Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выпал снег. Паркуйся

Почему мы не умеем прислушиваться к прогнозам
27 января, 20:33

Вчера столицу Украины засыпало снегом. И город буквально парализовало. Гигантские пробки, остановившиеся троллейбусы, «буксующие» в сугробах пешеходы. В общем, непогода снова застала нас врасплох. Несмотря на то, что о ее приближении синоптики предупредили украинцев еще несколько суток назад. Автодороги и аэропорты Украины не прекратили своей работы, но, как сообщает www.obozrevatel.com, МЧС предупреждает об очень опасной ситуации. Всего за прошедшие сутки на территории нашей страны зарегистрированы 90 ДТП, в которых погибли 17 человек, 99 — травмированы. К тому же, сильные снегопады и налипание мокрого снега вывели из строя энергоснабжение населенных пунктов в 17 областях Украины. В частности, в Винницкой области обесточены 94 населенных пункта, в Черкасской — 60, Николаевской и Одесской — 38. Чуть меньше пострадала Киевская область, в которой лишились электричества 29 населенных пунктов, в Полтавской и Львовской — 23, Кировоградской, Херсонской, Хмельницкой и Ровенской — соответственно 17, 15, 12 и 11. В остальных областях количество пострадавших населенных пунктов не достигло десяти. К работам по возобновлению электроснабжения привлечены аварийные бригады Облэнерго, а к уборке снега с проезжей части дорог — специализированные бригады «Укравтодора».

При этом дорожники уверяли всех о своей полной боевой готовности еще в ноябре. Обещали, что все будет «ОК», если только снег не будет валить несколько суток подряд. Да и техники в этом году на украинские дороги должно было выехать больше, чем в прошлом. Цифры приводились следующие — 133 роторные машины, 659 бульдозеров, 1220 автогрейдеров, 2058 единиц навесного оборудования и 1513 автомобилей-пескоразбрасывателей. Как рассказали «Дню» в «Укравтодоре», вся техника в вышеуказанном количестве уже брошена на борьбу со снегом. Чем же объяснить сегодняшнее положение? «Укравтодор» объясняет неподготовленностью водителей к перемене погоды. «Несмотря на снег, все хотят ехать, как вчера и позавчера, — говорит глава Управления автомобильных дорог Александр Сухоносов, — и не одевают зимние шины. Какой-нибудь «запорожец» въедет на «лысой» резине на пригорок, застрянет, и останавливается вся колонна». В целом же ситуацию на украинских дорогах специалист назвал вполне адекватной: «Зима есть зима, но на трассах нет «непроходных» участков».

Теперь о столице. Как рассказывает главный инженер «Киевавтодора» Василий Мельниченко, пробки на ее дорогах никак не связаны со снегопадом и «были всегда». Непогоду же, по словам В.Мельниченко, киевские дорожники встретили во всеоружии: ночью на уборке снега работало 307 единиц транспорта, 116 человек расчищали остановки общественного транспорта, а 218 — подземные переходы. Израсходовано 1869 тонн технической соли и 208 тонн пескосоляной смеси. Днем в столице работало 419 машин.

К слову, ненастье пришло не только в Украину. В странах Европы в последние дни из-за сильного похолодания и обильных снегопадов погибли не менее 28 человек. Из них 11 — из-за снежных лавин в Альпах. Внесла непогода коррективы и в политику: Виктору Ющенко, которого снегопад застал в Кракове, пришлось отказаться от поездки в Брюссель.

Приходится признать: несмотря на бурное развитие цивилизации, техники, науки, наше комфортное существование, а подчас и жизни находятся в зависимости от природных катаклизмов. Вспомним, что цунами месяц назад унесло жизни более двухсот тысяч человек. На прошлой неделе состоялась Специальная конференция ООН (город Кобе, Япония). Там участники достигли договоренности по созданию системы раннего оповещения для предотвращения стихийных бедствий. Эта система должна заработать через год-полтора. А сегодня и завтра на таиландском острове Пхукете намечена встреча на министерском уровне для обсуждения вопросов внедрения этой системы.

СИГНАЛ ДАН. СИГНАЛ ПРИНЯТ?

Возникает и другой вопрос: насколько точно сегодня мы можем предвидеть изменения погоды? Специалисты утверждают, что точные, достоверные прогнозы на основе данных метеорологических измерений можно составить лишь на 5-7 дней. Предсказывать на длительные периоды берутся, как правило, любители и знатоки народных примет. Однако эти приметы сегодня тоже нуждаются в коррекции, так как сейчас изменяется и химический состав окружающей среды.

Накануне киевских снежных заносов «День» побывал на метеорологической станции города и познакомился с системой проведения различных измерений, необходимых для правильного предсказания погоды. Однако измерения, полученные на одной из станций, об изменении погодных условий ничего рассказать не могут. В закодированном виде они поступают в Гидрометцентр, где после соответствующей обработки и обмена информацией со специальными международными центрами, профессионалы составляют прогнозы и подают эти данные местным властям.

Александр Косовец, директор Центральной геофизической обсерватории, член Ученого совета украинского географического общества сообщил «Дню», что на сигналы о надвигающихся стихийных бедствиях должны реагировать своими решениями сразу четыре инстанции — Управление охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Украины, аналогичное управление, созданное год назад в столице, а также Государственная экологическая инспекция и управление по чрезвычайным ситуациям. Если говорить о радиационном загрязнении, то превышение допустимых норм в пять раз уже требует принятия каких-то радикальных мер. Изредка такое происходит на территории Киева, особенно осенью, когда температура воздуха с высотой не уменьшается, а увеличивается, что затрудняет «проветривание». «Хорошо еще, что такое происходит нечасто», — замечает Александр Александрович. В целом же Александр Косовец считает систему гидрометеослужбы по функциональной развитости наилучшей в Европе, однако более слабой по оснащенности. «Например, — говорит Александр Александрович, — она отличается от финской аналогичной системы комплексностью. Одна наша обсерватория занимается тем, что у финнов охвачено тремя структурами — метеорологическим институтом, министерством лесного хозяйства и центром радиологического контроля. Кстати, руководитель этого центра назначается лично президентом Финляндии, когда назначение даже министров там производится премьером. Такое большое значение придается там радиационной проблеме. Я же занимаюсь вопросами загрязнения среды с 1973 года и могу сказать, что для Украины самым серьезным вопросом сегодня является химические загрязнения. В целом же Киев по международным меркам может считаться чистым европейским городом. Самыми чистыми его районами являются Харьковский и массив Троещина, а одними из самых загрязненных — район Бессарабки и Центрального автовокзала. При соответствующем запросе граждан обсерваторией может быть оказана такая услуга, как выполнение различного рода замеров местности «на чистоту» при покупке жилья, а также извлечение из архивов данных о погоде в месте рождения человека именно в день его рождения».

КАК ДЕЛАЮТСЯ ПРОГНОЗЫ

Интересно, чтобы можно было предсказывать погоду поточнее, только в Украине работает 164 метеорологических станции, каждая из которых обслуживает территорию примерно в радиусе 70 километров. Все замеры производятся одновременно не только на украинских станциях, но и по всему земному шару. Каждые три часа записываются и обобщаются в специальных международных центрах данные о температуре воздуха и почвы, влажности, ветре. Два раза в сутки, а именно в 13.30 и в 1.30 ночи запускаются метеорологические зонды. Резиновые шары для них подготавливается в течение двух- трех суток для того, чтобы хорошо растягивались и не лопались на высоте, где их объем увеличивается. Метровый по диаметру шар заполняется ровно одним килограммом водорода, специально приготовленным за три часа до полета. Шар нельзя не передуть, не недодуть — от этого зависит скорость полета, которая должна равняться 300 метрам в минуту. К шарику обыкновенной ленточкой крепится небольшой коробок с приборами, которые сообщают на Землю данные измерений — температуру, влажность, скорость и направление ветра. Сначала показания берутся с каждых 200 метров, затем — с 500, а начиная с 14 ого километра — через каждый километр. Шарик должен подняться не менее, чем на 20 километров в высоту, и летит он около двух часов. Холоднее всего на 10-м километре, там ночью в среду зафиксирована температура около 69 градусов мороза, следующая воздушная оболочка оказывается несколько теплее и затем снова наступает похолодание.

На самой метеорологической площадке, где измерения производят каждые три часа, используются непривычные для неспециалиста градусники. Они идут в комплекте по три штуки — фиксирующий максимальную, минимальную и среднюю температуры за истекшие три часа. По такой площадке можно ходить только по тропинкам, чтобы не нарушить высоту естественного покрытия снегом. Можно узнать и на сколько тепло семенам в почве — измерения производятся на глубинах 20, 40 сантиметров и даже глубже. Труд людей, которые производят столь значимые для предсказания погоды замеры круглосуточно, оплачивается примерно в 400 гривен в месяц. За двумя произведенными повышениями окладов сумма их заработка не увеличивалась из-за того, что общий фонд зарплаты не повышался. Техника, на которой приходится им трудиться, уже отработала свой срок и часто ломается. В советское время в Украине нужное для таких исследований оборудование не выпускалось, с приходом независимости во Львове наладили выпуск зондов, кстати, хорошего качества, а в Киеве стали выпускать барометры и датчики ветра. Поступает и «гуманитарка», среди которой множество приборов, не пригодных по реестру нашей страны для употребления. В целом, по словам сотрудников обсерватории, бюрократических препятствий им приходится преодолевать немало. Например, создали для Харьковского массива пост для измерения загрязнения среды, а вот кто его возьмет на баланс, пока никто не знает...

К слову, предсказывание погоды на основе ряда научных измерений — дело очень молодое. Оно берет начало с 20-х годов прошлого века. А вот архив с записями, констатирующими погоду в разных точках нашей страны, ведется с 1881 года. Это значит, что если сообщается: в какой-то день такого-то года наблюдалась самая высокая или самая низкая температура, имеется в виду «самый-самый» день, начиная именно с 1881 года. Первая же метеорологическая обсерватория на территории Украины была создана ровно 150 лет назад при университете святого Владимира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать