Вынести урок из коронавирусной агрессии...

«Главный урок истории заключается в том, что человечество не научилось извлекать из нее уроков»
(Гегель)
«Наблюдаем тенденцию:
старое разрушить, а потом
начать строить новое. Таким
образом будет отвергнут весь
накопленный опыт, традиции, которые в цивилизованном
понимании нужно уважать,
почитать, продолжать...»
(Б. Патон)
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ — ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
То, что происходит у нас с противоборством агрессии коронавирусной инфекции, — событие, несомненно, глобальное и драматичное. Одновременно это и урок, который свидетельствует о том, что двадцать первый век, как, впрочем, и недавний 20-й, не гарантирует нам безопасность в реалиях экстремальных ситуаций, весьма неожиданных и угрожающих не только для здоровья, но и для жизни современного человека. Непредсказуемыми являются подобные агрессии природного и техногенного происхождения? Кстати, о возможных как вторичных, так и третичных негативных последствиях научно-технического прогресса мы все читали в свое время в «Диалектике природы» — книге классика, не очень ныне популярной...
Так или иначе, в определенной степени цивилизованные страны с развитой экономикой, достойной наукой и надежной медициной к указанным выше непредвиденным ситуациям, казалось бы, должным образом готовы ... Но, к сожалению, нынешние события, связанные с распространением до сих пор не известной вирусной инфекции, свидетельствуют о том, что такая готовность оказалась не такой надежной, как это предполагалось. А в других, менее развитых странах, тем более. В Украине ситуация осложнилась еще и в силу обстоятельств, о которых в этих заметках пойдет речь. Имея многолетний опыт исследователя в области профилактической медицины, буду максимально откровенным. Проблемы социальных аспектов отечественной медицины, приоритет государственной медицины, здравоохранения, эффективное обеспечение общественной профилактики болезней, научное обоснование ведущей роли санитарно-эпидемиологической службы как основы профилактической медицины — это то, что было в древних отечественных традициях нашей повседневной врачебной практики и медицинской науки. Следкет отметить выступление по этому поводу на страницах независимого и принципиального «Дня» моих коллег Виктора Шкурбы и Александра Яворовского и выразить не только одобрение и солидарность с содержанием этой публикации, но и благодарность как им, так и редакции за разговор на страницах газеты на такую ??острую сейчас тему. Речь идет по сути не только о событии, которое мы сейчас переживаем, а о данной ситуации как уроке, к которому с недостаточным вниманием отнеслась в подобных условиях. Если назвать вещи своими именами, то именно так и произошло у нас, когда оказалась ненужной и была ликвидирована санитарно-эпидемиологическая служба. Автор этих заметок посвятил проблемам профилактической медицины более семи десятилетий своей профессиональной деятельности, является автором книг, статей, очерков по данной проблематике, в последние годы неоднократно и остро выступая не только в прессе, но и на научных съездах, общемедицинских форумах, национальных конгрессах по биоэтике, аргументируя недопустимость произошедшей акцииинициированной горе-реформаторами. Предупреждал, в частности, о том, что ликвидация санитарно-эпидемиологической службы, а заодно санитарного законодательства, действовавшего в стране много лет, грозит серьезными негативными последствиями. Практически тем самым специалисты в области профилактической медицины, составляющие основу указанной выше службы, были выведены из Министерства здравоохранения и из состава его руководства. Была ликвидирована должность Главного государственного санитарного врача страны, главных специалистов в области гигиены и эпидемиологии. В публикациях и выступлениях я доказывал, что рано или поздно подобная акция может обернуться неожиданными последствиями, как это сегодня и произошло. Все мы, медики, участвующие в противостоянии глобальной вирусной агрессии, стали заложниками допущенной ранее беспечности при решении вопроса о ликвидации санитарно-эпидемиологической службы, потери внимания к совершенствованию конкретных принципов, методов, требований профилактической медицины, в частности «медицины катастроф».
Совсем недавно в одной из телепередач был поставлен вопрос по поводу коронавирусной инфекции: «Верите ли вы, что наша медицина может вам помочь в критический для вас момент?». И 95% опрошенных ответили: «Не может!». Вот каково единодушное убеждение подавляющего большинства граждан нашей страны. В упомянутой телевизионной передаче приняли участие известные специалисты: академик Сергей Комисаренко, бывший министр здравоохранения Олег Мусий, заведующий кафедрой инфекционных болезней Национального медицинского университета имени Богомольца Ольга Голубовская, бывший мэр Киева Александр Попов. Большинство участников передачи очень сдержанно высказались о готовности к эффективному противодействию вирусной агрессии. В основном речь идет об известных мерах общего характера и требованиях: запрете массовых собраний, предпочтении режима изоляции, использование респираторов и масок, обязательном обращении к врачу при повышенной температуре и респираторных нарушениях и о ряде жестких ограничениях.
Профессор Ольга Голубовская справедливо призвала к решению, хотя и самостоятельных, но взаимосвязанных проблем эпидемиологии и клинических мероприятий. Но здесь возникает ряд существенных вопросов, требующих весьма оперативных, но, к сожалению, сложных решений. Откуда взять сейчас достаточное количество квалифицированных эпидемиологов и врачей-гигиенистов, если учесть, что в системе высшего медицинского образования не функционируют отмененные медико-профилактические факультеты, а в практическом здравоохранении ликвидированы санитарно-эпидемиологические станции? Кстати, совершенно непонятно, почему после восстановления должности Главного государственного санитарного врача страны его функция оказалась ограниченной только сферой противоэпидемических мероприятий? А почему не восстановлен под руководством Главного санитарного врача предварительный и текущий санитарный надзор за состоянием пищевых продуктов, воды, почвы, атмосферного воздуха, производственной среды, воздуха рабочей зоны промышленных предприятий, окружающей среды? Почему с поля зрения эпидемиологов и гигиенистов исчезли вопросы экологии?
Все это продолжает оставаться вне компетенции Министерства здравоохранения. Нововведения в форме другой структуры — «общественного здоровья» себя не оправдало.
Непонятно, какие кадры в конце концов привлечены к внедрению ныне необходимого комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий? Главным санитарным врачом? А доминирует ли в его деятельности статус главного государственного врача, как это было раньше. И кто, по сути, составляет его команду высококвалифицированных специалистов — представителей социальной гигиены, консультантов, исполнителей. Создается впечатление, что в стране сохраняется тенденция к игнорированию системы практических мер, требований, регламентов, связанных с проблемами санитарного благополучия, предотвращения экстренных ситуаций, угрожающих общественному здоровью. Но они, как мы убеждаемся, дают о себе знать сегодня даже в глобальном масштабе. И вот здесь, читатель, я позволю себе снова обратиться к комплексу тех проблем, которые хотя и фигурировали ранее в упомянутых выше публикациях автора этих заметок и в публикациях его уважаемых коллег и единомышленников, в частности Александра Яворовского и Виктора Шкурбы, но не имели, на увы, должного влияния на то, чтобы быть реализованными.
ОСНОВА МЕДРЕФОРМЫ — ПРИОРИТЕТ МЕДИЦИНЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
Существенными бедами сегодня в нашей стране продолжает оставаться экономическая стагнация и, как следствие, — низкая рождаемость, сокращение и вымирание населения. А то, что сейчас происходит в отечественной медицине и называется реформой, — это, на мой взгляд, катастрофа, поскольку нарушена первая заповедь медицины: «Не навреди». Уничтожение такой важной государственной структуры, как санитарно-эпидемиологическая служба, вызвано не здравым смыслом, а в значительной степени давлением заинтересованных бизнес-структур. Вряд ли нынешние реформаторы настолько дремучие дилетанты, что не понимают. Насколько тяжелыми последствиями обернется для населения ликвидация службы, десятилетиями стоявшей на страже общественного здоровья. Благодаря стараниям санитарных врачей и эпидемиологов в Украине практически забыли о вспышках многих инфекционных болезней, которые после ликвидации службы снова появились, но уже с более тяжелыми последствиями. Например от кори. Приведу официальные данные Центра общественного здоровья самого МЗ: «Только в 2018 году корью заболели во Львовской области — 7364 человека, в Ивано-Франковской — 3612. Закарпатской — 3459, Одесской — 2550, в Киеве — 2408. с 2019 года корью в стране заболели уже 35 000 человек! Эпидемия распространилась, уровень заболеваемости еще увеличился.
Кроме кори, возникла реальная угроза эпидемии дифтерии. И это при том, что в стране не хватает вакцин. Украина оказалась на втором месте в Европе по туберкулезу. Только в 2018 заболело более 36 тыс. человек, из которых 22 тыс. дети. Ежедневно от этой страшной болезни в Украине умирает 11 человек!
Известно, что минимальный уровень финансирования медицины в Украине должен составлять не менее 5% ВВП. А в бюджете правительство сократило расходы на здравоохранение до 3,2% ВВП. И здесь нельзя не согласиться с теми, кто не боится утверждать, что отечественную государственную медицину практически разрушают и последствия могут стать необратимыми. Будем надеяться, что нынешнее руководство подобные предупреждения услышит и при активном участии медицинского сообщества, неравнодушных представителей врачебной практики и медицинской науки начнет безотлагательно исправлять ситуацию, восстановив в процессе реформирования то, что было разрушено без смысла и оснований. К этому побуждают нас тревожные реалии. А нынешние события вирусной экспансии — урок более чем поучительный
Ранее в Украине всех граждан призвали ежегодно делать бесплатную флюорографию. Министр Супрун ее отменила, считая, что семейные врачи, которым министерство пообещало доплачивать за каждого диагностированного больного, смогут выявлять туберкулез более эффективными методами. А какими же методами? Очень просто — путем анкетирования! Заполнит человек анкету, семейный доктор прочитает ответы и придет к выводу — да, вот они, симптомы болезни! И только после изучения такой анкеты семейный врач выпишет пациенту направление на анализы. Но это полный абсурд!
Причина эпидемий — дилетанты от медицины во власти, причем назначение непрофессионалов на руководящие должности в здравоохранении. В те времена, когда лечение в нашей стране было доступным и бесплатным, на эти должности кого попало не назначали — существовал жесткий контроль, продуманная «пропускная система». И когда сегодня огульно критикуют то время, хочу напомнить, что 15 октября 1917 года в Украине была принята резолюция, где указывалось: «Весь лечебно-санитарный порядок должен основываться на тех самых, наработанных общественным медицинским мнением, демократических принципах, на которых раньше строили земскую медицину». Тогда же с конца 1920-х быстрыми темпами развивалась сеть санитарно-эпидемиологических станций, благодаря чему и победили различные эпидемии.
Медицина — это та сфера, где кадры действительно решают все. Понятно, что любая реформа, и особенно реформа здравоохранения, должна проводиться специалистами высокого уровня. Почему все эти годы она буксует в Украине? Ведь попытки проведения реформ начинались не раз. Собирались специалисты, обсуждали перспективы необходимых преобразований, но заинтересованности и реальной поддержки от правительства не было. На одном из форумов академик Николай Амосов отметил: «Если мы не решим в ходе реформирования проблему верховенства профилактической медицины и не восстановим многолетний опыт санитарно-эпидемиологической службы страны, то допустим непоправимую ошибку, которая грозит дальнейшими катастрофическими последствиями». К сожалению, мы видим, что тревожное предсказание мудрого ученого начинает сбываться.
РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ ТРЕБУЮТ РЕШИТЕЛЬНЫХ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫХ МЕР
История человечества знает множество примеров того, как из-за невежества в вопросах гигиены, эпидемиологии, токсикологии вспыхивали эпидемии холеры, тифа, чумы, возникали массовые отравления, вымирали целые города. Полная антисанитария в городах, крысы, разносившие заразу, отсутствие необходимых лекарств и противоядий — все это способствовало распространению смертельных болезней. В некоторых современных ученых есть предположение, что именно многолетнее отравление свинцом привело к умственной деградации римской знати, в итоге, способствовало падению Римской империи. Но что уж говорить о неосведомленности древних римлян. Если даже в наше время, когда человечество вооружено многими знаниями, химическое отравление свинцом, что называется сатурнизмом, является довольно распространенным отравлением.
В природе — десятки тяжелых металлов и их соединений. Так, мышьяк, кадмий, марганец, хром, ртуть, попадая через воздух и воду в человеческий организм, накапливаются в тканях, что со временем вызывает тяжелые болезни и даже смерть. Однако у сильных мира сего в приоритете экономические интересы, а риски для здоровья отодвигаются на задний план. Бизнесмен прежде всего думает о своей прибыли, и поэтому условия работы на предприятиях для него вторичны так же, как и вопрос экологии. Ежегодно в мире производят невероятное количество ядов и ядовитых соединений, и объемы их производства не уменьшаются.
Треть населения Украины проживает в промышленных городах, люди дышат воздухом, в котором содержание вредных химических веществ превышает предельно допустимые концентрации в 5—20 раз. При этом суммарный объем выбросов химических веществ в атмосферу в расчете на одного человека в отдельных регионах Украины превышает 300 килограммов в год!
Почти все поверхностные источники по степени загрязнения приблизились к критическому уровню, а технологии очистки воды и качество работы очистных предприятий далеко не идеальны. Поэтому значительная часть населения Украины потребляет питьевую воду, которая не соответствует критериям качества. А присутствие в окружающей среде химических канцерогенов и несоблюдение гигиенических нормативов привело к всплеску заболеваемости бронхиальной астмой, онкологическим и сердечно-сосудистым заболеваниям, цереброваскулярным нарушениям, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарномого диабета.
Мы дохозяйничались до того, что в Украине уже около 15% территории отнесено к регионам критического экологического состояния. При этом здравоохранение практически отстранили от контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране, что, в свою очередь, как уже отмечалось выше, повлекло за собой ухудшение экологии и вспышку инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе среди детей.
Показатели детской смертности у нас упали до уровня развивающихся стран, а средняя продолжительность жизни населения Украины по сравнению с 1970-ми годами сократилась на 8-10 лет. Не только автор этих заметок, но и его коллеги- единомышленники убеждены, что сегодня должно фигурировать одно существенное условие: восстановление того, что разрушили. И это, кстати, касается не только медицины. Экономисты НАНУ подсчитали: чтобы восстановить экономику Украины до уровня 1991 года, нам понадобится 30 лет! Вопрос — куда мы идем, точнее — куда нас ведут? ..
Власть умалчивает один важнейший принцип современной системы здравоохранения — о преимущественном медицинском обслуживании трудоспособного населения — рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, создающих тот национальных продукт, за счет которого медицина живет и развивается. В европейских странах так и происходит, особенно в Скандинавии. Но в сегодняшней концепции реформирования здравоохранения об этом вообще ничего не сказано. Медицина труда все больше отходит на задний план. Фактически исчезает промышленная медицина. Это что ж за реформа такая, если врачам начали вообще запрещать приходить с проверками на промышленные предприятия с вредными условиями труда, ликвидировали медико-санитарную часть, отменили должности промышленно-санитарных врачей, цеховых ординаторов, даже отменили санитарные проверки предприятий. Где изготавливают, хранят и выдают продукты для нас и наших детей?
ВОССТАНОВИТЬ СИСТЕМУ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Вернусь к теме противоэпидемической практики прошлых лет и к сфере, которая называется в международной терминологии здравоохранения медициной катастроф. Напомню, что в Грузии, где одной из первых была ликвидирована предварительную санитарно-эпидемиологическую службу, вскоре после указанной акции начались вспышки инфекционных заболеваний, и теперь эту службу срочно восстанавливают! У нас же все еще ждут, пока «жареный петух клюнет» ...
Одна из «новаций» бывшего и.о. министра п. Супрун — ликвидация санитарно-гигиенических факультетов (или, как их называли, факультетов профилактической медицины). По справедливому убеждению многих, такие действия стали одной из первых причин вспышек эпидемий. И пока не поздно, следует немедленно восстановить факультет профилактической медицины. Следует согласиться с тем, что острая причина эпидемий — отсутствие надлежащих социально-медицинских мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями. Повторюсь, что профилактика практически ушла из системы здравоохранения! Реформаторы из Минздрава убеждают нас, что эту профилактику будут обеспечивать семейные врачи. Но разве семейный врач может обеспечить общественную профилактику? А она должна быть приоритетом в медицине, поскольку здоровье современного человека лишь на 10% зависит от медицинской помощи, а на 90% — от наследственности, образа жизни и экологии.
Именно условия жизни, образ жизни и экология имеют наибольшее влияние на здоровье человека. Но еще одним важным фактором, влияющим на качество жизни, является не только духовное и эмоциональное здоровье человека, но и духовное здоровье общества. Именно духовная атмосфера в стране формирует у человека определенное эмоциональное состояние, в итоге существенно влияет на состояние его здоровья и продолжительность жизни.
Как проводить сегодня реформу? Этому следует поучиться у истории. Так, у известного ученого-гигиениста, первого министра здравоохранения Украины (ранее были наркомы) Льва Ивановича Медведя во времена его руководства охраной здоровья среди постоянных советников были ведущие ученые страны. Он часто собирал их, советовался с ними. К сожалению, сейчас министерство избегает ученых — вместо того чтобы проводить открытую дискуссию о нынешней медреформе, решает все вопросы не с учеными, а с чиновниками от медицины, претендующими на монополию новаторских решений.
Взять тот же институт семейного врача, которым эти чиновники заменили традиционного участкового терапевта. Что это за решение, согласно которому к семейному врачу должно быть прикреплено две тысячи пациентов? В Великобритании, например, семейный врач — это друг богатой семьи, который вместе с хозяином играет в гольф, а потом они сидят у камина, попивают виски и приятно общаются. Этот семейный доктор знает, кто чем болел в этой семье в третьем поколении. Такому врачу за его информированность и работу платят большие деньги. Но разве мы можем перенести эту модель в руины нашей нищенской медицины? И зачем? Ведь участковый терапевт, как показывает отечественный опыт — это врач общей практики, который по сути выполняет ту же функцию, что и семейный. В результате нынешние наши реформаторы не могут толком объяснить, чем же участковый терапевт отличается от семейного врача! Говорят, что у такого врача с медсестрой на двоих будет зарплата до тридцати тысяч гривен. Правда, насколько известно, пока этих, скромных, по европейским меркам, заработков семейные врачи не получают. А вот вопрос, за счет чего они смогут повысить, что крайне необходимо, зарплаты врачам — эпидемиологам, гигиенистам, вирусологам, бактериологам, токсикологам и всем тем, за кем не закреплено по две тысячи душ, остается нерешенным. А об этих категориях врачей профилактической медицины реформаторы, скажем прямо, вообще не думают. Это касается и врачей медицины катастроф, совершенствование которой сейчас, по сути, оказалось не в разряде приоритетов. Не потому ли в нынешней ситуации оказались существенные просчеты, касающиеся необходимых в экстремальных ситуациях лекарственных средств, оборудования, транспорта, а еще, что очень важно, специально подготовленных для подобных ситуаций лекарственных и средних медицинских кадров.
Нынешняя реформаторская документация расписана весьма туманно. Общество куда ведут и многое обещают, нарушая закон о бесплатном и качественном медицинском обслуживании. Именно поэтому необходимо, не сомневаясь в такой крайней необходимости, всем нам бить тревогу, разобраться наконец со всем тем хаосом, который закрутили в Минздраве, обеспечить главенствующую роль в проведении преобразований Академии медицинских наук. Нет такой страны, где была бы идеальная система здравоохранения. В каждой системе есть свои плюсы и минусы. Но почему мы должным образом не учитываем собственный многолетний опыт в области социальной медицины, а полностью начали ориентироваться на опыт зарубежный?
Известно, что минимальный уровень финансирования медицины в Украине должен составлять не менее 5% ВВП. А в бюджете правительство сократило расходы на здравоохранение до 3,2% ВВП. И здесь нельзя не согласиться с теми, кто не боится утверждать, что отечественную государственную медицину практически разрушают и последствия могут стать необратимыми. Будем надеяться, что нынешнее руководство подобные предупреждения услышит и при активном участии медицинского сообщества, неравнодушных представителей врачебной практики и медицинской науки начнет безотлагательно исправлять ситуацию, восстановив в процессе реформирования то, что было разрушено без смысла и оснований. К этому побуждают нас тревожные реалии. А нынешние события вирусной экспансии — урок более чем поучительный.
Выпуск газеты №:
№56-57, (2020)Section
Общество