг Донецка и Харькова, ремонт дорог, соединяющих Донецк и Харьков с Россией. Частные предприятия смогут также принять участие в работе по освещению новых дорог. Такой шаг, по мнению Бориса Колесникова, значительно повысит безопасность движения. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Бельгии — единственной европейской страны, в которой освещены все дороги. Благодаря этому количество пострадавших от ДТП уменьшено в 2,5 раза.
Выпуск газеты №:
№80, (2011)Section
Общество