Выполните ли вы смертный приговор ради защиты общества?
«День» продолжает полемику относительно смертной казниВсегда будут и богословы, которые доказывают, что «от Бога» даже та власть, которая убивает, и социологи, которые утверждают, что 90% граждан «за» смертную казнь, а поэтому следует ее оставить. В богословские дебаты о том, когда убийство не является грехом, вмешиваться не хочу. А что касается социологов, пусть проведут закрытый опрос: сколько граждан дадут утвердительный ответ на вопрос, выполнят ли они смертный приговор кому- то собственноручно, если их участие не станет государственной тайной? Вот и будет приблизительный уровень общественной поддержки смертной казни в Украине. Не приемлемости наказания абстрактно, не чувства мести, если погибли близкие лица, — нет, именно готовности лично защищать общество от преступности таким решительным путем.
Проблема заключается даже не в подсознательный подмене понятий рядовыми гражданами, на мнение которых ссылаются. Проблема в отношении государства к этим гражданам. В Украине, к сожалению, оно основывается не на основных принципах верховенства права, а на стремлении манипулировать людьми. Объясню, почему.
Смертная казнь — в ее современной правовой форме — противоречит нескольким статьям Конституции и даже Уголовного кодекса. Скажем, статья 19 Конституции указывает, что «органы государственной власти.., их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины». Статья 27: «каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Долг государства защищать жизнь человека». Статья 57: «законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными». Статья 63: «осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, если иное не определено законом». В статье 64 отмечено, что право на жизнь не может ограничиваться в условиях военного и чрезвычайного состояния (хотя в Уголовном кодексе смертная казнь предусматривается «в боевой обстановке за соучастие» даже для гражданских лиц в 16-ти статьях). Что такое «боевая обстановка» — ни в одном законе не указано. Статья 92: только законами Украины устанавливаются: права и свободы человека и гражданина; гарантии этих прав и свобод; организация и деятельность органов исполнительной власти, организация государственной статистики; судопроизводство. Статья 129: основным принципом судопроизводства является законность.
Все эти статьи приведены с целью показать, что смертная казнь является антиконституционной (и, во всяком случае, смертные приговоры не подлежат выполнению), пока государство не урегулирует порядок ее выполнения официально опубликованным законом. Если государство так внимательно к «общественному мнению», нужно принять отдельный закон или раздел в Уголовно-исполнительном кодексе и огласить соответствующую статистику, для придания которой ранга государственной тайны нет никаких правовых оснований. Иначе складывается парадоксальная юридическая ситуация: никого нельзя подвергнуть уголовному наказанию иначе, чем в соответствии с законом (статья 3 УК) — а собственно закона об этом наказании нет! Вместо него — ссылка на «революционную сознательность» масс. Теперь о самом этом законе. Целью наказания может быть, по теории уголовного права, общая и специальная превенция. Иными словами, в первом случае карают для того, чтобы «другие не хотели совершать преступления»; во втором — чтобы не позволить конкретному преступнику совершать их снова. Думают ли другие преступники о казни в момент совершения преступлений? Очевидно, нет, ибо тогда собственно преступление вряд ли бы состоялось. И определенная часть потенциальных преступников действительно «отказывается» начать либо довершить преступление. Но какая? Если в Украине официально фиксируется 4—5 тысяч убийств ежегодно (а еще три тысячи погибают от поддельной водки, которую кто-то изготавливает), то «нейтрализация» 100—150 лиц очень незначительно влияет на уровень преступности. Кроме того, прибегая к смертной казни относительно лишенных свободы лиц, государство «превышает границы необходимой самообороны», признавая свою неспособность предотвратить совершение преступлений со стороны уже заключенных.
Следовательно, если окажется, что «общественное мнение» действительно настроено на сохранение смертной казни, нужно признать, что украинское общество теперь неспособно обезопасить себя законными средствами, т.е. принимая нормальные законы вместо тайных инструкций и выполняя добровольно взятые на себя международно- правовые обязательства.
Выпуск газеты №:
№146, (1999)Section
Общество