Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вырабатываем иммунитет на... интернет

О соблазнах и опасностях компьютерных сайтов знает только 17% украинцев
27 октября, 19:27
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Современных детей по праву можно назвать компьютерным поколением, ведь компьютер и интернет давно стал для многих если не смыслом жизни, то важной его составляющей. Они могут часами общаться в сети или играть в компьютерные игры, теряя при этом навыки общения в реальном мире. Как объясняют психологи, в компьютерной среде подростки чувствуют себя намного безопаснее, и что страшнее всего — не видят преимуществ настоящей жизни, таких как прогулки с друзьями, занятия спортом или поход в кино. Мало подростков учитывают, что при посещении различных интернет-сайтов на них ожидает ряд соблазнов и опасностей. Как показывает исследование Института социологии НАН Украины «Знания и отношение украинцев к вопросу безопасности детей в интернете», более 28% несовершеннолетних пользователей интернета готовы переслать свои фото незнакомцам, 17% легко соглашаются предоставить частную информацию о себе и семье, 22% периодически попадают на сайты для взрослых, 14% тратят настоящие деньги на получение виртуальных преимуществ в играх, а 11% попробовали купить наркотики, увидев в сети их рекламу.

— Украинцы до сих пор считают интернетные угрозы менее опасными для детей, чем курение или алкоголизм. А в целом об опасности интернет-сайтов знают только от 2 до 17% опрошенных, — утверждает директор «Центра социальных экспертиз» Института социологии Гульбаршин Чепурко. — 78% родителей не проверяют, какие сайты посещает их ребенок. Интернетом дети пользуются в основном самостоятельно, контроль минимальный и ограничивается разве что суммой денег на пополнение счета. Взрослые не осознают возможностей сети, поэтому и не видят рисков. Даже ограничивая пользование своего ребенка интернетом, взрослые редко руководствуются рассуждениями безопасности (только в каждом пятом случае), чаще — желанием сохранить зрение ребенка, его учебное или личное время, или же собственные средства.

Сейчас доступ к сети имеет 30% населения, вскоре же за тотальную интернетизацию украинцев собираются активно взяться мобильные операторы. По словам руководителя департамента по корпоративным связям компании «Киевстар» Жанны Ревновой, в ближайших планах операторов сотовой связи — обеспечить доступ к мобильному и стационарному интернету чуть ли не всем нашим соотечественникам. Если же учитывать, что свыше трети «юзеров» (37%) составляют дети и молодежь, актуальным становится вопрос профилактики рисков именно этой аудитории. Речь идет в первую очередь об опасности разглашения частной информации, доступе к платным сервисам (в том числе азартным играм), порнографии, материалам, пропагандирующим насилие или суициды.

Чтобы защитить детей от интернет-рисков, специалисты советуют научиться родителям азам онлайн-грамотности при помощи образовательных программ. Национальная экспертная комиссия по вопросам морали пошла еще дальше, предлагая взрослым применять чуть ли не шпионские методы для контроля за использованием интернета детьми. В своей тематической памятке для родителей комиссия, например, подсказывает как, обманув оператора, проверить мобильный счет и полученный ребенком контент без его ведома. Также НЭК возлагает большие надежды на программное обеспечение «Parental Control», блокирующее доступ ребенка к части сайтов и контента. Психологи же настаивают на кардинально другом пути решения проблемы. Валерия Кукса, ведущий специалист Центра семейной и детской психологии «Я+семья», советует использовать встречи ребенка с агрессивной информацией как предлог обсудить в кругу семьи важные вопросы употребления алкоголя, интимных отношений, суицидов.

— Мы должны не запретить включать интернет, а показать: если ты себя уважаешь, любишь и ценишь — ты не будешь себя отравлять или даже просто говорить разрушительные для тебя плохие слова, — считает психолог. — Если заложить ребенку правильную позицию, то в определенный момент он сам выключит агрессивный контент. Нужно не просто защищать от него детей, но и вырабатывать у них иммунитет к восприятию той или иной информации. Наилучшим способом интернет-воспитания являются общие путешествия по интернету детей и взрослых — как раз во время их есть возможность предупредить ребенка о рисках и научить их избегать.

Помочь родителям могут специальные учебные курсы по интернет-безопасности, но пока их в школьных программах нет. Альтернативой может стать социальная реклама и тематические справочные сайты. Также нужно усовершенствовать законодательство в области интернета, однако законодательные изменения произойдут только после того, как проблема получит большой общественный резонанс. Тогда же, по прогнозам социологов, изменится и отношение родителей к безопасности их детей в интернете.

Лариса ЕРГИЕВА, практический психолог-методист высшей категории Экономико-правового лицея Деснянского района:

— Родители также должны ориентироваться в новейших технологиях, в частности в компьютерных, чтобы помочь ребенку защититься от опасностей виртуального мира. Или же использовать эти технологии для развития и обучения детей, а не только для игры, общения или посещения различных сайтов. Нужно проводить семинары с родителями. профилактические занятия с детьми, чтобы они понимали: реальный мир также имеет свои преимущества. Найти их для каждого ребенка — это задача родителей, например, привлечь детей к кружкам, секциям, литературе, театру или кино. Одно из последствий виртуальной жизни — утрата навыков общения в реальном мире. Такие дети не умеют решать конфликтные ситуации, не знают, как налаживать отношения, а для этого необходимо самостоятельно предлагать тему для общения, выбирать вербальные и невербальные средства разговора. Выражение эмоций, мимика — вся эта невербалика также играет важную роль в общении, а дети этого не умеют. В последнее время ко мне приходят школьники, которых я учу этому. Они умеют через компьютер общаться «В контакте», где написал какую-то информацию, получил ответ, и все. А в реальной жизни этого недостаточно. Оказывается, этому нужно учить, особенно, если дети слишком рано садятся за компьютер, то есть в три-пять лет, тогда они вообще не умеют общаться в реальном мире. Также такие дети не понимают, что для разрешения конфликта нужно искать компромиссы, общую точку зрения или что-то общее. Не зная этого, они решают, как правило, проблемы так, как это делают их компьютерные герои, — ограниченными путями. Часто таким детям свойственно неумение идти на контакт, им трудно открыться, чтобы получить помощь, а также в них присутствует агрессивность. Это первая реакция на то, что родители ребенку запретили играть в компьютер, и такое враждебное отношение распространяется и на родителей, и на все окружение. Агрессия — это характерная реакция на то, что ребенку поручили определенное задание, заставили пойти в школу, то есть вытянули в реальный мир.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать